Мотивация к учебной деятельности Задача: организовать рабочее место, создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования; | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Олеговна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Сейчас тихо сядет первый ряд. - Затем сядут на свои места ребята второго ряда. - И третий ряд тихо сядет на свои места. - Отлично. - Ребята, сейчас обратите внимание на слайд. Кто на нем изображен? - Это пчелка, ленивец, попугай, и медведь. - Сейчас я предлагаю вам оценить свое состояние на начало урока, и выбрать то животное, которое лучше всего описывает ваше состояние. - Если вы чувствуете, что вы готовы к работе на уроке выберите пчелку и покажите пальчиком цифру 1. - Если вы чувствуете, что сегодня вы ленивый – выберите ленивца и покажите пальчиками цифру 2. - Выберите попугая, если сегодня вы особенно разговорчивы и у вас болтливое настроение – это цифра 3. - И выберите медведя, если чувствуете себя сонно и вам хочется спать – это цифра 4. - Так, ребята делаем свой выбор и поднимаем руку вверх. - Вижу, что мнения у нас разделились. - Я желаю вам, чтобы сегодня на протяжении урока вы были так же активны и работоспособны – как пчелка, а в конце урока мы с вами это обязательно проверим, как изменилось ваше состояние. Договорились? (да) - Отлично, сейчас давайте сядем правильно, подравняем спинки, правильно поставим ножки и положим руки домиком. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. (слайд) Вам необходимо было принести: учебник, рабочую тетрадь, цветные карандаши (синий, красный, оранжевый, зеленый) и клей – карандаш. - Те, у кого есть все необходимые принадлежности для урока, покажите мне класс. Те, у кого чего-то не хватает – не стесняйтесь, поднимите руку - я помогу вам решить этот вопрос. - Отлично, вижу, вы все готовы. | Личностные: обучающиеся демонстрируют эмоционально-ценностное отношение к уроку; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания с прошлого урока, совместно с обучающимися сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию. | Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемной ситуации; Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение; | - Ребята, давайте вспомним какой большой раздел в окружающем мире вы сейчас изучаете? (Экономика) - А кто помнит, как называлась предыдущая тема вашего урока? (Животноводство) - Все верно, и для того, чтобы нам с вами повторить предыдущую тему урока я предлагаю вам собрать пазл. - Сейчас я буду задавать вам вопросы, если вы знаете на них ответы – поднимаете руку. Давайте проверим что будет, если на все вопросы мы ответим правильно. 1 вопрос – Чем занимаются животноводы? (Разведением домашних животных) - Здорово, идем дальше! 2 вопрос – Для чего люди занимаются животноводством? (Для получения продуктов питания. Если затрудняются, дать варианты ответов: для получения продуктов или для производства одежды) - Правильно, следующий пазл. 3 вопрос – Где содержат домашних зверей и птиц? (на Фермах) - Молодцы у вас хорошо получается! 4 вопрос – К какой группе животных относится: корова, свинья, лошадь? Домашних или диких животных? (Домашних) - Ребята, вижу, вы хорошо справляетесь, и мы открываем следующий пазл. 5 вопрос – Какие животные обитают в дикой природе? Назовите название ее группы. (Дикие) - Отлично, давайте откроем еще пазл. 6 вопрос – Назовите трех диких животных. - Хорошо, еще много примеров можно приводить, но основные вы уже назвали. 7 вопрос – В чем главное отличие домашних животных от диких? (Домашних животных можно завести у себя дома, они приносят продукты питания. А дикие животные обитают в природе и дома их держать – опасно.) - Ребята и с последним вопросом вы успешно справились. - Ребята, обратите внимание, мы собрали слово. - (Имя), прочитай нам его, пожалуйста. (Промышленность) - Как вы думаете, может ли это быть темой нашего урока? - Тема нашего урока: «Промышленность» - Ребята, вот представляете наша жизнь с каждым днем развивается. У нас появляются новые возможности, создаются различные технологии, которые делают качество нашей жизни лучше. - Каждый день мы пользуемся определенными товарами и услугами. - Когда вы приходите в школу, вы наверняка замечаете, что в ней большое количество разнообразного оборудования. Например, парты в вашем классе, стол, компьютер, шкафы. - Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда это все берется? - Так хорошо, а ребята, вспомните себя, когда вы приходите в магазин. Вам нужно купить какой-то определенный товар. Например, молоко, фрукты, хлеб, или может быть печенье к