Отдел образования спорта и туризма Петриковского райисполкома
Государственное учреждение образования« Средняя школа № 2 г.Петрикова»
Конкурс «Умные уроки с интерактивной доской»
Номинация: лучшая разработка урока с применением интерактивной доски
Урок по химии в 7 классе
ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЕЙ
Из опыта работы учителя химии и биологии
Нестерчук Натальи Николаевны
Петриков, 2015
Урок по химии в 7 классе
Получение солей
Место урока: 9-й урок в теме « Основные классы неорганических соединений»
Цель урока: закрепить знания учащихся о составе и свойствах солей, развить представления о важнейших способах получения солей
Задачи урока:1.Привести в систему знания о важнейших классах неорганических соединений; познакомить со способами получения солей и их применением на примере осуществления межпредметных связей химии, биологии и географии.
2. Способствовать развитию умения классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы; составлять уравнения химических реакций,развитию основных предметных компетенций: умению анализировать, наблюдать, анализировать, осуществлять самоконтроль и делать выводы, формированию химической культуры речи учащихся.
3.Содействовать воспитанию трудолюбия, здорового интереса к предмету, патриотизма, формированию экологических знаний (обозначить экологические проблемыдобычи и переработки солей), развитию коммуникативных умений.
Оборудование и реактивы: образцы твёрдых солей, интерактивная доска, мультимедийная презентация, видеофрагменты, сборники задач и упражнений по химии 7 класс, растворы сульфата меди(II) и гидроксида натрия, хлорида бария и сульфата калия, карбоната кальция и соляной кислоты, штатив с пробирками.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:экологические проблемы добычи солей.
Учащиеся должны уметь:
называть: важнейшие способы получения солей;
определять: типы химических реакций, использующихся для получения солей;
составлять: уравнения химических реакций получения солей;
анализировать: учебную информацию, полученную при изучении химических свойств оксидов, кислот и оснований;
применять: учебную информацию при характеристике способов получения солей
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ, межпредметных связей по биологии, химии и географии,
Ход урока:
Организационно-психологический этап.
Приветствие. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Приглашение к совместной деятельности на уроке.
Мотивационный этап:
Сегодня на уроке мы найдём одну из общих точек соприкосновения между тремя науками: химией, биологией и географией.
Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова арабской мудрости « Образование-богатство, применение- его совершенство»(слайд 1)
Химическая разминка в виде актуализации знаний:
-Какую тему мы сейчас изучаем?(основные классы неорганических веществ)
-Какие классы неорганических веществ мы знаем? (оксиды, кислоты, основания и соли)
- Давайте вспомним определение понятий: оксиды, кислоты, основания и соли.
-Распределите данные вещества по классам (один ученик выполняет интерактивное задание у доски, а остальные на местах)(слайд 2)
-По какому плану мы изучали каждый класс соединений? (состав, строение, классификация, свойства, получение и применение)
- Какие соединения вы изучали дома? (соли)
-Что нам уже известно о солях? (состав солей, названия солей, правила составления солей и химические свойства.
Выполнение упражнения: составить формулы солей: фосфата калия, карбоната магния, нитрата меди (II), хлорида калия и силиката натрия.(слайд 3)
Проверка задания с использованием слайда 4.
4.Целеполагание:
-Как вы думаете, что же сегодня мы будем изучать на уроке, что связывает биологию и химию и географию?(Соли)
Запишите тему урока « Получение солей».Попробуйте сформулировать цель и задачи урока.
(Ответы учащихся корректируются учителем)
Рассмотреть основные способы получения солей, значение солей в природе и жизни человека, обозначить основные экологические проблемы добычи и переработки солей
Изучение нового материала:
Работать мы будем по следующему плану(слайд5)
-Важнейшие способы получения солей.
-Соли в природе и повседневной жизни человека.
-Экологические проблемы добычи и переработки солей.
С реакциями образования солей мы встречались при изучении химических свойств оксидов, кислот, оснований и солей. Вам необходимо систематизировать свои знания. Вы самостоятельно работаете с параграфом 45 вашего учебника. Просмотрев видеофрагменты, заполняем пропуски в схеме (Прил. 1), которая у вас на столе.
После просмотра каждого видеофрагмента, учитель вызывает учащихся составлять уравнения химических реакций (писать на интерактивной доске).
Взаимодействие щёлочи с кислотным оксидом (Прил.2)
Металл с соляной кислотой(Прил.4)
Щёлочь с кислотой(Прил.5)
Сразу же уточняем тип реакции.
