Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики»

Данная консультация знакомит педагогов с возможностями коррекционной ритмики. В нашей стране в дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей преимущественно осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре, однако данные виды занятий не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики»»

Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики»

Коррекционные возможности логоритмики

Впервые методика развития ритмических способностей была обоснована швейцарским педагогом и музыкантом Э. Жак-Далькрозом (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха и движений.

Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания в нашей стране. У Жака-Далькроза учились такие русские преподаватели ритмики, как В. А. Гринер, Н. Г. Александрова, Н. А. Баженов и др.

В 30-годы ритмика применялась в работе с душевнобольными. Так, под руководством В. А. Гиляровского в 1932 году в нервнопсихической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых.

Одновременно лечебная ритмика начинает применяться в логопедических учреждениях. Ведущее место в системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией занимает слово. Так происходит формирование особого направления воздействия в реабилитационных методиках, именуемое логопедической ритмикой.

Начиная с 30-х годов вплоть до 80-х, логопедическая ритмика применялась преимущественно в работе с заикающимися. Инициатива использования логопедическойритмики в работе с заикающимися дошкольниками принадлежала В. А. Гиляровскому и Н. А. Власовой. В. А. Гиляровский (1932) писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизацию коры головного мозга.

В. А. Гринер подчеркивала, что в логопедической ритмике особое внимание уделяется слову, и в этом состоит ее коренное отличие от ритмического воспитания вообще.

В 40-годы в нашей стране возникла необходимость использования логопедической ритмики в комплексе воздействия на больных афазией, и применялась при расстройствах просодии речи.

В 70-80-е годы логопедическая ритмика по-прежнему используется лишь при коррекции заикания. Так, Н. А. Тугова (1968) разрабатывает систему коррекционно-воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.

Использование логопедической ритмики при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л. И. Беляковой и Е. В. Оганесяна (1981, 1998).

В 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» Г. А. Волковой была предложена методика занятий при разных формах нарушений речи. Г. А. Волкова считает, что «логопедическаяритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией». Таким образом, логопедическая ритмика находит более широкое применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.

За рубежом логопедическая ритмика находила применение при коррекции и лечении детей и взрослых, страдающих различными заболеваниями.

Большое внимание уделялось вопросу об использовании логоритмики для социальной адаптации лиц с умственной отсталостью и болезнью Дауна.

Особое место отводят логоритмике при работе над речью.

Так, в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь была предпринята попытка ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу при реабилитации заикаюшихся.

Немецкий музыкант и педагог Карл Орф разработал методику, заключавшуюся в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. В основе занятий – синтез слов, музыки и движения.

Таким образом, логопедическая ритмика за рубежом служит в качестве коррекционнойметодики для лиц с различными отклонениями развития, в том числе и с речевыми.

В нашей стране в дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей преимущественно осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре, однако данные виды занятий не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Средства логопедической ритмики условно подразделяются на 2 группы:

1. Музыкально-двигательные.

2. Двигательно-речевые.

К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики относятся такие упражнения, как:

• ходьба;

• упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

• упражнения на развитие дыхания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения на развитие чувства темпа;

• упражнения с элементами танцев;

• заключительные упражнения.

Ходьба используется на каждом занятии, на протяжении всего курса как вводное упражнение. Со временем виды ходьбы усложняются. Сначала дети осваивают навыки ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Позже вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа и перестроением.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. При этом степень силы мышечного напряжения соотносится с громкостью звучания музыки.

Упражнения на развитие дыхания имеют целью выработку диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. При этом возможноприменение упражнений, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, а также некоторые упражнения буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на развитие мелкой моторики предполагают развитие движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуя тем самым развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, позже под речевое сопровождение.

Упражнения на развитие чувства темпа сначала представляют простые движения: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Позже добавляются движения ногами, ходьба и бег. Отработка двух темпов движения: медленного и быстрого происходит в последнюю очередь, вводятся таки понятия, как «ускорение» и «замедление» темпа.

Отработка темпа при работе с детьми с речевыми нарушениями происходит в процессе упражнений на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны. При этом учитывается индивидуальный темп каждого ребенка.

Упражнения с элементами танцев применяют в целях развития общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Данные упражнения строятся на применении элементов как классического, так и народного танцев.

Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Включают различные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, посильные упражнения на статическую координацию движений, общеразвивающие упражнения. Данный вид упражнений служит заключительной частью каждого логоритмического занятия.

К двигательно-речевым средствам логопедической ритмики относятся:

• упражнения на развитие фонационного дыхания;

• упражнения на развитие голоса;

• упражнения на развитие артикуляции и дикции;

• упражнения на развитие координации движений и речи;

• упражнения на развитие речевого внимания;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения с предметами;

• речевые упражнения.