чаю. А кто-нибудь из вас задумывался о том, откуда берутся товары? - Исходя из темы нашего урока, как мы можем это объединить? - Верно ребята, можно назвать это одним словом: промышленность. - Ребята, а что бы вам хотелось узнать по этой теме? - Давайте составим план нашего урока. - Для начала мы с вами познакомимся с понятием, что вообще такое промышленность. ЗАДАЧА 1 – Познакомиться с понятием «промышленность»; - А чтобы узнать 2 задачу урока, я предлагаю вам отгадать 2 загадки. - Слушаем внимательно, кто знает правильный ответ – поднимает руку. - Я очень люблю побродить по коврам, По мягким диванам, по темным углам. Там вкусную пыль я всегда нахожу И от наслаждения громко жужжу. (ПЫЛЕСОС) – Верно ребята! - Слушаем следующую загадку. У каждого в ванной Есть хитрая штука: Отмоет от грязи И тело, и руки. Смотри, чтобы в глаз Оно не попало. Защиплет, тогда Не покажется мало! (МЫЛО) – Правильно ребята! - Ребята, а как вы думаете, придя в магазин, как будут называться эти вещи? (товар) - А было бы вам интересно узнать, какая промышленность занимается их созданием? - Тогда сегодня мы с вами обязательно это узнаем! - 2 ЗАДАЧА –Изучить, какая бывает промышленность; - И чтобы узнать 3 задачу, я предлагаю вам отгадать еще 2 загадки. Мебель, хлеб и огурцы Продают нам ... (Продавцы.) - Правильно, и еще одна загадка. Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повара) - Правильно ребята, а как можно назвать людей, которые продают нам определенные товары или изготавливают их? - Такие люди оказывают определенную услугу для других людей. - И наша 3 ЗАДАЧА: Узнать, что производит промышленность. - Сегодня на уроке, мы с вами узнаем, какая бывает промышленность. | Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, определять наиболее эффективные способы достижения результата в практической деятельности; Познавательные УУД: демонстрируют умение устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; Предметный: обучающиеся демонстрируют знания по теме: «Животноводство»; |
Решение проблемы Задача: организовать осуществление деятельности, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль; | - И для того, чтобы нам с вами выполнить первую задачу, узнать, что такое промышленность – я предлагаю вам открыть учебник на странице 60 и прочитать абзац, который начинается со слов: «Промышленность производит большую часть…» - Те, кто нашел – поставьте руку на локоток, покажите мне свою готовность. - Хорошо. Сейчас ваша задача – внимательно прочитать абзац о том, что такое промышленность и попытаться сформулировать определение своими слова. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Те, кто закончит раньше – руку на локоток, глазки на меня. - Так, время подошло к концу. (Имя), исходя из прочитанного, как ты понимаешь – что такое промышленность? - Хорошо, ребята, кто еще желает поделиться с нами своим мнением. - Хорошо. Ребята, давайте проверим ваши предположения. Промышленность — это объединение предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов. - (Имя), прочитай нам определение. - Значит ребята, промышленность это на самом деле то, что создается для людей. Например, это могут быть фабрики, или какие-либо промышленные предприятия. - Ребята, а вы знаете какие-нибудь промышленные предприятия? - Совершенно верно, в нашем городе тоже есть промышленные предприятия. Например, Синарский трубный завод (СинТЗ) - производит трубы нефтяного сортамента. Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) - производит продукцию из алюминия и алюминиевых сплавов. «Алекса» - предприятие производит женские платья, детские карнавальные костюмы, верхнюю женскую одежду. - В каждом городе есть свои промышленные предприятия. - Выполнили ли мы с вами первую задачу? - (Имя), прочитай, как она называется? - Давайте отметим ее галочкой. - А как у нас звучит вторая задача? - И для того, чтобы нам с вами узнать, какая бывает промышленность, я предлагаю вам побывать сегодня в роли исследователей. - Для этого, вам необходимо разделиться на 8 групп по 3 человека. Только в двух группах у нас будет по 4 человека. - Сейчас каждый разворачивается к своей группе. И ваша задача сразу определить капитана своей группы. - Сейчас капитаны поднимут руки и обозначатся мне. - Вижу, хорошо, спасибо. - И прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, какие правила работы в группе вы знаете? - Обратите внимание на слайд. - Все верно. Работая в группе не забывайте об этих правилах. - Сейчас ваша задача открыть учебник на странице 60. - Обратите внимание на заголовки выделенные жирным шрифтом. Это