Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Этап урока, время | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
Организационный момент 0,5 мин. | Организация начало урока, готовность к началу занятия. | Словесные (слово учителя). | -Здравствуйте ребята. Меня зовут Александр Вячеславович и сегодня урок музыки проведу я. (слайд 1) -Проверьте свою готовность к уроку: у вас должна быть рабочая тетрадь, ручка, карандаш и ваше хорошее настроение. -Присаживайтесь на свои места. | -Внимательно слушают учителя. Приветствуют учителя. -Проверяют готовность к уроку. -Присаживаются на свои места. | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | - | Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке. | Уважительно относятся к педагогу. |
Мотивационный 1 мин. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесные (беседа, прием «эпиграф к уроку»), наглядные (использование мультимедийной презентации), практический (работа с цитатой). | -Покажите мне пожалуйста, как должны сидеть образцовые ученики. Молодцы ребята, вы действительно образцовые ученики. -Ребята, как вы думаете, что нам может пригодиться для успешной работы на уроке музыки? -Совершенно верно, на уроке нам может пригодиться смекалка, эрудиция, сотрудничество, взаимопомощь, хороший слух. -Ребята, обратите внимание на слайд, на ней записана цитата, прочитайте ее. (слайд 2) «С малой удачи начинается большой успех». -Как вы понимаете значение данной цитаты? -Действительно, несмотря на то, что у вас будет небольшая удача, но она в последствии может перейти в большой успех и славу. -Вы согласны со мной ребята? -Я думаю, что данная цитата станет девизом нашего урока. | -Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Я считаю, что нам может пригодиться смекалка, эрудиция, слух, взаимопомощь, сотрудничество. -Читают цитату на доске. -Я понимаю смысл данной так: если даже мы будем достигать небольшие удачи, в последствии мы можем достичь больших успехов и результатов. | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | Умеют объяснять смысл цитаты. | П: вычленяют смысл из цитаты; Р: контролируют свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3 мин. | Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесные (беседа), наглядные (использование мультимедийной презентации), метод проблемного обучения (прием «систематизация материала»). | -Ребята, предлагаю вам вспомнить полученные знания на прошлом уроке музыки. (слайд 3) -Что такое опера? Дайте определение. (Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют). -Вспомните, названия опер которые вы изучали на прошлых уроках музыки? («Снегурочка», «Орфей и Эвридика») -Вспомните, в опере какого русского композитора музыка характеризует одного из сказочных персонажей? -Вспомните, что такое теʹнор? -Что такое былина? -Что такое увертюра? -Кем написана опера «Снегурочка»? О чем данная опера? -Знаете ли вы оперу-былину «Садко»? -Кто может рассказать сюжет оперы-былины «Садко»? -Кто главные герои? (Садко, морской царь, дочь морского царя, Микола Можайский) (слайд 4) -Каким представляется морской царь в опере-былине «Садко»? Почему? -Молодцы ребята, вы были внимательны на прошлом уроке музыки. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют. -Н.А. Римский-Корсаков. -Тенор – высокий мужской голос. -Былина - жанр русского песенного фольклора. -Увертюра - начало оперы-былины. -Садко, морской царь, Микола Можайский. | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | Знают о том, что такое былина, сюжет оперы-былины «Садко». | Р: контролируют свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. |
Выявление места и причины затруднений 3 мин. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесные (беседа), наглядные (использование мультимедийной презентации), практические (выполнение задание на карточке), метод проблемного изложения (прием «прием постановки проблемы», прием «Лови ошибку»). | -Для того, чтобы нам приблизиться на шаг к нашей теме урока, предлагаю вам в паре выполнить задание на карточках. -Перед тем как начать работу в парах, вспомним правила работы в парах. Какие правила работы в паре вы знаете? -При работе в паре не нужно кричать, шуметь, необходимо прислушиваться к мнению своего товарища, совместно договариваться о правильном решении, работать сообща. (слайд 5) -На работу вам одна минута. При работе не забывайте о правилах посадки. 1. Правда ли что, увертюра — это окончание оперы-былины? ____________________ 2. Правда ли то, что оперу «Снегурочка» написал Н. Римский-Корсаков? ______________________ 3. Правда ли то, что Морской царь является главным героем оперы «Снегурочка»? Если это не так, то укажите название оперы, в которой Морской царь, является одним из главных героев? ______________________________________________________ | -Предлагаю вам проверить правильность выполнения задания на карточке. -Обратите внимание на слайд, проверьте ваши ответы с моими ответами, все согласны? Не допустил ли я ошибку? -Совершенно, верно, я допустил ошибку Морской царь не является главным героем оперы «Снегурочка», а главный герой оперы-былины «Садко». | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. -Вспоминают правила работы в паре. -Выполняют работу в паре. -Проверяют правильность выполнения задания. -Допустили, на последний вопрос нужно ответить нет, а вы ответили да. | Фронтальная Парная Индивидуальная | Компьютер, презентация, проектор, карточки. | Знают о том, что такое увертюра и об опере «Снегурочка» | П: умеют анализировать и выделять главное. Р: контролируют свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). 