1. Активизация словаря по теме «цветы» через подбор признаков и действий, связанных с цветами.
2. Обучение детей составлению разных видов загадок про ландыш
3. Упражнять детей в суффиксальном способе образования относительных прилагательных.
1. Воспитание бережного отношения к растениям.
2. Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом.
Задачи | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Образовательные | коррекционные | воспитательные | Этапы занятия | Методы и приемы | Виды инструкции | Виды помощи | Прогнозирование деятельности учащихся |
| Формирование навыков саморегуляции, через подготовку детей к умственной деятельности И активизация биологически активных точек. Развитие воображения, через отгадывание образных загадок | Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, Учиться освобождаться от перенапряжения, стрессов. | 1.Организационный момент | Самомассаж рук, головы. Загадка про одуванчик | Руки растираем и разогреваем И лицо теплом своим мы умываем Грабельки сгребают все плохие мысли. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем. Бутончики цветов набухают и распускаются. А потом уходим пальцами на щечки. Щечки надуваем. Круглые, воздушные, ветерку послушные. | Вместе с детьми говорю слова и имитирую движения. | Дети хором говорят слова и имитируют движения. Одуванчик |
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных. Упражнять детей в подборе признаков цветка. | Учить детей самостоятельно пользоваться своими ощущениями для познания окружающего мира. Развитие умения анализировать, выделять в предмете признаки. | | 2. Цель занятия. Подбор признаков предмета | Выставляется иллюстрация ландыша. Схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука. | Где растут одуванчики? Это какой цветок? Сегодня мы с вами побываем в лесу. Поучимся сочинять загадки про цветы. Какие цветы распускаются весной в лесу? Посмотрите на эту волнистую линию и задайте вопрос о ландыше. Если ландыш растет в лесу, то это какой цветок? Когда расцветает ландыш? Если он расцветает весной, то это какой цветок? С помощью чего мы узнаем какой ландыш? Глазами мы что делаем? Если мы посмотрим на ландыш, то какой он? С помощью чего мы узнаем о запахе цветов? Что мы делаем носом? Какой ландыш? Еще с помощью чего мы можем узнать, какой цветок? Как вы сможете узнать какой он на ощупь? | Стимулирование, активизирование знания о цветах, используя наглядную опору. Направляющая помощь: Какие цветы первыми появляются из-под снега? Вопрос, направляющий на активизацию знаний: Какой ландыш или что делает? Уточняющая, направляющая помощь: От слова лес. Если в поле полевой, а в лесу.. Наглядная опора. Обучающая помощь: Какой он по цвету? По форме? Уточняющий, направляющий вопрос Если у цветка приятный аромат, то он… Если цветок пахнет, то он… Если он пахнет как духи, то он… Наглядная опора на иллюстрации. | В поле. Полевой. Ландыш, подснежник. Какой ландыш? Лесной. Весной. Весенний. С помощью глаз. Смотрим и видим. Белые, мелкие (маленькие), круглые цветочки. Носом мы нюхаем. Ароматный. Пахучий. Душистый. Потрогать рукой. Гладкий, хрупкий. |
Активизация глагольной лексики. Упражнять детей в подборе родственных слов к слову цветок. | | Воспитание бережного отношения к растениям | Активизация глагольной лексики | Схемы для подбора глаголов | Что обозначают 2 прямые полоски? Как вы спросите про цветок? О чем вы думаете, когда слышите слова, цветет, зацветает, расцветает, отцветает. Что мы можем делать с цветами? | Наглядная опора: иллюстрация. Уточняющие вопросы: Весной из-под земли он что делает? Постепенно становится выше и выше. Жестовая помощь. …О Бутоны набухаю и лопаются. Цветок что делает? Добавьте слог рас- к слову цвести. Добавьте слог от- Если цветок пахучий, то он что делает? Уточняющий вопр.: Если цветы красивые, то мы ими… От слова любить. Чтобы было много цветов их… , а потом за ними…Чтобы они цвели не вяли за ними необходимо… Если мы хотим подарить цветок, то мы его с клумбы…, а чтобы он долго нас радовал его можно… Чтобы не оборвали все цветы их необходимо… | Что делает ландыш? Прорастает. Растет. Цветет. Расцветает Отцветает О цветах. Пахнет. Любуемся Сажают. Ухаживают Срываем Выкопать и посадить в горшок. Беречь. |
