СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Тема: «Сложные союзные предложения».                                                            

 Цели урока:        1.Дать понятие о сложном союзном предложении, о знаках препинания между частями сложного предложения, соединенных союзами.

                               2.Выработать умения и навыки составления текста, совершенствовать умение составлять текст.

                               3.Обогащать словарный запас учащихся, развивать умение работать со справочной литературой.                                                        

Оборудование:  Учебные рисунки, схемы, раздаточный материал                                                          

Этапы урока:     1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей урока.      

                             2.Работа со скороговоркой

                             3.Повторение в виде карточек.

                             4.Синтаксический разбор предложения. В это же время остальные  учащиеся  работают индивидуально по карточкам.

                            5.Изучение новой темы

                            6.Творческое списывание с орфографическим разбором.  

                             Взаимопроверка

                            6.Работа с текстом

                            7.Графический диктант.

                            8.Итоги урока.

                            9.Домашнее задание.

 Приветствие. Готовность класса к уроку. Цели и задачи. Мотивация. Оформление доски.  Оформление тетрадей. Запись темы. 

Ход урока:

- Цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы познакомиться со сложными союзными предложениями и с постановкой знака препинания между частями сложного предложения. Итак, ребята, для чего мы будем изучать данную тему?

- Зачем мы ее будем изучать?

- Как мы будем изучать тему?

Хорошо! Первый этап нашего урока называется

1. «Развиваем свою речь»  с помощью скороговорки.

  •  

- О чем рассказывается в ней?                                                                         

2.  Повторение материала по карточкам.                                                   

- Произведем синтаксический разбор простого предложения.  (1 учащийся у доски, остальные в тетради)

  Летом городские улицы украшают фонтаны.

По цели высказывания это предложение повествовательное, потому что оно говорит нам о том, что фонтаны украшают летом городские улицы.

По интонации – невосклицательное.

По наличию главных членов – простое. Подлежащее фонтаны, выражено существительным. Фонтаны что делают? – украшают – это сказуемое, выражено глаголом. Кроме главных членов в этом предложении есть еще и второстепенные члены, значит оно распространенное.

Фонтаны украшают что? – улицы. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, выражено существительным. Фонтаны украшают улицы когда? Летом – это обстоятельство, подчеркиваем штрихпунктирной линией, выражено существительным. Фонтаны украшают улицы какие? Городские – это определение, подчеркиваем волнистой линией, выражено прилагательным. Это предложение ничем не осложнено.

Остальные работают индивидуально по карточкам.

1 вариант: Дубовый листочек оторвался от ветки родимой и в степь улетел.

2 вариант: Над осиной легкий ветер зашумел.

   

Родительный

Без, у , до, от, с, после, для, вокруг, около, из, от

Дательный

К, по

Винительный

В, на ,за, про, через

Творительный

За, над, под, перед, с

Предложный

В, на, о, об, обо, при

 

Повторили изученный материал по простому предложению.

Переходим к следующему этапу нашего урока.

- Сколько грамматических основ в предложении?

- О чем говорилось в предложениях?

- Обратите внимание на доску: ночью поднялся ветер, и море разбушевалось.

- Чем отличается это предложение от предыдущих предложений?

- Правильно, ребята! Если в предложении две грамматические основы, то предложение является сложным.

- Обратите внимание, с помощью чего соединено первое предложение со вторым?

Вывод: сделаем вывод, который покажет, насколько хорошо вы видите отличия простого предложения от сложного.

Итак, ребята!

 

 

 

1.С севера п..дул студеный ветер(и)

2.Они падают на землю (и)

3.Каждый слой снега сначала бывает рыхлый.(потому что).

4.Растут сугробы (и).

                                                       

 

Снежный покро.. становит(?)ся плотным.

С неба посыпались сн…ж…нки.

Сн…ж…нки ложат(?)ся не плотно дру.. к другу.

Все вокру… застилает(?)ся белым покрывалом.

В скобках для подсказки даны союзы.

Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг и друга правильность выполнения этого задания. А прежде скажите, получился ли у нас текст?

Да.

