СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 5 класс Развитие орфографических умений. Р/р Свободный диктант.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка 5 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 класс Развитие орфографических умений. Р/р Свободный диктант.»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. К. А. Ардашева г. Моздок РСО - Алания

урок русского языка в 5-м классе по теме:

«Развитие орфографических умений.»

Данная разработка урока составлена

для УМК Т. А. Ладыженской в соответствии

с требованиями ФГОС второго поколения.

Разработка подготовлена учителем

русского языка и литературы

Тугановой Татьяной Николаевной


Тема: Развитие орфографических умений.

Р/р Свободный диктант.


Тип урока. Урок развития умений, развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/п: овладевать различными видами аудирования (ознакомительным, выборочным) и чтения (ознакомительным, изучающим), излагать в устной и письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста, осуществлять информационную переработку текста (пересказ, план, ключевые слова).

3/4ЛР: понимать и воспроизводить содержание прочитанного текста по частям (абзацам), писать слова с изученными орфограммами, в том числе с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка.



Запись предложения:

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. (С. Есенин)

1. Синтаксический разбор, составление схемы.

2. Графическое обозначение изученных орфограмм; фиксируем внимание на слове шёлковые.

– Назовите слово с изученной на прошлом уроке орфограммой.

– Графически обозначьте условия её выбора. Приведите доказательство, помогающее выбрать правильное написание.



III. Проверка домашнего задания с помощью ИКТ.



Можно провести проверку на листочках.

Учащиеся (один ученик от группы) диктуют классу по 5 слов из домашнего самодиктанта (слова не должны повторяться!).

Затем проводится проверка (выводится на слайде с помощью компьютера готовая презентация, подготовленная каждой группой ребят).


Самооценивание.

Учитель может провести собственный контроль: фронтальный устный (учитель просит поднять руки тех ребят, кто выполнил работу полностью и без ошибок; с одной ошибкой; с двумя и более ошибками) или выборочный с оценкой учителя (оценивается работа с произведённой самопроверкой на листочках у отдельных учащихся).


Познавательные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.









ТОУУ


IV. Формулирование цели урока на основе ключевых слов.


Учитель просит вспомнить ключевые слова предыдущего урока. Затем открывает с помощью компьютера на слайде слова, среди которых есть лишнее (шипящие, корень слова, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О, текст).

– Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Текст на предыдущем уроке не рассматривался.)

– Спрогнозируйте, какой может быть цель урока. (Версии учеников: находить в тексте слова с орфограммой – буквой О/Ё после букв шипящих в корне, использовать слова с этой орфограммой в тексте, анализировать текст, включающий слова… и т.п.)


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Определять цель урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





V. Развитие правописных и речевых умений.


1. Подготовительная орфографическая работа.

Упр. 65 (кроме предложения №6) – развивается умение находить в предложении и писать слова с орфограммой буквой О/Ё после букв шипящего в корне, а также правильно писать слова с другими изученными ранее орфограммами.

1–2­е предложения можно провести как объяснительный диктант;

3–5­е предложения выполняются учениками самостоятельно с последующей взаимопроверкой;

7–8­е предложения – дополнительное задание на группировку орфограмм: три ученика выполняют на доске одну и ту же работу: группируют слова с пропущенными буквами по видам орфограмм (остальные ученики записывают предложения полностью), затем результаты работы учеников у доски сравниваются.


Проводится самооценка или взаимооценка (на основе алгоритма).

Ученики оценивают свою работу «с места», когда очевидны расхождения, неточности, ошибки, что способствует объективности самооценивания.

В чём добились успеха?

Какие трудности встретились?

Что помешало при выполнении задания?

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?


2. Свободный диктант.

Упр. 66 (методика проведения свободного диктанта подробно описана на с. 28–33 методического пособия).

Для данного упражнения приведём необходимые комментарии.

Анализ содержания и структуры текста.

а) Работа с текстом до чтения.

– Просмотрите задания к упражнению и имя автора текста. Как вы думаете, о чём может говориться в тексте? (Версии учеников.)

– Вспомните, что значит «свободный диктант». (Ученики хорошо знакомы с данным видом работы из начальной школы.)

– Уточните цель урока, опираясь на полученную из упражнения информацию. (Научиться «свободно», т.е. близко к тексту, но не дословно, излагать по абзацам содержание текста, в котором будет встречаться изученная орфограмма – буква О/Ё после буквы шипящего в корне.)

б) Чтение всего текста учителем (ученики могут зрительно воспринимать текст).

Беседа по содержанию:

– О чём текст? Подтвердились ли ваши предположения?

Какие чувства вызывает эта картина природы? (Очарования, лёгкой грусти, умиротворения.)

