1. Подготовительная орфографическая работа. Упр. 65 (кроме предложения №6) – развивается умение находить в предложении и писать слова с орфограммой – буквой О/Ё после букв шипящего в корне, а также правильно писать слова с другими изученными ранее орфограммами. 1–2е предложения можно провести как объяснительный диктант; 3–5е предложения выполняются учениками самостоятельно с последующей взаимопроверкой; 7–8е предложения – дополнительное задание на группировку орфограмм: три ученика выполняют на доске одну и ту же работу: группируют слова с пропущенными буквами по видам орфограмм (остальные ученики записывают предложения полностью), затем результаты работы учеников у доски сравниваются. Проводится самооценка или взаимооценка (на основе алгоритма). Ученики оценивают свою работу «с места», когда очевидны расхождения, неточности, ошибки, что способствует объективности самооценивания. – В чём добились успеха? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? 2. Свободный диктант. Упр. 66 (методика проведения свободного диктанта подробно описана на с. 28–33 методического пособия). Для данного упражнения приведём необходимые комментарии. Анализ содержания и структуры текста. а) Работа с текстом до чтения. – Просмотрите задания к упражнению и имя автора текста. Как вы думаете, о чём может говориться в тексте? (Версии учеников.) – Вспомните, что значит «свободный диктант». (Ученики хорошо знакомы с данным видом работы из начальной школы.) – Уточните цель урока, опираясь на полученную из упражнения информацию. (Научиться «свободно», т.е. близко к тексту, но не дословно, излагать по абзацам содержание текста, в котором будет встречаться изученная орфограмма – буква О/Ё после буквы шипящего в корне.) б) Чтение всего текста учителем (ученики могут зрительно воспринимать текст). Беседа по содержанию: – О чём текст? Подтвердились ли ваши предположения? – Какие чувства вызывает эта картина природы? (Очарования, лёгкой грусти, умиротворения.) – В каком стиле написан текст? (Художественный.) Почему? (Это индивидуальное, образное восприятие природы, которое «дышит» красотой и одухотворённостью.) – К какому типу речи относится текст? (Описание.) – Как бы вы его озаглавили? (Рыбная ловля осенью. На озере. Очарование осенней природы.) – Сколько в тексте частей? Почему? (Показана общая картина озера осенью, затем рассказывается о рыбной ловле и заканчивается описанием красок осенней природы: жёлтых листьев, солнца, густого синего воздуха, мерцающих звёзд.) в) Чтение текста по абзацам. 1й абзац. – Сколько в нём предложений? – О чём этот абзац? (Об озере, засыпанном жёлтыми листьями, как ковром.) – Назовите ключевые слова этого абзаца. (Вороха жёлтых листьев, лески, не тонули.) Учитель на доске ставит цифру I и записывает ключевые слова. Методическая рекомендация. Работу можно поддержать с помощью мультимедийных средств: на слайде демонстрируются ключевые слова после ответов учеников, выводится предварительный план, орфографически сложные (важные) слова и т.п. 2й абзац. – Что такое чёлн? Что может помочь вам при ответе на этот вопрос? (Толковый словарь.) – Найдите значение слова чёлн. (Одиндва ученика ищут в толковом словаре это слово, приводят толкование, остальные пробуют объяснить самостоятельно, затем сверяют свои предположения с данными словаря.) – Какую рыбу ловили герои? Чем она примечательна? Назовите слова, которые характеризуют рыбу. (Разноцветные окуни, мелкие, как иглы, зубы у щуки.) – Как понимаете значение слова ляскали? (Щёлкали, сверкали.) – Назовите ключевые слова 2го абзаца. (Чёлн, чёрная вода, разноцветные окуни, ляскали, мелкие, как иглы, зубы.) Слова также должны быть представлены на доске (слайде). 3й абзац. – Сколько в нём предложений? – Как каждое предложение «дорисовывает» картину осенней природы? – Что добавляет нового к общему фону? (Жёлтые листья в дымке тумана, облетевшие стволы деревьев, облака и синий воздух, низкие звёзды над головой.) – Назовите ключевые слова 3го абзаца. (Жёлтый наряд, далёкие облака, синий густой воздух, низкие звёзды.) 3. Орфографическая и пунктуационная подготовка. а) – Найдите слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова. Подчеркните эти орфограммы в словах. б) – Подчеркните слова с проверяемой буквой безударного гласного. Подберите проверочные слова. Назовите словарные слова. в) – Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между словами? Подчеркните их, объясните. – Какие слова показались вам трудными в написании? Запишите их. г) – Назовите предложения, в которых есть знаки препинания. – Какие из них вы можете объяснить? – Обратите внимание на союзы что, как. Перед ними нужно поставить запятые (об этом узнаете немного позже). 4. Составление плана. Возможный план: 1) Озеро в жёлтых листьях. 2) Ловля рыбы на середине озера. 3) Разнообразные краски осени. 5. Пересказ текста учениками с опорой на план. 6. Запись текста. Учитель читает 1й абзац, ученики по памяти его записывают, затем 2й и 3й (слова с орфограммами, изученными на предыдущем уроке, сохраняются). 7. Самопроверка (без помощи учебника). |