СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор урока русского языка в 10 классе "Имя существительное" с включением инновационных приёмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является подробным конструктором урока русского языка в 10 классе по именной морфологии.

Просмотр содержимого документа
«Конструктор урока русского языка в 10 классе "Имя существительное" с включением инновационных приёмов»

МБОУ Синьковская СШ











Конспект

открытого урока русского языка в 10 классе

«Имя существительное в аспекте разделов русского языка»







Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна













Смоленск 2018




Конспект открытого урока русского языка в 10 классе

«Имя существительное в аспекте разделов русского языка»

Дата проведения: 6.02.2018г.

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях имени существительного в аспекте разделов языка.

Задачи урокаобучающие: учить применять полученные знания в разделе «Морфология имени существительного» на практике, соотносить лексико-грамматический класс с задаваемым разделом, учить находить на практике лексические и грамматические средства связи в связном тексте.

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид функционирования орфографии, средств лексики, звукописи), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Тип урока: практическое закрепление изученного.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля. Форма работы: индивидуальная (интерактивная), фронтальная, групповая.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока

I. Организационный момент

Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности

-На сегодняшнем занятии мы проведём лингвистическое исследование изученных теоретико-практических аспектов изученного лексико-грамматического класса. На доске представлен эпиграф к учебному занятию, который поможет лексико-грамматический класс для нашего исследования. Ваша задача – разобраться, о каком лексико-грамматический классе идёт речь.






Эпиграф (на доске):

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод

Эти ивы и берёзы,

Эти капли-эти слёзы,

Этот пух-не лист….

А.А. Фет

- О каком лексико–грамматическом классе идёт речь? О разделе? (Имя существительное, морфология).

- Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра.

- Сформулируем часть темы нашего урока.

- Чтобы уточнить полную формулировку нашего урока, обратимся к вашим знаниям в разделах языкознания. На доске представлены указатели для определения разделов языка.

1. Акварель - техника живописи, выполняемая водяными красками. (Лексика)

2. Марос ы сонцэ д'эн' ч'уд'эсный'/ (Фонетика)

3. Сре́дства или средства́ (Орфоэпия)

4. Жи-корень, зн-суффикс, нулевое окончание (от слова жить). (Морфемика и словообразование).

5. Кричать во всю Ивановскую.(Фразеология).

6. Кампания или компания? (Орфография)

- Какие разделы языка не вспомнили? (Синтаксис, стилистика, пунктуация, графика).

- Ребята, теперь мы сможем сформулировать тему урока. Переходим к целеполаганию урока (предположения обучающихся должны совпадать в обозначенными выше).

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

1.Фронтальная беседа по теоретическому материалу

-К какому лексико-грамматическому классу относится имя существительное?

-Какая лексическая характеристика присуща существительному? (Предметность).

-Какие признаки имени существительного известны? (Одушевлённость-неодушевлённость, нарицательность-собственность, род, число, падеж, склонение).

-Каковы особенности синтаксической функции существительного? (Является как главными членами предложения, так и второстепенными).

2. Исследование языкового материала

2.1 Групповая работа (по карточкам с озвучиванием и с фиксацией в тетрадь).

Задание №1. Выпишите из строк А.С. Пушкина существительное старославянизм (нощи).

1)Навис покров угрюмой нощи 
На своде дремлющих небес.

-Старославянизмы к какому разделу языка относятся? (Лексика).

Вывод: С помощью лексики возможно конкретизировать значение существительного.

Задание 2. Определите значение слов, выделенных в текстах. Являются ли слова синонимами? Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? К какому роду относятся слова?

  1. Невежи точно судят так: 
    В чём толку не поймут,

То всё у них пустяк.  (И.А. Крылов «Петух и Жемчужное зерно») 

  1. Невежда также в ослепленье ‎
    Бранит науки и ученье, ‎
    И все учёные труды, 
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.  

(И.А. Крылов «Свинья под дубом»)

Вывод: лексика при помощи паронимов отражает смыслоразличительные оттенки существительного. Существительные общего рода, поскольку имеют принадлежность и к мужскому и к женскому полу.

Задание 3. Понаблюдайте языковое различие выделенных слов и поясните, с какими разделами языкознания данное правописание связано (толкование слов обязательно).

1) Потом опять балы́, балы́…/Она — хозяйка их,

У них сановники, послы,/Весь модный свет у них…

(Н. А. Некрасов. Русские женщины).

2) Мальчик подошел к отцу и подал ему записку о баллах, полученных в школе. (Л.Н.Толстой. Анна Каренина)

Вывод: Предъявленные омофоны связаны с фонетикой, которая поясняется на основе лексики, базой является морфология существительного.

Ритмическая минутка (утренняя гимнастика)

2.2. Фронтальная работа

- Ребята, напомните, сколько склонений у существительного? (3) А к какому склонению отнесём существительные: кенгуру, пенсне, пенальти? (Несклоняемые). Что вам о них известно?

- Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, отгадками будут несклоняемые существительные, не забудем указать род.

Кроссворд «Несклоняемые имена существительные»

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4. Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)









3



4































2




5


























1


1





























2

















3
















4

















5


































2.3 Индивидуальная речевая работа (по карточкам, работа с учителем)

1. Индивидуальная работа на ноутбуке (Стилистика).

Задание 4: определите лексические и грамматические средства связи в тексте с изученными орфограммами.

Идет лесник по неприметной тропке, пробирается сквозь чащобу. Останавливается Иван Кузьмич возле ростков сосны. Вот любитель тихой охоты останавливается у невысокого деревца, наклоняется, нет грибов. Лишь сохатый пробежал мимо. Лоси в лесу водятся.

2.Индивидуальная работа (2 обучающихся готовятся к правильной декламации с текста без ударения).

Задание 5: прочитайте текст с верным ударение так, как это бы сделал диктор кулинарного канала (2 минуты подготовка).

Недавно в Нижнем Новгороде прошёл конкурс на лучшего повара России. Кулинары представили на суд жЮри множество разнообразных яСТв: овощные тЕфтели из свЁклы и спАржи под горчи[ШН]ым соусом, щавЕльный борщ с морской капустой и морепродуктами, грЕнкИс языкОвой колбасой и многое другое. Первое место судьи безоговорочно присудили повару из ТверИ за его оригинальный рецепт кАмбалы под слИвовым соусом.

Вывод: Стилистика объединяет лексику и грамматику через средства связи, а имя существительное и есть лексико-грамматический класс.

    1. Фронтальная работа

- Что вам известно о категории числа существительного? О каких группах идёт речь? (Вариативное число, существительные только множественного и существительные только единственного числа).

-Запишите слова: нож и ножницы. Определите число каждого существительного. Сделайте вывод (нож-ножи, только ножницы).

- Проверим с помощью морфемики являются ли слова однокоренными? (Нет, корни разные). Лексическую связь наблюдаем? (Да, по словарю данные существительные предметы с лезвиями для разрезания).

Вывод: Морфемика тесно связана с категорией числа имени существительного).

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)

1.Выполнение практической работы «Категории имени существительного по стихотворениям Н.А. Некрасова «Школьник», «Несжатая полоса».

2.Индивидуально: найти стихотворение А.А. Фета с обилием имён существительных, выполнить морфологический анализ.

3. Опережающее задание: охарактеризуйте значение фразеологизма «медвежья услуга», используя словарь Молоткова и текст басни И.А. Крылова «Пустынник и Медведь».

V. Рефлексия. Подведение итогов

-Заполняется лист самооценки.

- Я узнал…

- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…


Дополнительный дидактический материал к уроку.

Фразеология отражает скрытый смысл закреплённых в сознании понятий.

Объясните смысл фразеологизма, в составе которых имеются имена существительные.

Профессор кислых щей.

Он вечно всех поучает. Тоже мне, профессор кислых щей!

  1. Значение. Незадачливый, плохой мастер.

  2. Происхождение. Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Опорный лист работы обучающихся 10 класса «Имя существительное в аспекте разделов русского языка»

Задание №1. Выпишите из строк А.С. Пушкина существительное- старославянизм. Обоснуйте выбор.

1)Навис покров угрюмой нощи 
На своде дремлющих небес.

Задание 2. Определите значение слов, выделенных в текстах. Являются ли слова синонимами? Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? К какому роду относятся слова?

  1. Невежи точно судят так: 
    В чём толку не поймут,

То всё у них пустяк.  (И.А. Крылов «Петух и Жемчужное зерно») 

  1. Невежда также в ослепленье ‎
    Бранит науки и ученье, ‎
    И все учёные труды, 
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.  

(И.А. Крылов «Свинья под дубом»)

Задание 3. Понаблюдайте языковое различие выделенных слов и поясните, с какими разделами языкознания данное правописание связано (толкование слов обязательно).

1) Потом опять балы́, балы́…/Она — хозяйка их,

У них сановники, послы,/Весь модный свет у них…

(Н. А. Некрасов. Русские женщины).

2) Мальчик подошел к отцу и подал ему записку о баллах, полученных в школе. (Л.Н.Толстой. Анна Каренина)

1. Индивидуальная работа на ноутбуке (Стилистика).

Задание 4: определите лексические и грамматические средства связи в тексте с изученными орфограммами.

Идет лесник по неприметной тропке, пробирается сквозь чащобу. Останавливается Иван Кузьмич возле ростков сосны. Вот любитель тихой охоты останавливается у невысокого деревца, наклоняется, нет грибов. Лишь сохатый пробежал мимо. Лоси в лесу водятся.

