Ребенок строит первый в жизни дом, сажает дерево, придумывает сюжет. Вообще в песочнице можно делать почти все. Даже заниматься с логопедом. В середине ХХ века принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Я заинтересовалась работами этих специалистов и стала использовать песочные игры как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Помогала мне психолог нашего учреждения Н. Крашнякова, которая уже несколько лет успешно использует «песочную» сказкотерапию. Проводимые занятия подчиняются следующим требованиям: — создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей, для чего необходимо расширить ориентировочную часть (особенно на начальных этапах работы); — направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие; — обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий логопеда, а затем уже в сочетании с собственной речью; — предъявление детям доступных по сложности и объему заданий; — использование достаточно большого количества наглядного материла; — развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.; — развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Подготовительные занятия Направлены на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшим занятиям, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом. Проводятся в адаптационный период, чаще всего во время прогулки. Темы занятий дети предлагают сами. Взрослый выступает в роли участника, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество. 2. Занятия на узнавание и различение неречевых звуков: а) комментарий логопеда + звукозапись + действия ребенка в песке; б) звукозапись + действия ребенка или группы детей; в) комментарий ребенка + звукозапись (по его желанию) + действия группы детей. На занятиях формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки. 3. Занятия на узнавание и различение речевых звуков: а) работа над сохранными гласными и согласными звуками в начале, в середине и в конце слова; б) работа над дифференциацией звуков в словах; в) работа над звуковым составом слов. На занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля как за произношением звуков в чужой речи, так и в собственной, развивается восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков. 4. Занятия, направленные на развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типа, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания. Играя с детьми в песке используются предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации. Как проходят такие занятия? Делаются логопедом на песке отпечатки кистей рук и рассказывается о том, что при этом чувствуется. Затем то же самое проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Я «прокладываю» в песке тропинки, по которым дети «проходят», чередуя руки. Справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев мы «создаем» различные предметы. Потом мы пробуем играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится рисовать и писать на песке, ведь если появляется ошибка, ее легко и просто можно исправить, причем делать это можно сколько угодно раз! Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность ведется работа над речью ребенка — словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или лесу, в море или на другой планете. А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы. ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ. Занятие на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения «Путешествие в страну звуков. Звук А». Жили-были люди, трудолюбивые, умные и внимательные. Имена этих людей начинались на звук А. Подскажите, как их звали? Построили люди город. Город был довольно большой и, чтобы не потеряться в нем, нужно было обязательно запомнить название своей улицы и номер дома, т.е. свой (…?) (АДРЕС). Дома в городе были удобные и красивые, почти все они имели (…?) (АРКУ). Горожане и одеваться любили красиво. Поэтому в городе у них было (…?) (АТЕЛЬЕ.) По городу люди передвигались на (…?) (АВТОБУСАХ И АВТОМОБИЛЯХ.) А если они отправлялись в дальние страны, то к их услугам был (…?) (АЭРОПОРТ.) С одной стороны города раскинулись поля, на которых люди выращивали овощи, фрукты, злаки. Подумайте, что собирали горожане с этих полей? С другой стороны был лес, в котором обитали птицы, звери и насекомые. Назовите их (все на букву А). На первом занятии логопед, рассказывая историю, может сам называть и находить нужные предметы, обсуждая место звука в словах и приклеивая буквы на выбранные предметы. Далее сюжет можно развивать, отдавая инициативу детям, подбирая лишь предметы на изучаемый звук. Например, включать стихотворения для работы над отраженной речью и интонацией: А за городом — луг? Да, за городом луг. А на грядке — лук? Да, на грядке лук. Там, на речке — плот? Да, на речке — плот. А на груше — плод? Да, на груше — плод. Звук О В огромной, пустынной стране Лимпопо Живет одиноко прекрасный звук О. Он так одинок: ни друзей, ни реки. И чахнет, и чахнет звук О от тоски! Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти? Детям не дается рекомендаций к действию. Они могут проявить творчество и воображение. Главное, чтобы в данном задании они выбирали предметы, в названии которых есть звук О и объясняли свой выбор, рассказывали о местоположении звука в словах. «Два короля» Жили-были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой — королевством мягких звуков. Первый король, конечно, любил все твердое, а второй — все мягкое. Как вы думаете, что это могло быть? Во дворце Твердого короля были только твердые вещи. Какие? А в покоях Мягкого короля были мягкие вещи. Какие? И подарки они любили получать разные. Как вы думаете, какие? Подарите каждому королю нужный подарок. Далее сюжет по желанию детей можно развивать, отправляя королей в путешествия, на охоту, в гости друг к другу и другие королевства. Огромное удовольствие дети получают от игр: «Мой клад» Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда дети отгадывают, дает инструкции словами «правее», «левее», «прямо» и т.д., чтобы дети нашли спрятанную вещь. «Откопай разгадку» «Засекречивать» можно предметы на изучаемый звук, буквы, цифры, геометрические фигуры. Эта игра может проводиться как первый этап любого занятия. Найденные предметы используются для объяснения или закрепления изучаемого материала. |