| Развивать умения анализировать, выделять в предмете признаки, сравнивать предметы между собой, находить в них сходство и различия через составление загадки про ландыш. | | Сочинение детьми загадки про ландыш | Алгоритм для сочинения загадок про цветы | А сейчас попробуем придумать загадку про ландыш. Он какой? Что еще может быть белым? Что еще может приятно пахнуть? Что он делает? Где он растет? Что еще может расти в лесу? На что похожи его цветки? А теперь послушаем, какая у нас получилась загадка. | Наглядная опора Уточняющие вопросы: Если мы его понюхаем, то он… Наглядная опора | Белый Снег, вата, облако Пахучий Белый, но не снег. Пахучий, но не духи. Растет в лесу, но не гриб. Цветы похожи на бусинки. |
| Развитие воображения, через складывание из платочков цветов и изображая бабочку. Упр. детей делать короткий вдох носом и длинный выдох через рот. | | Физ. Минутка | Разноцветные платочки Складывание из платочков цветы. Дыхательная гимнастика | Прилетели бабочки на полянку. Из платочков сделаем цветы. Какой формы платочки? Как сделать из квадрата треугольник. Понюхаем цветочки. Подул холодный ветер (с-с-с) Подул теплый ветер (ш-ш-ш) | | Дети садятся на ковер по-турецки и изображают бабочек. Складывают из платочков цветы. |
Продолжать работу по распространению предложения | | Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом | Работа с предложением. | Полоски для составления схемы предложения | Составьте предложение про ландыш. Какой ландыш растет в лесу? В каком лесу растет белый ландыш? Выложите схему этого предложения. Сколько слов в предложении? | Ландыш что делает? Где? Какой лес вы знаете? Если растут одни сосны? Березы? Ели? Если хвойные и лиственные деревья? Обучающая помощь: Назовите первое слово,2……. | Ландыш растет в лесу. В березовом лесу растут белые ландыши. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа. | Развитие фонематического восприятия, через выделение каждого звука в слове со стечением согласных звуков. | Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом | Звукобуквенный, слоговой анализ слов | Демонстрационный м-л.: однотонные квадраты, фланелеграф. Раздаточный м-л: кружки для выкладывания звуков, буквы. Работа с раздаточным м-лом.,в | Послушайте еще одну загадку про цветок. В этом слове 3 слога, 2 слог ударный. Этот цветок растет в лесу. Загадайте такую же загадку про ландыш. Посчитайте сколько звуков в слове ландыш. А вот еще одна загадка: произнесите слово отдельными звуками. Выложите звуковую схему этого слова Загадайте звуковую загадку. Выложите буквами название цветка. | Какие цветы растут в лесу? Прохлопайте название цветка. Потяните ударный слог. Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте слово. Какой по счету слог ударный? Выделите голосом ударный слог. Выкладывание квадратиков по количеству звуков. Наглядная опора: чтение слова по квадратикам Уточняющие вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько согласных, и каких? Сколько гласных? Какой первый звук и какой последний? Приемы активизации. внимание: закрыть глаза и показать пальчиками кол-во звуков, сказать на ухо шепотом, проверить друг у друга схему выложенного слова. | Подснежник Лан-дыш. В этом слове 2 слога. Ударный 1 слог. Л-а-н-д-ы-ш Шесть звуков в слове. 4 согласных звука. 2 гласных звука. Первый звук [л], последний звук [ш] |
| | Воспитание ответственности за выполнение домашнего задания. | 3.Итог занятия | Нарисованная загадка про цветок для каждого ребенка с целью закрепления знаний полученных на занятии. | Что мы сегодня учились делать? Вот еще одна нарисованная загадка на дом. Какой здесь изображен цветок? Дома дорисуйте цветок и придумайте загадки. Сравните цветок с другими предметами. Составьте звуковую загадку | | Мы учились придумывать загадки. |