 Озаглавьте его и на пропущенной строчке запишите название.Как образуются плотные сугробы.

Как вы определили что это текст.

У нас получилось 4 предложения, связанных между собой по смыслу и грамматически. А еще у этого текста есть автор это еще один необходимый пункт для связного текста, так же есть название.

Ребята проверяют работы друг друга по готовому тексту, который находится с обратной стороны доски.

Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок.

Молодцы, ребята. Следующей вид работы называется.

7.Графический диктант.

  Задание: не записывая предложений, вычертите их схемы.

  1.  Ползают по былинкам жучки-коровки, бегают муравьи, порхают над цветами бабочки.

[ ],[ ],[ ]. –это сложное предложение, состоящее из трех простых предложений, разделенных между собой запятыми.

      2.Летают над водой прозрачно –синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.

         [ ], и [ ]. –это сложное предложение, состоящее из двух простых предложений, соединенных между собой союзом и, перед которым ставится запятая.

      3.Звонко стучит по сухому дереву дятел, свистят на березах иволги.

         [ ], [ ] –сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух простых, разделенных между собой запятыми.

      4.Смолой пахнут ели, и от множества запахов кружится голова.

         [ ], и [ ] –сложное союзное предложение, состоящее из 2-х простых, соединенных союзом и, перед которым ставится запятая.

Поднимите руки, если у вас есть по этому заданию вопросы. Вопросов нет. Хорошо!

8.Подведем итог нашему уроку.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

     Мы узнали о сложном союзном предложении, о том, что между частями сложного предложения, соединенного союзом и, ставится запятая.

Хорошо, ребята, верно. Молодцы!

9. Открываем дневники, записываем задание на дом.

    Параграф 36, пунктограмма №4, упражнение 213.

В этом упражнении вы должны дописать сложные союзные предложения, 1-ая часть которых вам уже дана, а вторую вы должны будете придумать сами. Дополнительное задание: составить схемы к каждому предложению.

   Вопросы есть по домашнему заданию?

Нет.

Урок окончен. Можете быть свободными.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Сложное предложение»

Класс: 5

Тема: «Сложные союзные предложения».                                                            

 Цели урока:        1.Дать понятие о сложном союзном предложении, о знаках препинания между частями сложного предложения, соединенных союзами.

                               2.Выработать умения и навыки составления текста, совершенствовать умение составлять текст.

                               3.Обогащать словарный запас учащихся, развивать умение работать со справочной литературой.                                                        

Оборудование:  Учебные рисунки, схемы, раздаточный материал                                                          

Этапы урока:     1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей урока.

2.Работа со скороговоркой

3.Повторение в виде карточек.

                           4.Синтаксический разбор предложения. В это же время остальные учащиеся работают индивидуально по карточкам.

                           5.Изучение новой темы

                            6.Творческое списывание с орфографическим разбором.  

                             Взаимопроверка

                            6.Работа с текстом

                            7.Графический диктант.

                            8.Итоги урока.

                            9.Домашнее задание.

 Приветствие. Готовность класса к уроку. Цели и задачи. Мотивация. Оформление доски.  Оформление тетрадей. Запись темы. 

Ход урока:

- Цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы познакомиться со сложными союзными предложениями и с постановкой знака препинания между частями сложного предложения. Итак, ребята, для чего мы будем изучать данную тему?

- Зачем мы ее будем изучать?

- Как мы будем изучать тему?

Хорошо! Первый этап нашего урока называется

1. «Развиваем свою речь»  с помощью скороговорки.

- Какие звуки повторяются в этой скороговорке?

- О чем рассказывается в ней?                                                                         

2. Повторение материала по карточкам.                                                   

- Произведем синтаксический разбор простого предложения. (1 учащийся у доски, остальные в тетради)

  Летом городские улицы украшают фонтаны.

По цели высказывания это предложение повествовательное, потому что оно говорит нам о том, что фонтаны украшают летом городские улицы.

По интонации – невосклицательное.

По наличию главных членов – простое. Подлежащее фонтаны, выражено существительным. Фонтаны что делают? – украшают – это сказуемое, выражено глаголом. Кроме главных членов в этом предложении есть еще и второстепенные члены, значит оно распространенное.

