СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР (3-4 уровня речевого развития). Тема: Учимся сочинять разные виды загадок про цветы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии проводится работа по активизации словаря и развитию связной речи  детей в процессе обучения  составлению разных видов загадок (описательных, сравнительных, звуковых). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР (3-4 уровня речевого развития). Тема: Учимся сочинять разные виды загадок про цветы»


ТЕМА: Активизация словаря и развитие связной речи через составление загадок про цветок.


ЦЕЛЬ: Учить детей сочинять загадки про ландыш.


ЗАДАЧИ:

  • Образовательные:

1. Активизация словаря по теме «цветы» через подбор признаков и действий, связанных с цветами.

2. Обучение детей составлению разных видов загадок про ландыш

3. Упражнять детей в суффиксальном способе образования относительных прилагательных.



  • Коррекционно - развивающие задачи:

  1. Развивать умение анализировать, выделять в предмете признаки, сравнивать предметы между собой, находить в них сходство и различия через составление загадок про ландыш.

  2. Развивать фонематическое восприятие, через формирование умения выполнять звуковой анализ слова со стечением согласных.

  3. Развитие воображения через имитацию образа и движения бабочки, видя в лоскутках образ цветов.


  • Воспитательные задачи:

1. Воспитание бережного отношения к растениям.

2. Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом.



Словарная работа:

  • Суффиксальный способ образования прилагательных от существительных: поле – полевой, весна – весенний, лес - лесной.

  • Признаки предмета: ароматный, пахучий, душистый, гладкий, хрупкий

  • Глаголы: растет, прорастает, пахнет, любоваться, сажать, ухаживать, срывать, выкапывать, сажать, беречь.

  • Родственные слова: цветок, цветет, расцвел, зацвел.


Оборудование и материал к занятию:

  1. Демонстрационный материал

  • Фланелеграф

  • Магнитная доска

  • Иллюстрации ландыша, одуванчика, подснежника

  • Схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука.

  • Схемы для подбора глаголов

  • Алгоритм для сочинения загадок про цветы: волнистая линия, таблички: основных цветов и их оттенков, геометрических фигур, изображения предметов: нос, духи.

  • Красные, синие, зеленые магниты для звукового анализа слова




  1. Раздаточный материал

  • Нарисованная загадка про цветок

  • Кружки для звукового анализа слов

  • Палочки Кюизенера для составления схемы предложения.

  • Касса букв


Пропедевтическая работа

  1. Наработка активного и пассивного словаря по теме «Цветы»

  2. Занятие воспитателя по лексической теме «Весенние цветы»

  3. Занятие по изо деятельности по теме недели

  4. Работа логопеда по звуковому анализу слов, составлению распространенного предложения и его анализ.





Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Образовательные


коррекционные

воспитательные

Этапы занятия

Методы и приемы

Виды инструкции

Виды помощи

Прогнозирование деятельности учащихся


Формирование навыков саморегуляции,

через подготовку детей к умственной деятельности

И активизация биологически активных точек. Развитие

воображения, через отгадывание образных загадок

Подводить детей к сознательному умению быть здоровым,

Учиться освобождаться от перенапряжения, стрессов.


1.Организационный момент

Самомассаж рук, головы.










Загадка про одуванчик

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем.

Бутончики цветов набухают и распускаются.

А потом уходим пальцами на щечки. Щечки надуваем.

Круглые, воздушные, ветерку послушные.

Вместе с детьми говорю слова и имитирую движения.

Дети хором говорят слова и имитируют движения.












Одуванчик

Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Упражнять детей в подборе признаков цветка.

Учить детей самостоятельно пользоваться своими ощущениями для познания окружающего мира.

Развитие умения анализировать, выделять в предмете признаки.


2. Цель занятия.




Подбор признаков предмета

Выставляется иллюстрация ландыша.

Схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука.

Где растут одуванчики?

Это какой цветок?

Сегодня мы с вами побываем в лесу. Поучимся сочинять загадки про цветы.

Какие цветы распускаются весной в лесу?

Посмотрите на эту волнистую линию и задайте вопрос о ландыше.

Если ландыш растет в лесу, то это какой цветок?

Когда расцветает ландыш?

Если он расцветает весной, то это какой цветок?

С помощью чего мы узнаем какой ландыш?

Глазами мы что делаем? Если мы посмотрим на ландыш, то какой он?

С помощью чего мы узнаем о запахе цветов? Что мы делаем носом? Какой ландыш?

Еще с помощью чего мы можем узнать, какой цветок?

Как вы сможете узнать какой он на ощупь?


Стимулирование, активизирование знания о цветах, используя наглядную опору.

Направляющая помощь: Какие цветы первыми появляются из-под снега?

Вопрос, направляющий на активизацию знаний: Какой ландыш или что делает?

Уточняющая, направляющая помощь:

От слова лес. Если в поле полевой, а в лесу..

Наглядная опора.

Обучающая помощь: Какой он по цвету? По форме?

Уточняющий, направляющий вопрос

Если у цветка приятный аромат, то он… Если цветок пахнет, то он…

Если он пахнет как духи, то он…

Наглядная опора на иллюстрации.

В поле.

Полевой.




Ландыш, подснежник.

Какой ландыш?




Лесной.

Весной. Весенний.

С помощью глаз. Смотрим и видим.

Белые, мелкие (маленькие), круглые цветочки.

Носом мы нюхаем.

