СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституционно-правовые основы осуществления публичной власти в РФ.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственно (принимая участие в выборах и референдуме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Просмотр содержимого документа
«Конституционно-правовые основы осуществления публичной власти в РФ.»

Лекция 4. Конституционно-правовые основы осуществления публичной власти в РФ.

1. Прямая демократия, избирательное право и референдум в РФ.

2. Представительная демократия и парламентское право.

1. Государственная власть важнейший обязательный атрибут государства, связанный с наличием обязательных государственных органов, обладающих полномочиями по управлению различными сферами жизни общества, включая право на принятие общеобязательных решений, обеспечиваемыми в том числе возможностью использования государственного принуждения.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственно (принимая участие в выборах и референдуме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Выборы - конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.

По различным критериям выборы в России могут быть подвержены следующей классификации:

а) в зависимости от территории, на которой проводятся выборы:

♦ всеобщие (общероссийские);

♦ региональные;

♦ местные (муниципальные).

б) в зависимости от формируемого органа (избрания должностного лица):

♦ парламентские;

♦ президентские;

♦ выборы глав администраций, мировых судей и т.п.

в) в зависимости от способа волеизъявления избирателей:

♦ прямые - когда отношение к кандидату выражается непосредственно;

♦ косвенные - когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено.

г) в зависимости от срока проведения:

♦ очередные;

♦  внеочередные (в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или выборного должностного лица);

♦ повторные (в связи с признанием очередных или внеочередных выборов несостоявшимися).

Понятие выборов (в широком смысле, как конституционно-правовой институт) часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт (под отрасль) конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности.

Основные принципы проведения выборов и референдума:

1. участие граждан России в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании;

2. обязательность и периодичность проведения выборов;

3. свободное и добровольное участие в выборах и рефе­рендуме;

4. сохранение избирательных прав при проживании рос­сийских граждан за пределами территории России;

5. гласность в деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума всех уровней;

6. самостоятельность избирательных комиссий и комис­сий референдума, недопустимость вмешательства в их деятельность со стороны иных органов публичной власти, должностных лиц, организаций и граждан;

7. недопустимость (по общему правилу) участия в избирательном процессе иностранных государств, организаций и граждан, а также лиц без гражданства.

Активным избирательным правом (правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуп­равления) и правом голосовать на референдуме обладают все граждане Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ­единениям и других обстоятельств, достигшие возраста 18 лет и проживающие на территории избирательного округа.

Требования к пассивному избирательному праву (праву быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления) не столь унифицированы, зависят от вида (уровня) формируемого органа (выборного должностного лица), региональных особенностей и др. факторов. Но в любом случае в соответствии с законодательством, кандидат не может быть моложе 21 года на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления и 30 лет - на выборах главы региона, а установление максимального возраста кандидата не допускается. Ограничения пассивного избирательного права могут быть связаны с запретом занимать определенные выборные должности более двух сроков подряд, с принципом несовместимости (невозможностью занимать иные должности государственной или муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой). Традиционно в России не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Для определения результатов выборов в РФ применяются избирательные системы - мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Суть мажоритарной избирательной системы в том, что из нескольких кандидатов побеждает кандидат, получивший на выборах большее количество голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система относительного большинства - для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами. Выборы Президента РФ, глав регионов в большинстве субъектов РФ осуществляются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - здесь простого большинства голосов недостаточно для победы на выборах, необходимо получить как минимум 50% плюс один голос (если в первом туре выборов абсолютного большинства не набирает ни один из кандидатов, то проводится второй тур, в который выходят два лучших кандидата).

При использовании пропорциональной избирательной системы депутатские мандаты в представительном органе распределяются в зависимости от количества голосов, отданных избирателями за тот или иной список кандидатов (при выборах должностных лиц эта система неприменима).

Смешанная избирательная система - половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а половина - по пропорциональной избирательной системе.

Второй формой непосредственной демократии является референдум, т.е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

В зависимости от уровня выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум РФ), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум (т.е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее, чем через год после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Назначает референдум РФ Президент РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ;

2) Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ.

Инициатива граждан о проведении референдума оформляется путем сбора подписей, который должна организовать, инициативная группа в количестве не менее 100 человек, зарегистрированная в установленном порядке.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании (при этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме).

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.

2. Формы непосредственной демократии в РФ применяются достаточно редко. Поэтому наиболее распространенной формой народовластия следует считать представительную демократию - осуществление народом власти через избранные им органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На федеральном уровне высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Во всех субъектах РФ созданы свои законодательные (представительные) органы государственной власти - думы (краевые, областные, губернские, городские, государственные), собрания (законодательные, областные), мажлисы, хуралы, сугланы и др. Так же самостоятельно определяется состав, структура и иные составляющие статуса этих органов (есть как однопалатные, так и двухпалатные региональные парламенты). На уровне муниципальных образований представительные органы также имеют различные названия (собрания представителей, советы, районные думы и др.), состав, порядок формирования и пр. Отличительным признаком рассматриваемых органов публичной власти является их формирование посредством свободных выборов граждан соответствующей территории (на муниципальных выборах активное избирательное право в установленных законом случаях может быть предоставлено также и иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципалитета) на определенный, непродолжительный срок (обычно 4-5 лет).

Представительная демократия неразрывно связана с такими понятиями, как парламентаризм и парламентское право.

Основные идеи парламентаризма реализуются на практике посредством обширной системы правовых предписаний, объединяемых понятием парламентское право, которое можно определить, как особую систему норм и правил, регулирующих внутреннее устройство и процессуально-организационную деятельность парламента, его взаимоотношения с другими органами государственной власти и с избирательным корпусом.

Составные части (институты, субинституты) парламентского права образуют:

♦ статус Федерального Собрания РФ и его палат, законодательных органов государственной власти субъектов РФ;

♦ статус депутата представительного органа государствен­ной власти;

♦ сущность и основные стадии законодательного процесса;

♦ парламентские процедуры;

♦ парламентский контроль;

♦ межпарламентское сотрудничество и др.

Парламентаризм и парламентское право в России пока находятся в стадии становления. Вместе с тем на федеральном и региональном уровнях складываются устойчивые традиции парламентаризма, парламентского права, представительной демократии.

Вопросы для самопроверки

1. В каких формах народ в РФ осуществляет властную функцию?

2. Назовите виды выборов.

3. Назовите основные принципы проведения выборов и референдумов.

4. Какие вы знаете виды избирательного права?

5. Назовите виды избирательных систем.

6. Назовите виды референдумов.

7. Дайте определение «парламентского права».

8. В какой стадии развития находится парламентаризм в РФ?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!