СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Внешние эффекты". Обществознание. 11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: "Внешние эффекты". Обществознание. 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Внешние эффекты". Обществознание. 11 класс.»

Конспект урока: "Внешние эффекты". Обществознание. 11 класс.

Цель урока: ознакомить учащихся с экономическим содержанием положительных и отрицательных внешних эффектов; определить роль правительства в их регулировании; раскрыть средства устранения нежелательных последствий внешних эффектов; научить учащихся определять положительные и отрицательные эффекты в производстве и потреблении. Основные понятия: положительные и отрицательные внешние эффекты; производство продукции; потребление продукции.

Личностные результаты: формирование мотивации изучения экономики в рамках обществоведческого курса, формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные результаты: осознанное владение логическими действиями определе­ния понятий, обобщения, установления аналогий, и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев.

Необходимые средства обучения: презентация и фишки, дающиеся ученикам при выполнении ими задания.


Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент(2мин.)

II. Проверка домашнего задания(0мин), так как это урок изучения нового материала.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся(10мин). Учитель объявляет о проведении проверочной работы. Первые варианты получают письменное задание по пройденной на прошлом уроке теме. Второй вариант должен устно отвечать на вопросы учителя. После того, как несколько учеником были опрошены, учитель спрашивает, насколько удобно было ученикам первого варианта работать. Предполагаемый ответ отрицательный. Учитель объявляет о прекращении проверочной работы и о том, что новая тема носит название «Внешние эффекты». Учитель предлагает записать тему и сформулировать определение внешних эффектов. Но если дети не могут дать определение понятию «внешний эффект», то учитель задает ряд вопросов: 1) Относится ли написание проверочной работы к форме деятельности?(Предполагаемый ответ:да) 2) Удобно ли вам было вести работы при шуме? Оказывало ли это влияние на ваше благосостояние?(Предполагаемый ответ:да). 3) Намеренно ли вы мешали работать первому варианту?(П.о. - нет). Далее учитель отмечает, что деятельность второго варианта по отношению к первому является для последнего внешним эффектом. После этого класс должен сформулировать понятие на основе ответов данных ранее.

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности(7мин) Итак, мы рассмотрели понятие «внешний эффект» на примере учебной деятельности в классе. Как вы думаете, возможно ли наличие внешнего эффекта в условиях рынка? Попытайтесь привести пример.(Если ученики приводят неточные примеры, то учитель дорабатывает примеры вместе с группой. ) Для закрепления учитель предлагает рассмотреть следующий пример: Представьте, что рядом с нашей школой построили химический завод, который загрязняет окружающую среду. Повлияет ли это на вашу деятельность в школе? Позитивно или негативно. Так происходит и на рынке: На конкурентных рынках могут возникать обстоятельства, которые ведут к отклонению объемов производства от равновесных и эффективных. Способны ли вы сами решить данную проблему? Вследствие существования внешних эффектов рыночный механизм неспособен преодолеть препятствия на пути к эффективному производству без внешнего вмешательства государства, и в этих случаях речь идет о несостоятельности рынка. Как вы думаете, кто Вам может помочь избавиться от влияния отходов химической промышленности? К кому вы можете обратиться за помощью? Кто может повлиять на работу предприятия? Учитель подводит итог вводной части: Несостоятельность рынка связана с наличием положительных и отрицательных внешних эффектов (экстерналий) и существованием общественных благ. В таком случае невозможно обойтись без вмешательства государства.

V. Изучение нового материала(15мин) Давайте запишем определение понятия «внешний эффект» - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. В чем же причина появления внешнего эффекта? Внешний эффект возможен только при невыполнении условий модели совершенной конкуренции. В презентации будет показан текст теоремы Коуза (утверждение о том, что если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить и проблему внешних эффектов.). Дети знакомятся с текстом и пытаются дать объяснение.