Ароматный.

Пахучий.

Душистый.

Потрогать рукой.

Гладкий, хрупкий.

Активизация глагольной лексики.

Упражнять детей в подборе родственных слов к слову цветок.


Воспитание бережного отношения к растениям

Активизация глагольной лексики

Схемы для подбора глаголов

Что обозначают 2 прямые полоски? Как вы спросите про цветок?










О чем вы думаете, когда слышите слова, цветет, зацветает, расцветает, отцветает.

Что мы можем делать с цветами?














Наглядная опора: иллюстрация.

Уточняющие вопросы:

Весной из-под земли он что делает?

Постепенно становится выше и выше.

Жестовая помощь. …О

Бутоны набухаю и лопаются. Цветок что делает?

Добавьте слог рас- к слову цвести.

Добавьте слог от-


Если цветок пахучий, то он что делает?

Уточняющий вопр.: Если цветы красивые, то мы ими…

От слова любить.

Чтобы было много цветов их… , а потом

за ними…Чтобы они цвели не вяли за ними необходимо…

Если мы хотим подарить цветок, то мы его с клумбы…, а чтобы он долго нас радовал его можно…

Чтобы не оборвали все цветы их необходимо…

Что делает ландыш?


Прорастает.

Растет.


Цветет.




Расцветает


Отцветает

О цветах.

Пахнет.




Любуемся



Сажают.

Ухаживают





Срываем


Выкопать и посадить в горшок.

Беречь.


Развивать умения анализировать, выделять в предмете признаки, сравнивать предметы между собой, находить в них сходство и различия через составление загадки про ландыш.


Сочинение детьми загадки про ландыш

Алгоритм для сочинения загадок про цветы

А сейчас попробуем придумать загадку про ландыш. Он какой?

Что еще может быть белым?

Что еще может приятно пахнуть?

Что он делает?

Где он растет?

Что еще может расти в лесу?

На что похожи его цветки?

А теперь послушаем, какая у нас получилась загадка.


Наглядная опора

Уточняющие вопросы:

Если мы его понюхаем, то он…





Наглядная опора

Белый

Снег, вата, облако

Пахучий




Белый, но не снег. Пахучий, но не духи. Растет в лесу, но не гриб. Цветы похожи на бусинки.


Развитие воображения, через складывание из платочков цветов и изображая бабочку.

Упр. детей делать короткий вдох носом и длинный выдох через рот.


Физ. Минутка

Разноцветные платочки

Складывание из платочков цветы. Дыхательная гимнастика

Прилетели бабочки на полянку.


Из платочков сделаем цветы. Какой формы платочки? Как сделать из квадрата треугольник.

Понюхаем цветочки.

Подул холодный ветер (с-с-с)

Подул теплый ветер (ш-ш-ш)


Дети садятся на ковер по-турецки и изображают бабочек.

Складывают из платочков цветы.

Продолжать работу по распространению предложения


Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом

Работа с предложением.

Полоски для составления схемы предложения

Составьте предложение про ландыш.

Какой ландыш растет в лесу?

В каком лесу растет белый ландыш?


Выложите схему этого предложения. Сколько слов в предложении?

Ландыш что делает? Где?

Какой лес вы знаете? Если растут одни сосны? Березы? Ели?

Если хвойные и лиственные деревья?

Обучающая помощь:

Назовите первое слово,2…….

Ландыш растет в лесу.



В березовом лесу растут белые ландыши.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Развитие фонематического восприятия, через выделение каждого звука в слове со стечением согласных звуков.

Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом

Звукобуквенный, слоговой анализ слов

Демонстрационный м-л.: однотонные квадраты, фланелеграф.

Раздаточный м-л: кружки для выкладывания звуков, буквы.


Работа с раздаточным м-лом.,в

Послушайте еще одну загадку про цветок. В этом слове 3 слога, 2 слог ударный. Этот цветок растет в лесу.


Загадайте такую же загадку про ландыш.





Посчитайте сколько звуков в слове ландыш.





А вот еще одна загадка: произнесите слово отдельными звуками.

Выложите звуковую схему этого слова

Загадайте звуковую загадку.




Выложите буквами название цветка.

Какие цветы растут в лесу? Прохлопайте название цветка. Потяните ударный слог.

Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте слово. Какой по счету слог ударный? Выделите голосом ударный слог.

Выкладывание квадратиков по количеству звуков.

Наглядная опора: чтение слова по квадратикам

Уточняющие вопросы:

Сколько звуков в слове?

Сколько согласных, и каких? Сколько гласных? Какой первый звук и какой последний?

Приемы активизации. внимание: закрыть глаза и показать пальчиками кол-во звуков, сказать на ухо шепотом, проверить друг у друга схему выложенного слова.

Подснежник





Лан-дыш. В этом слове 2 слога. Ударный 1 слог.






Л-а-н-д-ы-ш



Шесть звуков в слове.

4 согласных звука. 2 гласных звука. Первый звук [л], последний звук [ш]



Воспитание ответственности за выполнение домашнего задания.

3.Итог занятия

Нарисованная загадка про цветок для каждого ребенка с целью закрепления знаний полученных на занятии.

Что мы сегодня учились делать?

Вот еще одна нарисованная загадка на дом. Какой здесь изображен цветок?

Дома дорисуйте цветок и придумайте загадки. Сравните цветок с другими предметами. Составьте звуковую загадку


Мы учились придумывать загадки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!