5 мин. | Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Словесные (беседа), практические (планирование своей деятельности), наглядные (использование мультимедийной презентации), метод проблемного обучения (прием «проблемных вопросов»), метод «Мозгового штурма» (прием «мозговая атака»). | -Для того чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю вам отгадать загадку: (слайд 6) Здесь - куда не кинем взор - Водный голубой простор. В нем волна встает стеной, Белый гребень над волной. А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать? ...(Океан) -Правильно, это океан. -Что такое океан? Что вы знаете об океане? Что для вас символизирует океан? -Кто из вас может предположить тему нашего урока исходя из выше сказанного? (слайд 7) -Тема нашего урока: Н. А. Римский-Корсаков «Океан – море синее». -Какую цель мы можем поставить перед собой на данное занятие исходя из темы. В помощь вам слова помощники: УЗНАТЬ, ПРОСЛУШАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ. -Цель урока: узнать о Н. Римском-Корсакове, прослушать и проанализировать музыкальное произведение Н. Римского-Корсакова «Океан – море синее». -Все согласны с данной целью урока? -Обратите внимание на слайд, на нем записаны пункты плана нашего урока, но они перемешались, восстановите последовательность плана урока. (слайд 8-9) 1.Узнать биографию Н.А. Римского-Корсакова; 2.Прослушать музыкальное произведение Н. А. Римского-Корсакова «Океан – море синее»; 3.Проанализировать прослушанное произведение; 4.Подвести итог урока. (Выдаю карточки с пунктами плана) -Ребята, я вам выдал карточки с пунктами плана нашего урока, после выполнения определенного пункта плана, я вам предлагаю отметить справа в виде смайлика, который будет символизировать ваше усвоение материала на уроке. (слайд 10, экран поднимаю) -Данные карточки, пока что уберите на край парты. -Прежде чем мы с вами приступим к изучению материала, откроем рабочие тетради, отступим четыре клеточки вниз и запишем дату и тему нашего урока «Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»». | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. -Океан. -Океан – крупный водный объект. -Я считаю, что тема нашего урока «Океан – море синее». (Океан в опере-былине «Садко») -Цель урока: узнать о Н. Римском-Корсакове, прослушать и проанализировать музыкальное произведение Н. Римского-Корсакова «Океан – море синее». -Да. -Восстанавливают последовательность пунктов плана. -Открывают тетрадь и записывают дату и тему урока. | Фронтальная, Индивидуальная, | Компьютер, презентация, проектор. | Знают о том, что такое океан. | П: умеют анализировать и выделять главное. Р: контролируют свою деятельность на уроке, умеют ставить цель, планировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. |
Реализация построенного проекта 15 мин. | Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Словесные (беседа), практические (выполнение практических упражнений), наглядные (использование мультимедийной презентации), исследовательский метод (прием «систематизация материала»), частично-поисковый метод, арттерапия (прием «видеотерапия», «музыкотерапия»), метод «Мозговой штурм» (прием «мозговая атака»). | -Предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. -Прежде чем мы начнем работу в группе, вспомним правила работы в группе. Какие правила работы в группе вы знаете? -Внимательно слушайте своих товарищей, не перебивайте друг друга, работайте сообща, не кричите и не шумите. -Сейчас я каждой группе выдам небольшую информационную справку о Николае Андреевиче Римском-Корсакове, вам необходимо ее прочитать и заполнить таблицу по биографии Николая Андреевича Римского – Корсакова, с обратной стороны подпишите участников группы, затем мы с вами проверим правильность выполнения данного задания. (опускаю экран, слайд 11) Вопрос | Ответ | 1.В какое число и год родился Н.А. Римский-Корсаков? | | 2.Первое крупное сочинение Н.А. Римского-Корсакова? | | 3.Главный жанр в творчестве Н.А. Римского-Корсакова? | | 4.Какую карьеру выбрал Н.А. Римский-Корсаков до того, как стал композитором? | | 5.