Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте должен лежать учебник. Поднимете его. – Теперь поднимите рабочую тетрадь. – Поднимите свой пенал. – Возьмите в руки дидактический материал. – Молодцы! Всё проверили. - Кто готов, поставьте руку на локоток. Так я буду видеть вашу готовность к уроку. -Ребята, давайте вспомним, какие величины вы уже знаете? -Верно! -В каких единицах измерения мы измеряем длину? -А как мы обозначаем сантиметр? -А как называется единицы измерения массы? -А как обозначаем килограмм? -Хорошо. А какие способы сравнения величин мы с вами уже знаем? -Молодцы, знания этого материала нам сегодня пригодятся. | -Приветствуют учителя, садятся за парты. *Проверяют готовность к уроку. -Длина, масса -Сантиметр -В первой клеточке пишем число, в следующей клеточки прописываем букву «С» и в последней букву «М» -Килограмм - В первой клеточке пишем число, в следующей клеточки прописываем букву «К» и в последней букву «Г» -Наложение, приложение, «на глаз» | Метапредметные результаты обучения: Коммуникативные – воспринимать и формулировать суждения. Личностные - проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика». |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Ребята, сейчас мы с вами выполним задание на карточках, которые лежат у вас на партах. -Поставьте пальчик, прочитайте про себя задание. -Что нам нужно сделать? - Обратите внимание, что измерение длины мы проводим при помощи линейки. -Чему равна длина красного отрезка? -Чему равна длина синего отрезка? -Молодцы, скажите, пожалуйста, насколько красный отрезок длине синего? -А синий отрезок на сколько короче красного? -Все верно, молодцы. Сейчас отложите эти карточки. У вас на партах также есть другие карточки, возьмите их. -Ребята, поставьте пальчик и прочитайте про себя задание. -Что нам нужно сделать? -Ребята, начинайте выполнять задание, а после проверим, если у вас появляются вопросы, то поднимите руку и я подойду. -Какой у нас получилась масса кошечки? -Как вычисляли? -Какой массы у нас получился медвежонок? -Как вы это вычислили? -Верно, молодцы. Какой массы у нас получилась лисичка? -А давайте скажем, какой массы у нас получился щенок? -Ребята, а кто тяжелее: медвежонок или щенок? -Как вы это определили? -А кто легче: лисичка или кошечка? -Насколько кошечка легче лисички? -Молодцы, отлично справились с заданием. Можете отложить карточки на край парты. -С какими величинами мы сейчас работали? -Назовите единицы измерения длины. -Назовите единицы измерения массы. -Как вы думаете, все ли вы узнали величины? -Хотите еще узнать другие величины? -Тогда давайте продолжим нашу работу. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, у меня есть банка из-под меда и стакан -Чем стакан отличается от баночки из-под меда? - Где поместиться воды больше? -Сколько стаканов воды поместится в банку из-под меда? -Сейчас я буду наливать воду в стакан, а потом выливать её в баночку. Помогайте мне считать, сколько стаканов воды я вылью в баночку из стакана. *Наливает первый стакан воды в банку. *Наливает второй стакан воды в банку. *Наливает третий стакан воды в банку. *Наливает четвертый стакан воды в банку. -Так сколько же стаканов воды поместилось в банку из-под меда? -Чему равна вместимость или емкость банки из-под меда? -Ребята, посмотрите пожалуйста на другие банки из-под меда. Посмотрите, чем различаются эти банки между собой? -Верно, сейчас в каждую банку я налью одинаковое количество воды: по 2 стакана воды в каждую банку. Посмотрите, хоть емкость банок у нас разная, но количество воды в них одинаковое. -Посмотрите, у меня есть две чашечки, давайте красную чашечку обозначим мерка №1, а синюю – мерка №2. Давайте попробуем наливать воду из мерки №1 в широкую банку и посмотрим, сколько вместиться таких мерок. Давайте считать вместе. *Наливает -Сколько мерок №1 поместилось в широком сосуде? Чему равна вместимость сосуда? -Давайте теперь посмотрим второй сосуд, который у нас уже. Сколько же здесь мерок №1 поместиться? Давайте посчитаем. *Учитель наливает воду, дети считают. -Сколько мерок №1 поместилось в узком сосуде? - Какой можно сделать вывод? -Что мы еще можем сказать? Как по-другому можно сказать? -Мы с вами ещё не использовали мерку №2 – синюю чашечку. Выясните с помощью мерки №2, в каком сосуде воды