Детское конструирование
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию . Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью
Благодаря конструированию особенно быстро совершенствуются навыки и умения , умственное и эстетическое развитие ребёнка. У детей с хорошо развитыми навыками конструирования быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи . Ловкие , точные движения рук дают возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок прирождённый конструктор , изобретатель и исследователь . Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность , смекалку и творчество
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей , возможности их скрепления, комбинирования, оформления . При этом он как дизайнер творит , познавая законы гармонии и красоты
Детей увлекающихся конструированием , отличают богатая фантазия, воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать ; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления , благодаря ему ребёнок познаёт основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками , эскизами.
Дети знакомятся со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для детей среднего возраста: настольных, для игр на полу. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.
Кроме строительных наборов для детей 4-5 лет рекомендуются наборы «Лего», которые имеют более прочные способы соединения, а также пластиковые «Техно», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в средней группе. И впервые мы будем знакомить детей с ним со второй половины учебного года. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм, поэтому дети должны иметь некоторые умения при работе с инструментами.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Начиная со средней группы, дети могут делать игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.