Учитель проводит опыты, показывающие способы получения солей: взаимодействие соли солью, соли со щёлочью и соли с кислотой.(перед этим уточняем правила пользования кислотами и щелочами).
Первичный этап закрепления : выполняем упражнение 832 из сборника задач по химии 7 класс.
Подводим итог:важнейшие способы получения солей…(слайд6)
Физкультминутка(слайд 7)
Рассказ учителя о распространении солей в природе с опорой на знания учащихся из курса географии.
Огромная масса солей растворена в морской и океанической воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль.
В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.( слайд 8)
Видеофрагмент о сталактитах и сталагмитах (прил.7)
Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.
Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли,NaCl - единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде.С точки зрения биологии, хлорид натрия активно участвует в минеральном обмене организма животного и человека. Он содержится в крови, пищеварительном соке. В организме человека соли составляют 5,5% массы тела, в том числе хлорида натрия около 300 г. Среднесуточная норма потребления хлорида натрия взрослого человека - 15 г. Зв год человек съедает 5-7 кг соли. NaCl стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Недостаток его в организме вызывает головокружение, обмороки, нарушение работы сердца, снижение аппетита, уменьшение воды в крови и органах, сокращение выделения пищеварительного сока. Приупотребление 10-кратного избытка соли она превращается в смертельный яд.
NaCl - минерал галит (от гречес. "галос" - соль). Полупрозрачен, со стеклянным блеском, бесцветен, но примеси часто окрашивают его в серый, красный, коричневый цвета. Красивая голубоватая и фиолетовая окраска некоторых галитов связана с воздействием на них радиоактивных лучей в природных залежах. ( Показ образца минерала)
Соль известна людям давно. Вот несколько известных фактов (слайды 10- 14)
Некоторые народы Центральной Азии в своё время платили за соль цену примерно равную цене золота.
В Китае за 2 тысячи лет до нашей эры впервые начали добывать соль из морской воды. А в средние века в Китае были крестьянские волнения, вызванные непомерными солевыми поборами, которые продолжались 9 лет.
В Эфиопии вплоть до XIX века находились в обращении соляные деньги - бруски NaCl . А в Древнем Риме воины Цезаря часть зарплаты получали солью.
Есть два вида хранилищ соли - древние и современные. Древние, или ископаемые соляные месторождения, состоят из залежей, которые образовались много миллионов лет назад. Нередко они занимают площади в десятки и сотни квадратных километровСовременные месторождения - соляные озера и бассейны, в которых осаждение солей началось сравнительно недавно и еще продолжается.
Каменная соль - одно из важнейших полезных ископаемых Беларуси. (слайд 15)
Скажите, пожалуйста, где добывают калийные соли в Беларуси? А где строится горно-обогатительный комбинат? Ее ресурсы, приуроченные к девонским солевым толщам Припятского прогиба, практически неисчерпаемы.В пределах Припятского прогиба выявлено два крупных местонахождения калийных солей: Старобинское и Петриковское. Кроме этих двух крупных месторождений, разведано также шесть районов залегания калийной соли:Нежинский участок,Шестовичский участок,Житковичская площадь,Октябрьская площадь,Копаткевичская площадь;Смоловская площадь.
Суммарные запасы калийных солей в Беларуси составляют около 80 млрд. т., а разведанные - более 2,2 млрд. т. В пределах Припятского прогиба соленосные отложения занимают площадь более 26 тыс. км2 и протягиваются с севера на юг на 120 - 130 км, а с запада на восток - на 150 - 220 км.
Петриковское месторождение калийных солей является наиболее значимой сырьевой базой для поддержания и увеличения производственной мощности ОАО «Беларуськалий» и Республики Беларусь. Оно было открыто при производстве планомерных поисковых работ в западной части Припятского прогиба скважиной № 247, пробуренной в марте-мае 1966 года вблизи г. Петриков у д. Белка. В 1966 - 1967 гг. на Петриковском месторождении проводились поисково-оценочные работы, по результатам которых в верхней соленосной толще было выделено 8 калийных горизонтов уникальных по чистоте калийных солей. Прогнозные запасы месторождения - около 2200 млн. т, глубина залегания породы достигает 1200 метров.
Исторические данные о добыче соли
Кельты одними из первых начали получать соль из рассола. В 1-м тысячелетии до н. э. они добывали ее из соляных источников во многих районах Германии. Кельты выливали рассол на раскаленные камни, вода при этом испарялась, а соль оставалась на камне в виде корки. Позднее они начали строить кирпичные и похожие на башню сооружения с подмостками из жердей и каменных плит, под которыми разводился огонь, и на эти плиты лили сверху рассол. После того как осаждалось достаточное количество соли, подмостки разбирали и соль с них соскребали.