Упражнения на развитие фонационного дыхания имеют целью выработку правильного фонационного дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Детям предлагают произносить сначала слоги, а затем слова и предложения на выдохе. Постепенно задача усложняется и на заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Упражнения на развитие голоса применяют для развития силы, выразительности и диапазона голоса. Начало работы строится на произношении согласных и гласных звуков на выдохе. Развитие силы голоса достигается путем более громкого или тихого произнесения гласных в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. С целью развития высотных характеристик голоса применяют изменение музыкальной тональности. Развитие интонационной стороны коротких музыкально-речевых фраз способствует достижению выразительности голоса.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции служат выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Работа начинается с беззвучного произнесения гласных звуков, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Позднее добавляются движения рук.

Упражнения на развитие координации движений и речи не требуют музыкального сопровождения. Речевой материал подбирается соответственно коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи, развитие словаря и грамматического строя речи, автоматизация звукопроизношения). Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Также необходимо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные способности.

Упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в данном случае служит сигналом и руководством к действию.

Пение служит для выработки координации слуха и голоса, воспитания последовательности и организованности речи. При подборе песенного материала необходимо учитывать певческий диапазон ребенка. Особое внимание при воспитании вокальных навыков уделяется правильности дыхания и работе над четкой и ясной дикцией.

Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию движения пальцев рук, их взаимодействию и координации. Одновременно эти упражнения способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.

Упражнения с предметами направлены на развитие статической и динамической координации движений, способствуют развитию координации движений и речи, развитию точности и плавности движений. Данный вид упражнений представляет сложность для детей с речевыми нарушениями. Разучивание движений происходит вместе с речью и предполагает произнесения текста сопряжено с педагогом в медленном темпе по частям. Постепенно темп выполнения увеличивается. Для выполнения упражнений используются гимнастические палки, ленты, обручи, мячи. При подборе текста учитываются речевые возможности группы наряду с этапом логопедической работы.

Речевые упражнения могут использоваться на логоритмических занятиях, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для детей дошкольного возраста более удобно стихотворное музыкальное сопровождение, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

Дизартрические расстройства встречаются в структуре таких речевых нарушений, как ФФН и ОНР, которые в свою очередь относятся к группе нарушений средств общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей в следствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Под общим недоразвитием речи у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Логопедическая ритмика являющееся эффективным средством содействия преодолению данных речевых дефектов, однако обладает определенной спецификой в каждом конкретном случае.

В процессе преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи логоритмическоевоздействие направлено на тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма. При этом речевой материал подбирается в соответствии с этапами логопедической работы, а также уровнем речевого развития всей группы.

Курс проведения логопедической ритмики подразделяется на три этапа:

• в течение первого этапа проводится обследование;

• на втором этапе, который является основным, осуществляется развитие моторики речи детей;

• третий этап, являющийся заключительным, посвящается подготовке и проведению показательного занятия.

На этапе обследования изучаются анамнестические данные детей, определяется состояние моторики и речи дошкольников. Результаты обследования учитываются при распределении детей по подгруппам: выделяются дети со средним уровнем развития моторной сферы и дети с низким уровнем развития моторики.

Задача второго этапа – содействие коррекционной логопедической работе путем использования логоритмических упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.

Основные виды упражнений, использующихся на логоритмических занятиях, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, дикции и артикуляции, на развитие статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений и чувства ритма. При этом для детей со средним уровнем развития моторики большое внимание уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости. У детей с низким уровнем развития моторики воспитывают, прежде всего, точность, четкость и последовательность выполнения движений.

Нагрузка во время занятий распределяется равномерно с учетом возможности каждого ребенка. Содержание двигательного и речевого материала также варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. Так, в начале коррекционного курса отрабатываются сугубо двигательные умения и навыки, только затем включается речь.

На третьем этапе в конце учебного года логопед определяет виды упражнений полностью освоенных детьми в течение учебного года, и упражнения, вызывающие затруднения у детей.

По итогам курса логоритмических занятий проводится открытое заключительное занятие, целью которого является демонстрация двигательных и речевых возможностей детей. упражнения к занятию подбираются с учетом сформированности моторных навыков и умений.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи: развитию моторных навыков.

Логоритмические занятия включают все речевые логоритмические средства: упражнения для развития дикции, артикуляции и голоса, упражнения на коррекцию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Особое внимание уделяется введению в структуру занятий речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. На первый план при выполнении этих упражнений выступают диалоги и монологи детей, сложные словесные инструкции.

Целью данных упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой.

С детьми, имеющими третий уровень ОНР, в логоритмические занятия включают театральные игры, в которых дети выступают в роли героев сказок или песен.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания и мышления детей.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас