Просмотр содержимого документа
«Констукции с обособленными и необособленными конструкциями»
ТЕМА: Конструкции с обособленными и необособленными членами предложения
Заглянем в словарь…
.
Обособить
1. Выделить из общего, создать особое положение.
2. Сделать самостоятельным членом предложения.
Обособление – это выделение по смыслу, интонационно, а на письме запятыми, второстепенных членов предложения с целью придать им большую самостоятельность, привлечь к ним внимание.
Топоры были слышны в соседнем дворе.
Топоры, стучавшие по дереву, были слышны в соседнем дворе.
Обособление на письме.
Знаки препинания служат нотами
при чтении.
А.П. Чехов.
Обособленные определения:
- Слова , близкие по значению;
- Адрес , записанный в блокнот;
- Задача , решаемая учеником;
- Мы , весёлые и счастливые , вернулись с экскурсии;
Сравним: Стоявшие по колено в сугробах ели были громадно высоки.
- Ели , стоявшие по колено в сугробах , были громадно высоки
Вставьте подходящее по смыслу обособленное определение
- Деревья …. были совсем молодые.
- Ветер …. …. шевелил молодые листочки.
- Корзина ….. стояла на столе.
Обособленные обстоятельства:
- Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку.
Шла как? напевая веселую песенку.
- Белка, выскочив из дупла, попрыгала в поисках пищи;
- Медсестра, поставив капельницу, пошла оформлять медицинские карты;
Укажите над каждой схемой номер соответствующего предложения.
- Листья, облетевшие с деревьев, шуршали под ногами.
- Настроив гитару, дядюшка заиграл русскую плясовую.
- Звери остановились, замерев на месте.
Обособленные дополнения:
Обособленные дополнения — это падежные формы имен существительных с предлогами и предложными сочетаниями
кроме , вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т. п.
Обособленные дополнения:
- Я ничего не слышал, кроме шума листьев;
- У нас в доме, помимо кошки и собаки , жила ещё черепаха.
- Толпа разошлась , исключая немногих любопытных и мальчишек .
- Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг .
Обособленные приложения
Обособленные приложения:
Сравните:
1) Анна , умница и красавица , вышивала узоры на скатерти;
2) Михаил , мой армейский товарищ , очень отважный человек;
3) Сосед мой, (кто такой?) хирург , был вечно занят.
Дефис ставится между приложением и определяемым словом, которые являются именами нарицательными, если приложение обозначает возраст, профессию, национальность, род занятий:
сестренка-малышка;
инженер-конструктор;
торговец-грузин;
девушка-модель;
рюкзак-холодильник;
сын-изобретатель;
юбка-колокольчик.
Тест
1. Взволнованный, он не мог уснуть.
Это предложение с обособленным
A) дополнением.
B) приложением.
C) определением.
D) обстоятельством места.
E) уточняющим обстоятельством.
Домашнее задание
- Из произведений художественной литературы выпишите 5 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
- Написать сочинение «Теплое дыхание весны…»
- Выучить стихотворение на тему «Великая отечественная война» и «День победы»
Укажите номер предложения с обособленным несогласованным определением
- Испуганные внезапным появлением охотника , утки с шумом поднялись и медленно полетели прочь.
- Берёза , принаряженная зелёными клейкими листочками , стояла посреди поляны.
- Чудесные бабочки , и в ситцевых пёстреньких платьицах, и в японских нарядах, и в чёрно-лиловых бархатных шалях , залетали в гостиную.
- Она , маленькая и худенькая , несла в руке огромную птицу.
Рефлексия деятельности (Итог занятия)
- Друзья мои! Я очень рада,
- Что состоялся наш урок.
- Ну а сейчас приходит время
- Уроку подвести итог.
- -Удалось ли нам решить намеченные задачи?
- Оцените свою работу и работу своих однокурсников
- -На уроке я научился …
- – Материал урока для меня был…
- - Я могу похвалить себя за…
- - Я могу похвалить своих однокурсников за…