Задание 5: прочитайте текст с верным ударение так, как это бы сделал диктор кулинарного канала (2 минуты подготовка).

Недавно в Нижнем Новгороде прошёл конкурс на лучшего повара России. Кулинары представили на суд жюри множество разнообразных яств: овощные тефтели из свёклы и спаржи под горчичным соусом, щавельный борщ с морской капустой и морепродуктами, гренки с языковой колбасой и многое другое. Первое место судьи безоговорочно присудили повару из Твери за его оригинальный рецепт камбалы под сливовым соусом.





Кроссворд «Несклоняемые имена существительные»

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4. Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах.









3



4































2




5


























1


1





























2

















3
















4

















5

























Самоанализ урока в 10 классе по русскому языку по теме «Имя существительное в аспекте разделов русского языка»

Дата проведения: 06.02.2018г.

Учитель русского языка и литературы: Никитина Екатерина Александровна

Целями и задачами вышеуказанного занятия: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях имени существительного в аспекте разделов языка; учить применять полученные знания в разделе «Морфология имени существительного» на практике, соотносить лексико-грамматический класс с задаваемым разделом, учить находить на практике лексические и грамматические средства связи в связном тексте; развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид функционирования орфографии, средств лексики, звукописи), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

На уроке были использованы следующие технологии: предметно- ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

По виду занятие представляло собой урок практического обобщения знаний.

Тип урока определён как урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Методические приёмы: словесно-репродуктивный, исследовательско- поисковый, работа с речевыми материалами, выразительное чтение текста.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная.

Место урока в системе уроков – обобщение изученного материала.

Урок прошёл на достойном уровне, так как знаний у обучающихся было достаточно для практической работы над материалами «Имя существительное в аспекте разделов русского языка».Обучающиеся сформулировали (при помощи рабочего материала, подобранного к уроку) тему урока, а также её конкретизировали. В начале занятия обучающиеся были ознакомлены с работой, которую им предстояло выполнить, и были  поставлены цели урока.

С помощью подобранного эпиграфа (безглагольное стихотворение А.А. Фета «Это утро…») к учебному занятию обучающимися был определён лексико-грамматический класс для практического исследования. Чтобы уточнить полную формулировку урока обращались к знаниям обучающихся в разделах языкознания (на доске в качестве наглядного материала были представлены указатели для определения разделов языка).

Фронтальный опрос по теории «Имя существительное как лексико-грамматический класс» проверял уровень подготовленности обучающихся к практическому исследованию практического материала. Наглядный материал «Разделы языкознания» предназначен для концентрации внимания на тематическом направлении урока. На уроке были использованы элементы игровой технологии (кроссворд «Несклоняемые имена существительные»), которые стимулируют познавательную активность обучающихся, предупреждают отвлечения на уроке. Коммуникативно-деятельный подход реализовывался при работе с лингвистическими заданиями, при помощи которых происходила поисковая работа, в ходе которой поэтапно вычленялась взаимосвязь лексики, фонетики, морфемики, словообразования, фразеологии, стилистики, орфоэпии с морфологией имени существительного. Интегрированный подход на уроке: связь русского языка с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текстов известных писателей и поэтов (А.А. Фет, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин). На уроке имела место орфоэпическая работа (предлагался текст с использование норм произношения имён существительных, который обучающиеся должны были озвучить; обучающиеся частично справились с заданием, поскольку наблюдались в их речи частотные акцентологические ошибки), направленная на пропедевтическую подготовку к ЕГЭ. В качестве ИКТ задания осуществлялась индивидуальная работа в области «Стилистика имени существительного» на ноутбуке, где обучающемуся была предоставлена возможность определить лексические и грамматические средства связи предложений в тексте. Работа с раздаточным материалом позволила сэкономить время на уроке, выполнить различные задания (задания, которые касались систематизации теории и применения на практике; задания, которые ориентированы на ЕГЭ; задания, направленные на развитие речевой активности; задания творческого характера).

Обучающиеся на уроке были активны в меру своих психических и физиологических особенностей. Учитывались на уроке санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена минутка отдыха (аудиозапись утренней гимнастики).

В 10 классе обучающиеся среднего уровня усвоения знаний, со стабильной удовлетворительной мотивацией к учению. Рефлексия обучающихся даёт осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что интегрированные уроки эффективны, так как обучающиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Урок цели достиг: обучающиеся хорошо поняли сущность функционирования имени существительного, смогли успешно выделить изученные разделы языкознания, находить на практике лексические и грамматические средства связи в связном тексте, выполнить речевые и творческие задания. Необходимо больше внимания уделять развитию речи обучающихся, прививать интерес к чтению художественной литературы, делать правильные выводы после прочтения разностилевых текстов. Можно сделать вывод, что цель и задачи урока реализованы.


 























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!