Фонтаны украшают что? – улицы. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, выражено существительным. Фонтаны украшают улицы когда? Летом – это обстоятельство, подчеркиваем штрихпунктирной линией, выражено существительным. Фонтаны украшают улицы какие? Городские – это определение, подчеркиваем волнистой линией, выражено прилагательным. Это предложение ничем не осложнено.

Остальные работают индивидуально по карточкам.

1 вариант: Дубовый листочек оторвался от ветки родимой и в степь улетел.

2 вариант: Над осиной легкий ветер зашумел.

   

Родительный

Без, у , до, от, с, после, для, вокруг, около, из, от

Дательный

К, по

Винительный

В, на ,за, про, через

Творительный

За, над, под, перед, с

Предложный

В, на, о, об, обо, при


Повторили изученный материал по простому предложению.

Переходим к следующему этапу нашего урока.

- Сколько грамматических основ в предложении?

- О чем говорилось в предложениях?

- Обратите внимание на доску: ночью поднялся ветер, и море разбушевалось.

- Чем отличается это предложение от предыдущих предложений?

- Правильно, ребята! Если в предложении две грамматические основы, то предложение является сложным.

- Обратите внимание, с помощью чего соединено первое предложение со вторым?

Вывод: сделаем вывод, который покажет, насколько хорошо вы видите отличия простого предложения от сложного.

Итак, ребята!





1.С севера п..дул студеный ветер(и)

2.Они падают на землю (и)

3.Каждый слой снега сначала бывает рыхлый.(потому что).

4.Растут сугробы (и).

                                                       


Снежный покро.. становит(?)ся плотным.

С неба посыпались сн…ж…нки.

Сн…ж…нки ложат(?)ся не плотно дру.. к другу.

Все вокру… застилает(?)ся белым покрывалом.

В скобках для подсказки даны союзы.

Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг и друга правильность выполнения этого задания. А прежде скажите, получился ли у нас текст?

Да.

 Озаглавьте его и на пропущенной строчке запишите название.Как образуются плотные сугробы.

Как вы определили что это текст.

У нас получилось 4 предложения, связанных между собой по смыслу и грамматически. А еще у этого текста есть автор это еще один необходимый пункт для связного текста, так же есть название.

Ребята проверяют работы друг друга по готовому тексту, который находится с обратной стороны доски.

Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок.

Молодцы, ребята. Следующей вид работы называется.

7.Графический диктант.

  Задание: не записывая предложений, вычертите их схемы.

  1.  Ползают по былинкам жучки-коровки, бегают муравьи, порхают над цветами бабочки.

[ ],[ ],[ ]. –это сложное предложение, состоящее из трех простых предложений, разделенных между собой запятыми.

      2.Летают над водой прозрачно –синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.

         [ ], и [ ]. –это сложное предложение, состоящее из двух простых предложений, соединенных между собой союзом и, перед которым ставится запятая.

      3.Звонко стучит по сухому дереву дятел, свистят на березах иволги.

         [ ], [ ] –сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух простых, разделенных между собой запятыми.

      4.Смолой пахнут ели, и от множества запахов кружится голова.

         [ ], и [ ] –сложное союзное предложение, состоящее из 2-х простых, соединенных союзом и, перед которым ставится запятая.

Поднимите руки, если у вас есть по этому заданию вопросы. Вопросов нет. Хорошо!

8.Подведем итог нашему уроку.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

     Мы узнали о сложном союзном предложении, о том, что между частями сложного предложения, соединенного союзом и, ставится запятая.

Хорошо, ребята, верно. Молодцы!

9. Открываем дневники, записываем задание на дом.

    Параграф 36, пунктограмма №4, упражнение 213.

В этом упражнении вы должны дописать сложные союзные предложения, 1-ая часть которых вам уже дана, а вторую вы должны будете придумать сами. Дополнительное задание: составить схемы к каждому предложению.

   Вопросы есть по домашнему заданию?

Нет.

Урок окончен. Можете быть свободными.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!