СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе. Анализ стихотворения Б.Окуджавы "Полночный троллейбус"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы по программе Б.А.Ланина всегда интересны и неожиданны: в каждом произведении вы найдете философские вопросы. И в стихотворении Булата Окуджавы «Полночный троллейбус» поднимается проблема одиночества. Для учеников шестого класса вопрос, возможно, не актуален, тем интереснее говорить об этом на уроке.

Кроме этого, на уроке особое внимание уделено тем ученикам, которые читают плохо (70-80 слов в минуту). Они «трудятся» в «Отделе интонирования»: читают на время, находят слова, работают над интонацией. Всё это запланировано учителем специально, чтобы отрабатывать технику чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе. Анализ стихотворения Б.Окуджавы "Полночный троллейбус"»

Урок-лаборатория

Тема урока: Анализ стихотворения Б.Ш.Окуджава «Полночный троллейбус».

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

1) Слово учителя:

  • Здравствуйте, ребята. Вы пришли на урок литературы, а на слайде почему-то изображены предметы, которые никакого отношения к нему не имеют. Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения?

  • Где проводятся исследования, анализы? (В лаборатории)

  • Скажите, пожалуйста, как вы понимаете лексическое значение слова ЛАБОРАТОРИЯ? (Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований, химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т.д.)

  • Но в нашем классе нет условий для каких-то опытов, зато на центральном столе лежит старый сборник стихов. Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься? (исследовать текст, анализировать его).

  • Каким инструментом пользуются поэты и писатели, чтобы передать нам свои мысли, поделиться с нами своими чувствами, раскрыть перед нами окружающий мир? (СЛОВОМ)

  • Предположите, чем мы будем заниматься на уроке и попробуйте сформулировать тему (Анализ стихотворения)

  • В основе анализа – слово поэта. Чем точнее слово, тем ярче образ.

2) Вхождение в тему урока через отработку техники чтения

Работа в группах (каждая группа получает своё задание в зависимости уровня техники чтения).

  • Наш урок так и называется – урок-лаборатория. Разрешите мне представить работников нашей лаборатории, которая состоит из нескольких отделов:

  • Первый отдел - «Лаборатория слова». Работники этого отдела исследует ассоциативный ряд.

Второй отдел «Лаборатория образа», в котором работают исследователи, изучающие внешний и внутренний облик ЛГ.

Третий отдел - «Лаборатория аналитиков». Их задача – выдвигать гипотезы, то есть предположения, и доказывать их.

Четвёртый отдел «Лаборатория интонирования» отвечает за связи с общественностью. Задача ребят – озвучить стихотворение так, чтобы все поняли, какой глубокий смысл заложен в поэтическом тексте.

  • Есть в нашей лаборатории человек, который отвечает за сроки выполнения экспериментов и опытов. Назовём его условно «хранителем времени». (Астапов Михаил)

  • Проведем первый опыт: найдём ответ на вопрос «ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО».

Опыт первый – «Вхождение в тему»

Перед вами сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жило-было существо по (10) имени Одиночество. Оно управляло душами людей. Одиночество умело рисовать и (20) рисовало Отчаяние. Оно умело петь и пело Страдание. А люди (30) подчинялись ему...

Им было очень плохо, потому что они ни (40) на что не надеялись и ничего не ждали: ни любви, (50) ни счастья, ни радости... Друзей у них не было.

Но (60) однажды ярко и весело пробежал по их домам солнечный лучик, (70) и заглянула к ним в гости Надежда... И вместе с (80) Надеждой пришли Любовь, Счастье и Радость...

Обрадовавшись им, люди взялись (90) за руки, и ... ушло Одиночество из их жизни, а вместе (100) с ним Боль и Страдание. Люди стали едины, у них появились Друзья. (112)


Группа 1 – «Лаборатория слова» (способ чтения - углубленное чтение)

Внимательно прочитайте сказку и на доске создайте «Облако мыслей»: какие ассоциации возникают у вас со словом ОДИНОЧЕСТВО?

Примечание: выполнив эту работу, ответьте на вопрос: что несёт человеку одиночество и почему?


Группа 2 – «Лаборатория образа» (способ чтения - быстрое чтение)

Прочитайте сказку. Ответьте на вопрос: можно ли нарисовать ОДИНОЧЕСТВО? Свой ответ докажите. (Прикрепите рисунок на доску)

Примечание: выполнив эту работу, ответьте на вопросы: Как выглядит одиночество? Знакомо ли вам чувство одиночества? Как может выглядеть одиночество и почему?


Группа 3 – «Лаборатория аналитиков» (способ чтения - выборочное чтение)

Прочитайте сказку. Выдвиньте гипотезу: что может лежать в основе распределения образов героев в два столбика? Распределите их в два столбика. Объясните, по какому принципу вы их объединили.

Группа 4 - «Лаборатория интонирования» (те, кто имеет низкую технику чтения) (способ чтения - углублённое чтение, приём – «Ускорение»).

1) Медленно и вдумчиво прочитайте сказку про себя, останавливаясь на трудных словах. Подчеркните эти слова и прочитайте их еще раз по слогам.

2) прочитайте сказку в течение одной минуты,

3) отметьте то место, до которого дочитали,

4) прочитайте еще раз этот же текст, снова отметив то место, где остановились,

5) сравните результаты.

6) Ответьте на вопрос: что может спасти человека от одиночества?

7) Найдите предложения, в которых спрятана основная мысль, и выразительно прочитайте их (каждый по предложению)


3) Проверка работы в группах.