Основоположник какого жанра? | | -Проверим правильность выполнения задания, для этого обменяйтесь листочками с соседом по парте. -Все согласны с данными ответами? (Слайд 12) -Хотелось бы обобщить все выше сказанное, тем что Николай Андреевич – это гениальнейший композитор своего времени, его музыкальные произведения известны во всем мире. -Обратите внимание на карточки с пунктами плана, можно ли сказать, что мы выполнили первый пункт нашего плана урока, обозначьте его с помощью смайлика. (слайд 13) -Слава о новгородском купце, певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведет напев – все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и в боярские терема. Исполнилась его мечта, стал он путешествовать по морю синему…. -Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент оперы-былины «Садко», где Садко встречается с дочерью морского царя и вам в паре необходимо определить, как звучит музыка во фрагменте оперы-былины? Как композитор показал образ морского царя в данном отрывке? (слайд 14) (Просмотр видеоролика) -Как звучит музыка во фрагменте оперы-былины? -Как вы думаете, какое название может иметь вступление к опере-былине? Почему -Как звучит музыка во фрагменте оперы-былины? -С какими цветами вы ассоциируете звучание музыки? Почему? -Ребята, как можно показать образ морского царя? -Как композитор показал в данном фрагменте образ морского царя? -Ребята, Николай Андреевич Римский-Корсаков вступление к опере-былине «Садко» назвал «Океан – море синее». Как вы думаете, почему? -Николай Андреевич Римский-Корсаков решил, что океан будет образом морского царя, поэтому он разместил образ морского царя на первое место в увертюре оперы-былины «Садко». -Мы устали тихо встали ФИЗМИНУТКА Море волнуется - раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.) Море волнуется - три! (Повороты туловища влево-вправо.) Морская фигура, замри! (Присели.) -Теперь ребята предлагаю вам прослушать вступление к опере-былине «Садко» «Океан – море синее». Перед тем как мы начнем слушать, сели ровненько, спинки прямо, когда слушаем музыку, то не разговариваем, можете закрыть глаза при прослушивании. -Запишите у себя в рабочей тетради с новой строчки: прослушивание Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее». -Настроились слушать. Музыку необходимо слушать в полной тишине. (Аудиозапись «Океан – море синее») (слайд 14) -Обратите внимание на карточку с пунктом плана, можно ли сказать, что мы с вами выполнили второй пункт плана, отметьте его. (слайд 15) -Какую картину вы представили при прослушивании? -С какими цветами вы ассоциируете данное музыкальное произведение? -У вас на столах лежит выписка из словаря эмоционально-образного содержания музыки. Опишите характер музыки с помощью словаря эмоционально-образного содержания в парах? -Как композитор передает характер моря? В чем секрет в данном произведении? -Как море изменяется в музыке? -Что придает красочность этой музыке? -Можно ли сказать, что в музыке прослеживается два состояния моря? Докажите это? -Изменяется ли темп и динамика в произведении? -Как композитор описал с помощью музыки морского царя? Что можно сказать о морском царе посредством прослушивания данной увертюры? Какую бы вы дали характеристику данному герою? -Морской владыка, который был очарован игрой Садко, помог ему разбогатеть, после, забрал к себе в глубины морские, чтобы наслаждаться игрой на гуслях, предложил в жены морскую девушку. Это могущественный царь, обладающий огромной разрушительной силой, которому непонятно стремление Садко вернуться на землю. Композитор сравнивает морского царя с океаном. (слайд 16) -Обратите внимание на слайд, перед вами картина художницы Веры Николаевны Ермолаевой «Море», рассмотрите данную картину, какие краски использует художница? Как она изображает море? -Созвучна ли просмотренная картина В.Н. Ермолаевой «Море» к данному музыкальному произведению «Океан – море синее»? Почему? - «Океан – море синее» - оркестровое вступление. Грозная, но спокойная морская стихия, ровно, бесстрастно катящиеся волны, необъятная, бескрайняя ширь; глухой гул стоит над неустанно колыхающейся сумрачной водяной пустыней, и не видно ни корабля, ни живой души. Вступление целиком основано на развитии крошечного, из трёх звуков состоящего, тематического зерна мотива «Океан – моря», он действительно создаёт иллюзию волнообразного движения бесконечной океанской громады… -Обратите внимание на карточку с пунктом плана, можно ли сказать, что мы с вами выполнили третий пункт нашего плана, отметьте его. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Объединяются в группы по 4 человека. -Читают информационную справку и заполняют таблицу. -Проверяют правильность выполнения задания. -Отмечают пункт плана в карточке. -Смотрят фрагмент оперы-былины «Садко». - «Океан – море синее». -Музыка звучит напряженно, повышено. -Выполняют физминутку. -Слушают вступление к опере-былине «Садко» «Океан – море синее». -Записывают произведение в рабочую тетрадь. -Отмечают пункт плана в карточке. -Прослушивание аудиозаписи «Океан – море синее». -Картину моря. -Темно синий цвет. -Описывают содержание музыки с помощью выписки из словаря. -Музыка постепенно возрастает, и темп постепенно понижается, происходят колебательные скачки. -Серо-свинцовая гамма. -Все это рождает образные ассоциации с величавой и полной жизни морской синевой, «струящие» мотивы и течение океана. -Рассматривают картину. -Да, можно отнести ее к музыкальному произведению. -Отмечают пункт плана в карточке. | Групповая, Индивидуальная, Парная, Фронтальная. | Компьютер, презентация, проектор, карточки, аудио, видео. | Знают биографию композитора Н. Римского-Корсакова и музыкальном вступлении к опере-былине «Садко», «Океан – море синее». | П: при выполнении заданий и рассмотрения музыкального произведения проявляют мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Р: умеют ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать свою деятельность на уроке. К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся друг к другу. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 3 мин. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Словесные (беседа), наглядный (использование теста-карточки), практический (выполнение теста). | -Мы много с вами много работали вместе, предлагаю вам выполнить тест по изученной теме урока, тест состоит из пяти вопросов с одним правильным вариантов ответа. Вам необходимо подписать тест, внимательно прочитать вопрос и обвести в кружок один правильный ответ. На выполнение теста 3 минуты. (слайд 17 - 18) -Теперь предлагаю вам обменяться тестами с соседом по парте, проверим правильность выполнения теста, если ответ верный, то ставим +, если не верный, то -. -Оцените своего соседа по парте по следующим критериям: 0-1 ошибка «5» 2-3 ошибки «4» 4 ошибки «3» 5 ошибок «2». -Поставьте отметку внизу работы и отдайте тест хозяину. | Внимательно слушают учителя отвечают на вопросы. -Самостоятельно выполняют тест по теме. -Осуществляют взаимопроверку тестов. | Фронтальная, индивидуальная, парная. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с тестом. | Знают о опере-былине «Садко», «Океан – море синее». | П: при выполнении заданий и рассмотрения музыкального произведения проявляют мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Р: умеют ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать свою деятельность на уроке. К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся друг к другу. |
Включение в систему знаний повторение 1 мин. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Словесные (беседа), метод проблемного обучения (прием «систематизация материала»). | -Подведем итог нашего урока. (слайд 19) -Как автор назвал вступление к опере-былине «Садко»? -Что такое увертюра? -Какое музыкальное произведение мы слушали на уроке? -Кто автор данного произведения? -Как автор передает характер моря в произведении? -Каким представляется морской царь в произведении? -Как композитор передает образ морского царя через вступление к опере-былине «Садко» «Океан – море синее»? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. - «Океан – море синее». -Увертюра – вступление к опере-былине. -Н.А. Римский-Корсаков. | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | Знают о опере-былине «Садко», «Океан – море синее». | Р: умеют ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать свою деятельность на уроке. К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся друг к другу. |
Промежуточный этап 1,5 мин. | Формирование установки на выполнение домашнего задания. | Словесные (беседа), практические (запись дз), формулировка домашнего задания. | (слайд 20) -Откройте дневники и запишите домашнее задание: оно будет по желанию, нарисовать картину к произведению Н.А. Римского-Корсакова «Океан – море синее», на альбомном листе. | Внимательно слушают учителя. Открывают дневники и записывают домашнее задание. | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | - | Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке. | - |
Рефлексия УД на уроке 1мин. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесные (беседа), прием наводящих вопросов, метод рефлексии (прием «дерево успеха»). | -Обратите внимание на карточки с пунктами плана, все ли мы этапы выполнили? -Какую цель мы с вами ставили в начале урока? -Достигли ли мы этой цели на сегодняшнем уроке? -Как вы думаете, кому на уроке мы можем поставить отметку 5? 4? Почему? -Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, для этого поместите на дерево успеха, тот листочек, который соответствует уровню деятельности на уроке. -Если вам понравился урок, вы узнали, что-то новое, выберите и разместите на дереве зеленый лист, если не всё было понятно – желтый, и если с заданием не справился, ничего не понял на уроке, то красный. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Да. -Оценивают свою деятельность. | Фронтальная Индивидуальная. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | - | Р: умеют ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать свою деятельность на уроке. К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся друг к другу. |
Заключительный орг. момент 0,5 | Логическое завершение учебного процесса. | Словесные (слово учителя). | -Я благодарю вас за урок. Можете все убрать с рабочего места. | -Благодарят за урок. Готовятся к окончанию урока. | Фронтальная | - | - | - | - |
Дети сидят на своих местах. При групповой работе первая пара поворачивается к соседям сзади и объединяются в группу по 4 человека.