больше. Давайте считать вместе. *Учитель наливает -Сколько мерок поместилось в широком сосуде? -Давайте рассмотрим второй, более узкий сосуд, при помощи этой же мерки №2. Считаем вместе. *Наливает воду -Сколько мерок поместилось в узком сосуде? -Какой можно сделать вывод? -Отличие иметь в сосуде больше воды или меньше воды можно назвать свойством? -Кто знает, как называется это свойство? -Мы наблюдали, что в зависимости от мерки меняется…Что? -Или как по-другому можно это назвать? -Верно, что нужно сделать, чтобы точно определить емкость сосуда? -Какую мерку нужно использовать для точного измерения емкости? -Где возникло у вас затруднение? -Почему вы не можете назвать эту мерку? -Используя слова я не смог/не смогла раскройте ситуацию затруднения в индивидуальной деятельности. -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | *Берут карточки, выполняют задания. -Измерить длину каждого отрезка и записать ответы в окошках. -Длина красного отрезка равна 10 см. -Длина синего отрезка равна 7 см. -Красный отрезок длиннее синего на 3 см. -Тоже на 3 см *Откладывают карточки по теме «длина», берут новые. *Выполняют работу на карточках. -Определи массу животного и подпиши пропущенные единицы измерения в клеточки -Нам нужно определить массу животных и подписать единицы измерения в клеточки -Масса кошечки – 4 кг -Сложили гири с массой 1кг, 1кг и 2 кг, подучили 4 кг. Так как весы уравновешены, значит масса чаши с гирями и масса чаши с котенком – одинаковые. -Масса медвежонка – 7 кг -Масса одной гири – 2 кг, масса второй гири 5 кг. Мы сложили массы этих гирей и получили 7 кг. -Масса лисички – 5 кг. -Масса щенка – 6 кг. -Медвежонок тяжелее щенка. -Масса медвежонка равна 7кг, а масса щенка 6 кг. 7кг больше 6кг, значит у медвежонок тяжелее -Кошечка легче лисички. -Кошечка легче лисички на 2 кг. -Длина, масса -Сантиметр -Килограмм -Мы не все узнали величины -Да, мы хотим узнать другие величины -Банка из-под меда больше стакана -Больше воды поместиться в банке из-под меда -Не знаем -Первый стакан. -Второй стакан. -Третий стакан. -Четвертый стакан. -Поместилось 4 стакана воды. -Вместимость банки меда равна четырем стаканам. -Одна банка больше, вторая меньше. *Обучающиеся смотрят и внимательно слушают -Один, два, три, четыре. -В широкий сосуд помстилось 4 мерки №1. -Один, два, три. -В узкий сосуд поместилось 3 мерки №1. - 43. Значит, в широком сосуде воды больше, чем в узком сосуде. - У широкого сосуда вместимость больше, чем у узкого. -Один, два, три, четыре, пять. -В широком сосуде поместилось 5 мерок №2. -Один, два, три, четыре. -Поместилось 4 мерки №2. -54. Значит, в широком сосуде воды больше -Да, это свойство -Емкость, вместимость -Вместимость сосуда -Емкость -Нужна общая единая мерка, для того чтобы точно определить количество воды в данном сосуде *Затрудняются ответить -Затруднение возникло в выборе названия мерки -Мы не можем назвать эту мерку, потому что мы это не проходили -Я не смог этого сделать, потому что мы не проходили/ я не смогла этого сделать, потому что не понимаю как -Узнать, как называется данная мерка/Новая информация/Учебник | Предметные результаты обучения: различать единицы величин: сантиметр; закреплять знание смысла понятия «сантиметр». Метапредметные результаты: Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения; аргументированно высказывать свое мнение. Познавательные: выявлять недостаток информации для решения на учебной задаче; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; с помощью учителя формулировать цель; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; выбирать источник получения информации. Личностные результаты: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика». |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -С какой величиной мы сегодня с вами будем работать? -Как называется единица измерения емкости? -Давайте откроем ваши тетради. Отступите от числа 2 клеточки вниз, после этого 2 клеточки слева и поставьте точку и поставьте ручку на мою точку -Давайте посмотрим, как сокращенно пишется слово «литр» *Учитель на доске пишет «1 литр» -Запишите, пожалуйста, это в своих тетрадях. -Затем поставьте тире в следующей клеточке. Опять переходим на следующую клеточку и пишем «1 л», цифру 1 пишите в первой клеточке, «л» - во второй. Обратите