Консультация для педагогов
« Традиционные и нетрадиционные техники аппликации как синтез классификации и инновации в дошкольном образовании»
Слайд 1 В последнее время стало принято отыскивать инновационные создания изображения. Современные методики развития, воспитания и обучения зиждутся на классических традициях, но при этом отвечают тенденциям времени. Это касается и видов образовательной деятельности с детьми, которые связаны с созданием аппликации. В чем проявляется синтез, сплав классики и инноваций при обучении детей аппликации? Сама аппликация как изобразительная деятельность имеет давнюю историю – с древнейших времен она использовалась для украшения одежды, предметов обихода и т.д. Самая древняя аппликация найдена в Египте и создана еще до нашей эры.
Слайд 2 -3 Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно: составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами. При формировании базы аппликативной деятельности основное внимание всегда обращалось на ее мотивационную, ориентировочную и техническую стороны, на то, какие приемы необходимо использовать. В частности, традиционно дошкольникам показывали, как осуществляется вырезывание или обрывание деталей, демонстрировали и закрепляли приемы их прикрепления к основе, развивали способность составлять узор из отдельных деталей или композицию. Иногда дошкольники выбирали разные изобразительные материалы для создания аппликаций. Редко можно было встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Слайд 4. В.Я. Сухомлинский : « Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума. Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). На слайде вы можете увидеть какую роль играют в жизни дошкольников занятия с использованием нетрадиционной техники.
Слайд 5-6-7-8-9 Задачи обучения технике аппликации по группам.
Слайд 10. В педагогическую практику вошли такие нетрадиционные техники. Виды нетрадиционных техник аппликации. Аппликация в нетрадиционной технике - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Слайд11 Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Слайд 12 Модульная аппликация (мозаика) . При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Слайд 13 Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.
Слайд 14Аппликация из салфеток. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Слайд 15Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Слайд 16 Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Слайд 17 Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие .Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
Слайд 18 Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Слайд 19 Аппликация из ниток .Развивает художественно – эстетические способности детей в создании композиций из шерстяных ниток.
Слайд 20 Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Слайд 21 Оригами- вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Слайд 22 Аппликация из соломы - необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Слайд 23 Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Слайд 24 Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Слайд 25 Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Слайд 26 Квиллинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Слайд 27 Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция к интеграции приемов аппликации и художественного моделирования.
Слайд 28- Спасибо за внимание!
Источники
1. Грибовская А.А. Силуэтная аппликация для детей 6–7 лет. М.: Скрипторий 2003, 2011.
2. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2007. ком саду. Ярославль: Академия развития, 2011.
3. Румянцева Е.А. Аппликация. М.: Мир кни‐ ги, 2010.
4. Интеграция образовательного процесса на основе художественного ‐эстетического воспитания / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: Сфера, 2013. T
5.Материалы Интернета.