далее приводится пример теоремы Коуза: Предположим, что у Дика есть собака по кличке Спот. Спот лает и мешает Джейн, соседке Дика. Дик извлекает выгоду из того, что держит собаку, которая создает отрицательный внешний эффект для Джейн. Должен ли Дик побить Спота и заставить его замолчать или Джейн должна страдать из-за несдержанности Спота? По теореме Коуза, частный рынок самостоятельно достигнет эффективного результата. Как? Джейн просто предлагает заплатить Дику определенную сумму за то. чтобы он расстался с собакой. Дик примет предложение, если сумма денег, которую предлагает Джейн, больше, чем выгода, которую он получает от содержания Спота. Придя к согласию о цене, Дик и Джейн всегда могут достичь эффективного результата. Например, предположим, что Дик получает выгоду от содержания собаки в размере $ 500, а Джейн несет издержки в размере $ 800. В этом случае Джейн может предложить Дику $ 600, чтобы он избавился от собаки, а Джек его примет. Обе стороны выигрывают, желаемый эффективный результат достигнут. Возможно, конечно, что Джейн не хочет или не в состоянии предложить цену, которая устроит Дика. Например, предположим, что Дик получает выгоду от содержания собаки в размере $ 1000, а Джейн несет издержки от лая в размере $ 800. В этом случае Дик откажется от любого предложения меньше $ 1000, в то время как Джейн не предложит сумму, большую $ 800. Следовательно, Дик будет продолжать держать собаку. Тем не менее при данных издержках и выгодах этот результат вполне эффективен.

Учитель дает задание сформулировать пример, когда теорема Коуза выполняется(для первого варианта) и когда не выполняется(для второго варианта). Учитель предлагает вернуться к примеру с заводом и школой. Учитель задает вопрос: когда теорема Коуза не выполняется, как вы думаете, как может государство повлиять на сокращение производства химического завода? Британский экономист Артур Пигу в 1920 году сформулировал концепцию, которую позже назвали «налогом Пигу». Далее учитель показывает на мониторе определение налога Пигу(налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные издержки частных производителей (этих товаров или услуг) до уровня предельно допустимых общественных издержек. Пояснение: налог Пигу взимается с производителей отрицательных внешних эффектов, что приводит к сокращению их производства. ) В современной экономической теории концепция внешних эффектов (экстерналий) была разработана английским экономистом А. Пигу. Рассмотрим несколько видов внешних эффектов и мероприятия, которые могут быть использованы для достижения эффективности. Внешние эффекты имеющиеся в тех случаях, когда на экономическое состояние субъектов осуществляется позитивное или негативное влияние в результате действий других экономических субъектов (без уплаты за положительное влияние или возмещения убытков). Вследствие такого влияния собственные затраты и выгоды (которые отражаются в расходах и доходах соответствующих производителей и потребителей) отличаются от общественных затрат и выгод (тех, что возникают в обществе в целом). Внешние эффекты - это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки некоторых третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Эти выгоды или издержки являются «внешними» по отношению рыночных цен (поскольку они не учитываются при формировании цен), по которым осуществляются операции, то есть покупка-продажа товаров и услуг на рынке. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению расходов у лиц, которые не имеют непосредственного отношения к этой деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, которые не имеют непосредственного отношения к этой деятельности. Положительные внешние эффекты - это выгода некоторых третьих лиц, не отраженная в цене, по которой осуществляется рыночная операция. Например, вы посадили возле своего дома великолепный сад и наняли садовника, чтобы он содержал его в надлежащем состоянии. Внешние эффекты могут возникать в результате производства или потребления определенной продукции и оказывать положительное или отрицательное влияние на производственную деятельность или потребления третьих лиц. Также возможны ситуации одновременного внешнего воздействия на производителей и потребителей. Например, сброс предприятием промышленных стоков как побочный результат его деятельности приводит к негативным внешним эффектам в потребительской (в виде нанесения вреда здоровью) и в производственной (потребность в очистных сооружениях для производственных процессов других предприятий) сферах. Отрицательные внешние эффекты являются фактически дополнительными общественными издержками производства или потребления определенного товара, которые не входят в расходы предприятия, а перекладываются на третьих лиц.

VI. Этап рефлексии.(5 мин.) На экране появляется ряд вопросов: 1) Дайте определение понятию" внешние эффекты". 2) Назовите виды внешних эффектов. 3) Сформулируете теорему Коуза. 4) Охарактеризуйте особенности налога Пигу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!