внимание, что после единиц измерения ни в коем случае точку не ставим. - Возьмите тетрадочки, отложите их на край парты в открытом виде. -Посмотрите на картинку под текстом, что вы на ней видите? -Сколько у нас литров в банке? -А в коробке из-под сока? -Хорошо, а скажите, сколько литров в бутылке? -Хорошо. А сейчас давайте измерим сколько литров у нас будет в банке, бидоне и кастрюле. Я принесла их с собой. Сейчас мы измерим, сколько стаканов поместиться в этих сосудах. -Для этого мы возьмем обычный стакан и воду. Кто хочет проверить вместимость бутылки? -Ты сейчас будешь наливать воду сначала в стакан, а после этого будет переливать её в бутылку, а мы с вами (обращение ко всему классу) будем помогать ему считать, сколько же таких стаканов поместиться в банке. *Ученик наливает воду в стакан и переливает в банку -Молодец, спасибо, присаживайся на место. Так сколько же стаканов поместилось в банке? -Верно, а давайте проверим теперь вместимость бидона. Кто хочет это сделать? - У тебя будет такая же задача, наливать воду в стакан, а оттуда в бидон, а мы с классом поможем тебе считать. *Переливает -Спасибо, садись. Сколько же стаканов помещается в бидон? -Хорошо. Сейчас нам нужно проверить вместимость кастрюли. Кто хочет проверить? - Ты сейчас также будешь наливать воду сначала в стакан, а после этого будет переливать её в кастрюлю, а мы с вами (обращение ко всему классу) будем помогать ему считать, сколько же таких стаканов поместиться в банке. *Переливает -Сколько стаканов у нас помещается в кастрюле? -Что мы можем сказать про эти три емкости? Какая самая вместительная? -Где самая маленькая вместимость, в каком сосуде? -Что мы можем сказать про кастрюлю? -Верно, какой мы можем с вами сделать вывод? -Хорошо, молодцы. | -С вместимостью или емкостью -Литр. *Открывают тетради, ставят точку. *Пишут в тетрадях «1 литр» *Сокращённо записывают «1 л» *Откладывают тетради на край парты. Банку, коробку сока и бутылку. -3 литра -1 литр -1 литр *Желающий выходит -один, два, три, четыре. -В этой банке поместилось 4 стакана. *Учащийся выходит - один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. -В бидон вмещается 8 стаканов. *Желающий выходит -Один, два, три, четыре, пять, шесть -В кастрюле помещается шесть стаканов воды -Самый вместительный бидон -В банке -мы можем сказать, что емкость кастрюли меньше емкости бидона, но больше вместительности банки. -Что емкость бутылки и коробки из-под сока одинаковая | Предметные результаты: моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «литр»; различать единицы величин: литр; читать и записывать значения величины объёма, используя изученные единицы измерения этой величины (литр). Метапредметные результаты: Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения; аргументированно высказывать свое мнение. Познавательные: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (измерение вместимости воды в емкости). Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Сейчас мы выполним номер 2, поставьте на него пальчик. -Прочитайте жужжащим чтением задание. *Спрашивает задание у нескольких учеников. -Что нам нужно сделать в этом задании? -Данную задачу мы с вами будем выполнять в тетрадях. Поэтому от прошлых записей отступим 1 клеточку вниз и по центру запишите №2. -Как мы узнаем сколько литров воды в ведро 10 л нам нужно долить, если в нем 6 л. Каким образом вы с вами это сделаем? -Верно, сколько тогда получится литров? -Молодцы, давайте запишем это равенство в тетради. Отступите от прошлых записей 1 клеточку вниз и 2 клеточки вправо от края страницы, поставьте точку и начинайте записывать равенство. (10-6=4 (л) – учитель пишет на доске) -Молодцы. Теперь следующий вопрос: как мы узнаем сколько литров воды в ведро 10 л нам нужно долить, если в нем 9 л. -Правильно, и сколько тогда получится литров? -Так же записываем это равенство в тетрадях, отступив одну клеточку вниз и 2 клеточки справа (10-9=1 (л) – учитель демонстрирует запись на доске) -И последний вопрос из этой задачи: как мы узнаем сколько литров воды в ведро 10 л нам нужно долить, если в нем 7 л. -Согласна с вами, сколько получится литров? -Верно, давайте так же запишем это равенство в тетрадях. Отступите от предыдущего равенства клеточку вниз и 2 клеточки справа. (10-7=3 (л) – учитель демонстрирует