В каком стиле написан текст? (Художественный.) Почему? (Это индивидуальное, образное восприятие природы, которое «дышит» красотой и одухотворённостью.)

– К какому типу речи относится текст? (Описание.)

– Как бы вы его озаглавили? (Рыбная ловля осенью. На озере. Очарование осенней природы.)

– Сколько в тексте частей? Почему? (Показана общая картина озера осенью, затем рассказывается о рыбной ловле и заканчивается описанием красок осенней природы: жёлтых листьев, солнца, густого синего воздуха, мерцающих звёзд.)

в) Чтение текста по абзацам.

1­й абзац.

– Сколько в нём предложений?

– О чём этот абзац? (Об озере, засыпанном жёлтыми листьями, как ковром.)

– Назовите ключевые слова этого абзаца. (Вороха жёлтых листьев, лески, не тонули.)

Учитель на доске ставит цифру I и записывает ключевые слова.

Методическая рекомендация. Работу можно поддержать с помощью мультимедийных средств: на слайде демонстрируются ключевые слова после ответов учеников, выводится предварительный план, орфографически сложные (важные) слова и т.п.


2­й абзац.

– Что такое чёлн? Что может помочь вам при ответе на этот вопрос? (Толковый словарь.)

– Найдите значение слова чёлн. (Один­два ученика ищут в толковом словаре это слово, приводят толкование, остальные пробуют объяснить самостоятельно, затем сверяют свои предположения с данными словаря.)

– Какую рыбу ловили герои? Чем она примечательна? Назовите слова, которые характеризуют рыбу. (Разноцветные окуни, мелкие, как иглы, зубы у щуки.)

– Как понимаете значение слова ляскали? (Щёлкали, сверкали.)

– Назовите ключевые слова 2­го абзаца. (Чёлн, чёрная вода, разноцветные окуни, ляскали, мелкие, как иглы, зубы.)

Слова также должны быть представлены на доске (слайде).

3­й абзац.

– Сколько в нём предложений?

– Как каждое предложение «дорисовывает» картину осенней природы?

– Что добавляет нового к общему фону? (Жёлтые листья в дымке тумана, облетевшие стволы деревьев, облака и синий воздух, низкие звёзды над головой.)

– Назовите ключевые слова 3­го абзаца. (Жёлтый наряд, далёкие облака, синий густой воздух, низкие звёзды.)

3. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

а) – Найдите слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова. Подчеркните эти орфограммы в словах.

б) – Подчеркните слова с проверяемой буквой безударного гласного. Подберите проверочные слова. Назовите словарные слова.

в) – Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между словами? Подчеркните их, объясните.

– Какие слова показались вам трудными в написании? Запишите их.

г) – Назовите предложения, в которых есть знаки препинания.

– Какие из них вы можете объяснить?

– Обратите внимание на союзы что, как. Перед ними нужно поставить запятые (об этом узнаете немного позже).

4. Составление плана.

Возможный план:

1) Озеро в жёлтых листьях.

2) Ловля рыбы на середине озера.

3) Разнообразные краски осени.



5. Пересказ текста учениками с опорой на план.

6. Запись текста.

Учитель читает 1­й абзац, ученики по памяти его записывают, затем 2­й и 3­й (слова с орфограммами, изученными на предыдущем уроке, сохраняются).

7. Самопроверка (без помощи учебника).















































ТОУУ




























Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, выборочным) и чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Осуществлять информационную переработку текста (пересказ, план, ключевые слова).



Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.





Духовно-нравственное воспитание

1) Воспитание нравственного чувства, готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2) Экологическое воспитание.

3) Эстетическое воспитание.





3. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.





































































4. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, ключевые слова).

5. Осуществлять речевой самоконтроль.



VI. Итог урока.



– Какую цель поставили на уроке? Удалось ли её достичь?

– Что было самым интересным на уроке? Встретились ли трудности?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 67.

Комментарий учителя по домашнему заданию.

– Вспомните, как мы работали по тексту К.Г. Паустовского, и попробуйте по ключевым словам (сочетаниям), приведённым в упр. 67, самостоятельно составить текст на тему: «В осеннем парке». (Ученики могут привести только начало, включив несколько словосочетаний.)

– Прочитайте внимательно задания к тексту. Какой это будет тип речи? Почему? (Нужно создать картину осеннего парка, выделить его особенности, передать настроение – значит, описание.)

– Какой вы выберете стиль речи? Почему?

– Прочитайте слова с изученными на уроке орфограммами. Обратите внимание, они обязательно должны быть использованы в вашем тексте.

Задание можно дать на необходимом (Н. составить предложения) и повышенном уровне (П. составить текст).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!