Древние римляне добывали соль таким образом. Они собирали насыщенный соляной раствор из естественных источников и выпаривали его на огне.
Современные способы добычи (слайд17-18)
Бассейновый способ используется для добычи самосадочной соли, образующейся в воде морей и озер. Суть его проста: в лиманах, которые отделяются от моря песчаными косами или дюнами, в сухую и жаркую погоду осаждается соль, которую можно собирать и отправлять на обработку. Нехитрый процесс солеотложения позволил искусственно воспроизводить его, для чего в экологически чистых прибрежных зонах строились бассейны, сообщавшиеся с морем и друг с другом. В результате воздействия солнца и ветра, соль естественным образом выпаривалась и оставалась на дне бассейна. Технология добычи морской соли не меняется веками и позволяет сохранить природный состав продукта.
Если её залежи располагаются на глубине от 100 до 600 метров, то добыча ведется шахтным способом.
Другой способ добычи каменной соли называется подземным выщелачиванием. В зависимости от мощности и глубины солевого пласта на месторождении закладывается сеть скважин, в которые закачивается пресная горячая вода, растворяющая солевую породу. Превратившийся в жидкость солевой раствор выкачивают с использованием шламовых насосов. Необходимость применения именно такого оборудования, которое было бы устойчивым к химическому и механическому воздействию, обуславливают агрессивная среда раствора (концентрация соли в нем очень высокая) и содержание в нем острых и твердых частиц.
Поступая в огромные вакуумные резервуары с пониженным давлением, солевой раствор начинает испаряться, а кристаллы соли оседать на дно. Измельчают полученную соль с помощью центрифуги. Этот способ добычи поваренной соли, который еще называют вакуумным, имеет ряд преимуществ, в том числе, невысокую себестоимость рассола, возможность добычи продукта в глубокозалегающих месторождениях (от 2 км), минимум человеческих ресурсов и пр.
Таким образом, основными способами добычи солей являются:)(Слайд16)
Следующий вопрос, который мы рассмотрим:экологические проблемы добычи и переработки соли.
Попытайтесь сами определить важнейшие экологические проблемы добычи и переработки соли.( Учитель корректирует ответы учащихся)( слайд 19)
-Важной проблемой являются отходы добычи, переработки и обогащения, которые хранятся на поверхности.
-Во время добычи полезных ископаемых (в том числе каменной соли) шахтным способом нередко случаются обвалы.
-Наблюдается просадка земной поверхности, деформация пород над горными выработками и под солевыми отвалами, отмечается повышенная сейсмическая активность. В результате добычи калийной соли под отвалами извлеченной из недр породы оказались плодородные суглинистые почвы, а стекающие с отвалов дождевые и талые воды представляют опасность как источники загрязнения грунтовых вод.
Верхние слои литосферы в пределах территории Беларуси испытывают интенсивное воздействие в результате проведения инженерно- геологических исследований и геологоразведочных работ на различные виды полезных ископаемых.Проведение сейсмических исследований с применением буровзрывных работ, плотность которых особенно высока в пределах Припятского прогиба, вызывает нарушение физико-химических свойств почвы и верхних слоев литосферы, загрязнение грунтовых вод, техногенные изменения минерального состава отложений
При этом отчуждаются сельскохозяйственные и лесные угодья, происходит изменения теплового баланса недр, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, буровым раствором, кислотами и другими токсичными компонентами, используемыми при проводке скважин.
Разработка месторождений полезных ископаемых негативно воздействует на атмосферный воздух (пылеаэрозольная и газовая загрязненность).
6.Домашнее задание: § 43-45 повторить, упр.5-7 к §45 (слайд 20)Комментарий по выполнению домашнего задания.
7.Закрепление и совершенствование знаний: Тестовый контроль (прил.8) с взаимопроверкой (ответы на слайде 21)
8.Рефлексия. Подведение итога урока.
1.Что я понял и чего не понял на уроке?
2.Что мне больше всего понравилось?
Что было самым интересным?
Где я могу применять свои знания, полученные на уроке?
Сегодня мы с вами хорошо поработали и можем сделать вывод:
Соли- это класс веществ, который «связывает» все другие классы неорганических веществ.
Отметки выставляются с учётом выполнения тестового контроля.
Спасибо за урок! (слайд 22)