запись на доске) -Молодцы, хорошо справились с задачей. | *Находят номер 2 и ставят пальчик. *Читают: В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нем 6л? 9л? 7 л? -В этом задании нам нужно определить сколько литров нужно долить в ведро *Записывают в тетрадях №2. -Нужно из 10 л вычесть 6 л. -Получиться 4 л. *Записывают в тетрадях равенство. -Нужно из 10 л вычесть 9 л. -Получиться 1 л. -Нужно из 10 л вычесть 7 л. -Получится 3 л. | Предметные результаты: моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «литр»; различать единицы величин: литр; читать и записывать значения величины объёма, используя изученные единицы измерения этой величины (литр). Метапредметные результаты: Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения; аргументированно высказывать свое мнение. Познавательные: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённой проверки. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
Самостоятельная работа | -Сейчас выполним номер 3 в тетради. -Прочитайте задание про себя. -Что вам необходимо будет сделать? -Сколько действий у вас будет в задаче? -Верно, можете приступать к работе. Отступите от прошлых записей 1 клеточку вниз, запишите №3 и начинайте решать задачу. Не забудьте записать ответ в задаче. -Ребята, пора заканчивать выполнение задания. Давайте будем проверять. Возьмите в руки ручку другого цвета и, если у вас будут ошибки, зачеркивайте аккуратно и сверху пишите правильный ответ. -Что вы находили первым действием? -Какое у вас получилось выражение? -Сколько литров молока у вас получилось в бидоне? -Верно, почему вы находили количество литров молока в бидоне именно таким действием? -Верно, что вы находили вторым действием? -Какое выражение у вас получилось? -Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе? -Верно, молодцы. -Отложите ваши тетради на край парты. | -Нам нужно будет решить задачу. -В задаче будет 2 действия. (так как 2 вопроса) *Делают запись и начинают решать задачу. -Первым действием мы узнавали сколько литров молока в бидоне? -3+4=7 -В бидоне получилось 7 л молока -Потому что сказано, что на 4 л, значит нужно прибавить. -Вторым действием мы узнали сколько литров молока в банке и в бидоне вместе. -3+7 -В банке и в бидоне вместе 10 л молока. | Предметные результаты обучения: моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «литр»; различать единицы величин: литр; читать и записывать значения величины вместимости, используя изученные единицы измерения этой величины (литр). Метапредметные результаты обучения: Познавательные: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенной проверки (самооценка работы). Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения. Личностные результаты обучения: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
Включение понятия в систему понятий | -Обратите внимание на карточки, которые я вам выдала, вам необходимо будет выполнить на них задание. -Вы видите пропуски в окошечках, вам нужно будет их заполнить, что вы для этого должны знать? -Какие компоненты вычитания вы знаете? -Верно, что нужно сделать для того, чтобы найти уменьшаемое? -Что нужно сделать, чтобы найти вычитаемое? -Что нужно сделать, чтобы найти разность? -Верно, молодцы, можете приступать к заданию, ответы записывайте на карточках. -Ребята, давайте будем заканчивать и проверять. -Обменяйтесь с соседом по парте своими карточками и обратите вниманием на слайд, там будут показаны верные ответы. Подчеркните карандашом ошибки соседа. -Обменяйтесь обратно карточками и отложите их на край парты. | -Компоненты вычитания -Уменьшаемое, вычитаемое и разность. -Для того, чтобы найти уменьшаемое нужно к вычитаемому прибавить разность. -Нужно из уменьшаемого вычесть разность. -Нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое *Обмениваются карточками и проверяют работы. | Метапредметные результаты обучения: Познавательные: формулировать выводы, подкреплять их доказательствами. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения; Личностные результаты обучения: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных и практических задач. Предметные: называть числа и результат при сложении и вычитании значение неизвестного компонента; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием ( в пределах 10). |