  • Что же несёт человеку одиночество? Почему? (группа 1)

  • Знакомо ли вам чувство одиночества? Как может выглядеть одиночество и почему? (группа 2)

  • Назовите слова, которые являются спутниками одиночества? (группа 3)

  • Может ли человек победить одиночество? Что для этого требуется? Как об этом говорится в сказке? (группа 4)

  • Давайте еще раз посмотрим на центральный стол. Кроме книги, на нём лежат и другие предметы (макеты троллейбусов и чернильница с пером). Каковы ваши предположения: как эти предметы связаны со сборником стихов?


2. Аналитическая работа со стихотворением Булаты Окуджавы «Полночный троллейбус»

Опыт второй «Партитура чувств»

Хранитель времени:

— прослушивание песни – 3 минуты

— обсуждение

1) Прослушивание песни в исполнении Булата Окуджавы.

Задание перед прослушиванием песни:

— В момент прослушивания песни пусть каждый из вас отобразит свое эмоциональное состояние в виде геометрической фигуры, например, круга, пятна одного или нескольких цветов, знаков препинания (многоточия, вопросительного знака..) и т.п.

После прослушивания:

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

  • Как и почему вы выразили своё отношение к стихотворению-песне?


2) Беседа с учащимися

Опыт третий – «Знакомство с лирическим героем »

Хранитель времени:

— беседа с классом

  • Прочитайте еще раз стихотворение про себя.

  • Скажите, каким предстаёт лирический герой в первой строфе? Каково его душевное состояние?

  • Какие слова помогают это понять? («невмочь пересилить беду», «подступает отчаянье»)

  • Прочитайте вторую строфу? С какой просьбой обращается ЛГ к троллейбусу?

  • Как эта просьба характеризует ЛГ?

  • Можно ли помочь тем, кто потерпел крушенье?

  • Перечитайте третью строфу. Кто, по мнению ЛГ, может прийти на помощь одинокому человеку?

  • Обратите внимание на четвёртую строфу. Как вы понимаете высказывание «много ... доброты в молчанье»?

  • Что происходит с душевным и физическим состоянием ЛГ в последней строфе? Докажите.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Поднимите руки вверх и похлопайте ими.

  • Сядьте за парты, закройте глаза и пожелайте своим родным, близким, друзьям здоровья и мира.

Опыт четвертый – «Аналитика»

Хранитель времени –

— Работа в группах

  • Мы продолжаем исследование.

Группа 1 – «Лаборатория слова»

— Какой смысл заключён в названии стихотворения?

— Какие слова позволяют нам сказать, что это стихотворение об одиночестве?

— Какие средства выразительности позволяют поэту выразить боль ЛГ?

— Исследовав средства выразительности, нарисуйте эмоциональную кривую (график) стихотворения.

Примечание для группы:

2 человека отвечают устно на вопросы,

2 человека рисуют на доске эмоциональную кривую стихотворения.

Примерная эмоциональная кривая стихотворения:

.боль стихает

одиночество ушло

.помощь, доброта

.боль, отчаянье .крушенье

одиночество



Группа 2 - «Лаборатория образа»

— Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете стихотворение Булата Окуджавы?

— Каким предстает перед вами ЛГ?

— Какие еще образы «населяют» стихотворение? Как они взаимосвязаны?

— Почему ЛГ перестаёт чувствовать себя одиноким, а «боль, что стучала скворчонком в виске, стихает»?

— Что помогло ЛГ избавиться от одиночества?

— Запишите на доске свой ответ одним словом (ВЗАИМОПОМОЩЬ)

Примечание для группы:

— Должен прозвучать общий ответ от группы (1-2 минуты)


Группа 3 – «Лаборатория аналитиков»

— Можно ли этот троллейбус назвать особенным? Почему? В чём проявляется его необычность?

— Все ли могут сесть в этот полночный троллейбус?

— Каким образом можно оказаться в необычном троллейбусе? Подтвердите текстом

— Могла ли стихнуть боль, если бы ЛГ не оказался в этом троллейбусе?

Примечание для группы:

— Работаем вместе, отвечает один человек


Группа 4 – «Лаборатория интонирования»

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения, разделив его на четыре смысловые части. Прочитайте так, чтобы все услышали душевные переживания ЛГ.

Примечание для группы:

— Каждый читает свою смысловую часть.


3) Выступление групп

Хранитель времени – 5 минут


3. Подведение итогов.

  • Наша лабораторная работа подошла к концу. Давайте послушаем Настю К. и Дениса Н., которые дома составили эйдос-конспект.

  • Скажите, какую формулу спасения от разочарования и одиночества даёт Булат Окуджава?


4. Рефлексия.

  • Посмотрите на центральный стол. На нём уютно расположились троллейбусы. Их ровно 18, столько же, сколько учеников в классе.

  • Если вам урок понравился, если вы чувствовали себя комфортно, возьмите себе один троллейбус, чтобы он спасал вас в трудные минуты.

  • Если вам было плохо, оставьте троллейбус на центральный стол. А мы подумаем, как помочь вам на следующем уроке, чтобы полночный троллейбус смог забрать вашу боль.


5. Домашнее задание.

На выбор:

Письменно ответьте на вопрос «Почему именно троллейбус выбран ЛГ для спасения от одиночества?»

или

Составьте план пребывания людей в этом необычном троллейбусе

Примерный план

1. Поиск спасения от одиночества.

2. Полночный троллейбус.

3. Помощь «потерпевшим в ночи крушенье».

4. Спасенье других.

или

выучите наизусть стихотворение




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!