название промышленностей, которые каждая из ваших групп будет изучать. - Первая группа изучает добывающую промышленность. - Вторая группа изучает – электроэнергетику. - Третья группа – Металлургию. - Четвертая группа изучает – Машиностроение. - Пятая группа – электронную промышленность. - Шестая группа – химическую промышленность. - Седьмая группа – легкую промышленность. - И последняя восьмая группа – пищевую промышленность. - Сейчас у каждого из вас на парте лежит лист исследователей. - Пододвиньте его к себе, рассмотрите его. - Сейчас глазки на меня, давайте разбираться, что вам необходимо будет в нем заполнить. *на слайде* - Сначала заполняем имена и фамилии участников группы. - Затем, каждый из вас внимательно читает предложенный материал. - После того, как изучите информацию, в следующую колонку записываете, что производит эта промышленность. - И в последней колонке прописываете, что добывается для этой промышленности. - На выполнение этой работы я даю вам 5 минут. - Далее каждый командир от группы представит промышленность своей группы, по карте, которые вы составите. - Давайте будем проверять, что у вас получилось. - Сейчас у командира каждой группы будет 2 минуты, для того, чтобы представить промышленность своей группы. - Обратите внимание – на доске у меня прикреплена схема, ваша задача, после того, как вы выступите – заполнить колонку схемы, которую вы изучали. (После выступления командира, я каждой группе выдам подготовленные распечатки с правильными ответами, они прикрепят их на доску, тем самым составляя общую схему для всего класса) Промышленность - Первая группа, представляет нам свою промышленность и показывает лист исследователя. - Так, хорошо. - Вторая… и так каждая группа. - Ребята, мы с вами составили общую схему на доске. - Сейчас я предлагаю вам закрепить наши знания, объединиться в пары с соседом по парте и с помощью этой схемы кратко рассказать о том, какие виды промышленности существуют. На это у вас есть 2 минуты. - А я буду наблюдать за тем, какая пара активнее всех работает. - Так, хорошо. Вижу многие из вас справились отлично. Хочу отметить пару (имена), за то, что активно работали. Пару (имя), хвалю за то, что внимательно слушали друг друга. - Все ребята молодцы! - Сейчас я предлагаю поиграть вам в игру, для того, чтобы проверить, на сколько хорошо вы научились различать виды промышленности. - Я буду показывать вам товар, а ваша задача будет назвать – к какой промышленности он относится. (покажу 8 картинок на каждую промышленность) - Отлично, вижу вы успешно справились с этой задачей. - Давайте вернемся к нашему плану. (Имя), прочитай нам 2 задачу? - Получилось ли у нас с вами узнать, какая бывает промышленность, кто считает, что мы выполнили эту задачу – покажите класс. Хорошо, (Имя), выйди к доске, отметь ее галочкой. - Отлично, ребята, и перед тем как решить 3 задачу нашего плана, я предлагаю вам немного отдохнуть. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблицы; строить рассуждение и доказывать свою точку зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Коммуникативные УУД: слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Предметные: умение различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать обобщать и делать выводы. |
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность. | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. | Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх) Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки) Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком) Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно начиная с Яблоки и виноград. больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу) Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок»- запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены) Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой) Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм) Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно). -Присаживайтесь на свои места. - Я видела как старается (имя), активно выполнял упражнения. - Хочу похвалить Никиту, за то, что он все движения выполнил правильно. - Аню хвалю за то, что она быстрее всех выполняла движения. - И Андрюша у нас отлично справился с физминуткой! Ни одного движения не упустил. Молодец! | Личностные: обучающиеся демонстрируют эмоционально-ценностное отношение к уроку; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; |
