СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Сельское хозяйство мира»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Сельское хозяйство мира»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сельское хозяйство мира»»

Тема урока «Сельское хозяйство мира»

Цель урока.

Образовательная: сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомится с понятием «зелёная революция», главными сельскохозяйственными регионами мира, типами сельского хозяйства.

Воспитательная: формирование таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, чёткость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать её;

Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, дополнительной литературой, атласом и картой; материалами интернет, умений мыслить, анализировать и делать выводы. Формирование таких приёмов умственной деятельности, как: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация, постановка и решение проблемы и т.д. Развитие активности мышления, его самостоятельности, систематичности.

Оборудование: атласы, учебники, презентация «Сельское хозяйство мира», раздаточный материал, политическая карта мира.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  1. Повторим. Вспомните из курса географии 9 класса:

  • три звена входящие в состав АПК

  • какие отрасли АПК обеспечивают развитие комплекса, какие отрасли занимаются переработкой с/х сырья?

  1. Структура агропромышленного комплекса мира.

а) агропромышленный комплекс – объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции, переработки и доведения её до потребителя.

б) В составе АПК выделяется три основных звена: отрасли, обеспечивающие развитие комплекса; сельское хозяйство; отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию

в) Сельское хозяйство – вторая по значимости после промышленности отрасль материального производства.

Г) ФАО: голод остаётся серьёзной проблемой

3) Типы сельского хозяйства.

1.Товарное сельское хозяйство, которое включает:

а) интенсивное земледелие;

б) интенсивное животноводство.

2.Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое включает:

а) плужное и мотыжное земледелие;

б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;

в) собирательство, охоту, рыболовство.

3. В экономически развитых странах (постиндустриальных) сельское хозяйство высокотоварное.

а) В постиндустриальных странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса.

Агробизнес включает производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и др.

Вывод. Агробизнес придает сельскому хозяйству индустриальный характер.

4. В развивающихся странах преобладает: традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство; товарное сельское хозяйство.

4) Понятие о « зеленой революции».

1Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.

2.«Зеленая революция» включает три основных компонента:

  1. Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.

  2. Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного орошения).

  3. Широкое применение современной техники. Удобрений, и других химикатов.



3.Прогрессивные последствия «зеленой революции»:

  1. В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в зерне путем собственного производства.

  2. Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.

  3. Увеличился спрос на машины и удобрения.

3. Закрепление.

1) Практикум:

1.В какой группе стран преобладает доля занятых в сельском хозяйстве? Страны в которых доля занятых в с/х превышает 80 %.

2. Регионы – лидеры по производству с/х продукции



  1. Проанализируйте карту. Какие страны мира отличаются высокой долей голодающих?

  2. Какие типы сельского хозяйства представлены на фото?

  1. Тесты

1 Какие регионы являются лидерами по производству с-х продукции на душу населения? 1) США, Канада, Бразилия, Япония 2)Зарубежная Европа Аргентина, Южная Африка, 3) Ю-В Азия, Центральная Америка, Австралия

  1. Какие звенья входят в состав АПК?1) Отрасли обеспечивающие переработку сырья, его хранение и доставку потребителю 2) Сельское хозяйство 3) Отрасли обеспечивающие развитие АПК

  2. Для товарного С-Х характерно?1) высокий уровень механизации и химизации,2) подсечно-огневое земледелие ,3) использование новейших достижений селекции и генетики.

  3. «Зелёная революция» – это: 1) рост религиозной активности в исламских странах; 2) активизация деятельности международных экологических организаций;3) внедрение новейших технологий в сельское хозяйство.

  4. Высокая доля занятых в сельском хозяйстве характерна для стран? 1) развитых, 2) развивающихся 3) США, 4) Канада 5) Германия

  5. Укажите страны, в которых агропромышленный комплекс приобрел форму так называемого агробизнеса 1)Швейцария, 2)Германия, 3)Судан, 4)Ангола, 5)Чад.

  6. Какова численность населения занятого в сельском хозяйстве мира? 1) 3 млрд. человек, 2) 1,3 млрд. человек 3)0,5 млрд. человек.

  7. Укажите страны, в которых развивается традиционное потребительское сельское хозяйство 1) Франция, 2) Великобритания, 3)Алжир. 4) Эфиопия, 5) Танзания

  8. Укажите страны, в которых наибольшее распространение получила "зеленая революция» 1)Мексика, 2) Эфиопия, 3) Филиппины,4)Нигер, 5)Индия

  9. Укажите страны, в которых не получила распространение "зеленая революция» 1)Мексика, 2) Эфиопия, 3) Филиппины,4)Нигер, 5)Уганда

4)Вопросы:

1. Назовите основные направления «зелёной революции»

2.Почему «зелёная революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах?

3. В чём заключается значение «зелёной революции»?

4. Почему именно на зерновых культурах используются достижения «зелёной революции»?

5. В каких странах и регионах «зелёная революция» даёт высокие результаты?

6. Что такое агробизнес?

7. Что такое плантация?

8. Назовите особенности товарного сельского хозяйства развитых стран.

9. Что такое потребительское сельское хозяйство.

10. Какие факторы определяют набор культур в сельском хозяйстве разных стран?

5)Задания ЕГЭ

Важным показателем уровня развития сельского хозяйства страны является ВВП произведённый в сельском хозяйстве, рассчитанный на душу сельского населения. Используя данные таблицы, определите этот показатель для Азербайджана и Австрии и сделайте вывод о том, в какой из стран уровень развития сельского хозяйства выше.

Некоторые показатели социально-экономического развития Азербайджана и Австрии в 2007 г.



Страна

Численность населения млн. чел.

Объём ВВП, млн. долл.

Отраслевая структура ВВП,%

Всего

Город ского

сельского

Сельск. Хоз-во.

Пром-ть

Сфера услуг

Азербайджан

8,6

4,5

4,1

46000

8,0

60,0

32,0

Австрия

8,4

5,6

2,8

413000

1,7

32,3

66,0

Для развития сельскохозяйственного производства страны большое значение имеют как природные, так и материальные ресурсы.

Используя данные таблицы, сравните страны А и Б по таким показателям как общая площадь пашни и количество тракторов приходящихся на 1000 гектаров пашни.

СТРАНА

Общая площадь земельных угодий, тыс. га

 

Доля пашни в общей площади земельных угодий, %

Трактора, штук

А

12000

10

12000

Б

18000

8

12000



Какая из отраслей сельского хозяйства стран Северной Африки «несёт ответственность» за развитие процесса опустынивания в этом регионе? Какие изменения в природе ведут к опустыниванию?

Высотная Асуанская плотина водохранилища «Насер» была введена в строй в 1971 году. Созданное водохранилище зарегулировало сток реки Нил, в результате чего прекратились её разливы. Какое влияние создание водохранилища оказало на развитие сельского хозяйства в долине Нила? Укажите не менее двух последствий.

6) Кроссворд

По горизонтали

1 Ведение сельского хозяйства включающего производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений.

2.Страна – лидер по объему производства мандаринов.

3.Отрасль сельского хозяйства.

4. Сельское хозяйство в котором хорошо организованные плантации и фермы, занимают лучшие земли, используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение.

5.Мировая специализация Бразилии

6.Волокнистая культура из которой изготавливают джинсовую ткань

По вертикали

1.Отрасль сельского хозяйства.

2. Преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники

3.Главная зерновая культура стран расположенных в умеренном и субтропическом климатических поясах

4. Сельское хозяйство, представленное сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории

4.Домашнее задание.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!