СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что игра для ребёнка дошкольного возраста очень важна. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Ребенок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель. реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает B.C. Мухина, кукла для ребенка — не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэто­му в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребенка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью кукол основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взросло­го (психолога, воспитателя, родителя). В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева, А. Осипова), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно. Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимального выражения, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.) и снятием нервно-психического напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (ге­рой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и . куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Такие куклы состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой' куклы — шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно также изготавливать из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер ко­торых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Их используют для работы теневого театра и изготавливают из черного картона или бумаги. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. К конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану. Играя с куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряженности, пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются w одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют . различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».

Перчаточные куклы. Основанием-туловищем куклы служит перчатка, голову чаще всего делают из папье-маше. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Куклотерапия может применяться в развитии речи детей дошкольного возраста. А.Ю. Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успо­каивается, начинает говорить увереннее — это же не он говорит, а его герой. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.

Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

Игрушка полностью подчинена его воле и в то же время заставляет определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или логопеду незаметно исправлять запинки заи­кающихся. Например, он может обратиться к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

С помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за Петрушку говорит взрослый, что, по сути, представляет собой замаскированную помощь. Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает ша­лить, на руке воспитателя может появиться кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое заме­чание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине или щ нравоучение.

В ответ на торопливую речь ребенка на занятии кукла Дюймовочка, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут, как тряпочные».

Когда у детей появится навык вождения куклы, можно переходить к постановке кукольных спектаклей, используя ширму. Кукольные инсценировки удобнее начинать с диалогов, когда за ширмой располагаются два человека, не мешая друг другу. Если взрослый наблюдает, что инсценировка дается детям легко и весело, можно переходить к постановке сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, таких как «Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка».

А.Ю. Татаринцева и М.Ю. Григорчук рекомендуют использовать данную методику в работе с детскими страхами. В предлагаемых этюдах приводится только начало сюжета, когда завязывается какая-либо драмати­ческая ситуация. Задача ребенка — совместно с родителями дописать сюжет, сделать так, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Подобным образом можно работать с агрессией, ревностью, застенчивостью.

Таким образом, педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и в домашних условиях. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

Инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим родствен­никам. Самодельная кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребенком подготовить все необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев. Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребенку почувствовать себя успешным, так как он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное — не бояться проявить фантазию.

Самый быстрый и простой способ — изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломас­теры, краски или другие изобразительные средства, ластик, клеи, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нужно нари­совать куклу, склеить бумагу в виде цилиндра. При желании можно сделать кукле одежду, добавить необходимые детали, аксессуары.

Далее идет этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня...». Такое начало усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Заключительный этап — рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и фантазии участников. Главное — серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это — персонифицированный образ автора.  Темы домашних занятий можно выбирать произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции, например: «Когда я был маленьким...», «Когда я стану взрос­лым...», «Мне приснился сон...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...».

На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за шир­мы, манипулировать в воздухе и т.п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в обще­нии.

Этапы сочинения «кукольных историй»

1. Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть

на ситуацию с его точки зрения.

2.   Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.

3.   Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка.

4.   Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5.   В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.

6.   Наблюдать за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7.   Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интере­сом ребенка.

8.   В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал времен- ные неудачи и терпеливо шел к победе.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушением поведения. Сначала историю рас­сказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача — включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем предложенные ребенком. Данный метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это — замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздей­ствия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Список использованных источников

1.     Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы работы с о сказкам. - СПб.: Речь, 2008. - 240с.

2.     Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006, с. 102

3.     Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками /Управление ДОУ, №5-2008, с. 100.

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Не секрет, что игра для ребёнка дошкольного возраста очень важна. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Ребенок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель. реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает B.C. Мухина, кукла для ребенка — не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэто­му в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребенка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью кукол основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взросло­го (психолога, воспитателя, родителя). В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева, А. Осипова), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно. Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимального выражения, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.) и снятием нервно-психического напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (ге­рой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и . куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Такие куклы состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой' куклы — шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно также изготавливать из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер ко­торых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Их используют для работы теневого театра и изготавливают из черного картона или бумаги. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. К конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану. Играя с куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряженности, пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются w одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют . различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».

Перчаточные куклы. Основанием-туловищем куклы служит перчатка, голову чаще всего делают из папье-маше. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Куклотерапия может применяться в развитии речи детей дошкольного возраста. А.Ю. Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успо­каивается, начинает говорить увереннее — это же не он говорит, а его герой. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.

Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

Игрушка полностью подчинена его воле и в то же время заставляет определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или логопеду незаметно исправлять запинки заи­кающихся. Например, он может обратиться к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

С помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за Петрушку говорит взрослый, что, по сути, представляет собой замаскированную помощь. Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает ша­лить, на руке воспитателя может появиться кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое заме­чание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине или щ нравоучение.

В ответ на торопливую речь ребенка на занятии кукла Дюймовочка, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут, как тряпочные».

Когда у детей появится навык вождения куклы, можно переходить к постановке кукольных спектаклей, используя ширму. Кукольные инсценировки удобнее начинать с диалогов, когда за ширмой располагаются два человека, не мешая друг другу. Если взрослый наблюдает, что инсценировка дается детям легко и весело, можно переходить к постановке сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, таких как «Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка».

А.Ю. Татаринцева и М.Ю. Григорчук рекомендуют использовать данную методику в работе с детскими страхами. В предлагаемых этюдах приводится только начало сюжета, когда завязывается какая-либо драмати­ческая ситуация. Задача ребенка — совместно с родителями дописать сюжет, сделать так, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Подобным образом можно работать с агрессией, ревностью, застенчивостью.

Таким образом, педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и в домашних условиях. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

Инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим родствен­никам. Самодельная кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребенком подготовить все необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев. Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребенку почувствовать себя успешным, так как он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное — не бояться проявить фантазию.

Самый быстрый и простой способ — изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломас­теры, краски или другие изобразительные средства, ластик, клеи, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нужно нари­совать куклу, склеить бумагу в виде цилиндра. При желании можно сделать кукле одежду, добавить необходимые детали, аксессуары.

Далее идет этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня...». Такое начало усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Заключительный этап — рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и фантазии участников. Главное — серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это — персонифицированный образ автора. Темы домашних занятий можно выбирать произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции, например: «Когда я был маленьким...», «Когда я стану взрос­лым...», «Мне приснился сон...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...».

На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за шир­мы, манипулировать в воздухе и т.п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в обще­нии.

Этапы сочинения «кукольных историй»

1. Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребенка,
посмотреть

на ситуацию с его точки зрения.

  1. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.

  2. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка.

  3. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

  4. В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.

  5. Наблюдать за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

  6. Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интере­сом ребенка.

8. В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил
настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его
знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал времен-
ные неудачи и терпеливо шел к победе.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушением поведения. Сначала историю рас­сказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача — включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем предложенные ребенком. Данный метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это — замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздей­ствия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Список использованных источников

  1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы работы с о сказкам. - СПб.: Речь, 2008. - 240с.

  2. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006, с. 102

  3. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками /Управление ДОУ, №5-2008, с. 100.






































Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім болімінің№ 3 бөбекжай – бақшасы» Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны

Государственное коммунальное казенное предприятие «ясли – сад№ 3 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»




Консультация для педагогов

«Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»









Жантаушы: Бабий О.В.

Психолог: Бабий О.В.














2015 -2016 ж.ж.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!