Первичное закрепление Задача: организовать закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение; | - (Имя), прочитай нам пожалуйста, как звучит наша 3 задача? - Когда вы представляли листы исследователей, вы приводили свои примеры. - Сейчас обратите внимание на слайд, давайте рассмотрим, что производит каждая из видов промышленности и попробуем соотнести ее с группой промышленности к которой она относится. - Отлично, а сейчас я предлагаю открывать рабочую тетрадь на странице 41 и выполнить задание. - (Имя), прочитай, что нам нужно сделать. - Кому понятно задание, поднимите класс. - (Имя), что ты сейчас будешь делать? - Хорошо. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Не забываем про правильную посадку. Приступаем к работе. - Давайте проверим, что у вас получилось. - (Имя), прочитай, что ты отнесла к легкой промышленности. - А каким цветом ты их закрасила? (красным цветом) - Ребята, у кого так же, покажите класс. - (Имя), прочитай, что ты отнесла к машиностроению. - А каким цветом необходимо было закрасить товары, относящиеся к машиностроению? (синим) -Ребята, кто согласен – поднимите класс. - Дальше, (имя), что ты отнесла к пищевой промышленности? - И товары пищевой промышленности мы закрашиваем в зеленый цвет. - Кто согласен – покажите класс. - И к химической промышленности, что ты отнесла (имя)? - И в какой цвет мы закрашиваем? (В оранжевый) - Все согласны? Покажите класс. - Хорошо. Выполнили ли мы с вами 3 задачу? - (Имя), выйди к доске – пометь ее галочкой. | Предметные: умение различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать обобщать и делать выводы. Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; |
Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону) Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий; | Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль; Методы эмоционального стимулирования: поощрение; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения; Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение; | - Для того, чтобы нам с вами закрепить полученные знания, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. - Открываем рабочую тетрадь на странице 38 и находим задание 2. - Сейчас вам необходимо будет рассмотреть фотографии и рядом с ними вписать название той промышленности, которой они соответствуют. Работу выполняем самостоятельно. На это у вас есть 3 минуты. - После, мы с вами проверим, как вы с ним справились. - Те, кто понял, что ему сейчас необходимо будет сделать – покажите класс. (Ане, Никите и Андрею – я вписываю название промышленностей и прошу их соотнести картинку с названием) - Далее проверяем, и подводим итоги. | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; Предметные: умение различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать обобщать и делать выводы. |
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты) Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. | Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; | - Ребята, давайте обратимся к плану нашего урока. - Какую тему мы сегодня с вами изучали? - А что мы сегодня делали, для того, чтобы ее узнать? - Какая у нас была первая задача? Что мы делали, для того, чтобы ее выполнить? - А как звучала вторая задача? - Что мы делали, когда выполняли ее? - И как мы с вами справились с последней задачей. - Отлично. А кто за сегодняшний урок узнал для себя что-то новое, покажите класс. - Хорошо, а кто хочет поделиться с нами, что именно нового он узнал? - Отлично, а помните, о чем мы договаривались в начале урока? - Я предлагаю вам сейчас заполнил лист самооценки. - Сейчас на парте у каждого из вас лежит 4 животных, мы с вами договорились о том, что в конце урока мы проверим – изменилось ли ваше состояние за урок? - Сейчас еще раз прослушайте, что означает каждое из животных. - Выберите пчелу – если вы считаете, что вы сегодня хорошо работали на уроке. - Выберите ленивца – если весь урок вы ленились. - Выберите попугая - весь урок вы сегодня болтали. - И выберите медведя – если вы сегодня весь урок спали. - После того, как выберите животного, возьмите клей-карандаш и приклейте его в первое окошечко. - Обратите внимание, у вас есть второе окошечко и в него я предлагаю вам поставить себе оценку за сегодняшний урок. - *Опрашиваю тех, кто поднял ленивца и медведя, почему у них так и про поставленную оценку* - Ребята, я всех вас благодарю. За вашу любознательность и активность. - Урок окончен. Всем спасибо. До свидания! | Познавательные УУД демонстрируют освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Регулятивные УУД обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; Личностные: обучающиеся демонстрируют эмоционально-ценностное отношение к уроку; |