«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
Хуснутдинова Венера Мидехатовна
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Но для того чтобы пребывание в детском саду пошло ребенку на пользу, а не усугубило его психическое состояние, в первую очередь малыша нужно социализировать. Когда дети поступают в детский сад первое, что они видят обстановку, а именно среду, которую создаем мы педагоги.
Среда, в которой находится ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и успешную социализацию. Учитывая, у детей с ОВЗ нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей. Работая над созданием предметно-развивающей среды, мы исходим из того, что важным условием воспитания детей с различными нарушениями является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: а именно стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психических процессов.
Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Предметно-развивающая среда должна быть:
оптимально насыщенна — материалы и оборудование, должны создавать (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;
разнообразна — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;
стабильна — материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место;
доступна — расположение игрового и дидактического материала должно быть в поле зрения ребенка;
безопасна – игрушки, мебель, развивающий материал должны по максимуму обеспечивать безопасность ребенка.
Работая с «особыми» детьми, при организации предметно-развивающей среды большое предпочтение отдается методике Марии Монтессори, т.к свою методику как ни какая другая подходит именно для детей с различными отклонениями в развитии.
Сюда входит зона сенсорного развития, - которая дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей. А, также зону практической жизни – она имеет особенное значение для наших детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки), ребенок учится навыкам самостоятельного одевания; пересыпать крупу и переливать воду, рисовать на манке, мыть стол, собирать и перекладывать камушки, что развивает хватательный рефлекс. В силу разных диагнозов дети скованны в движения, и к сожалению не могут познать всю прелесть игр в песочнице, поэтому очень часто применяютя игры с песком, дети очень любят этот вид деятельности, они с удовольствием ищут или напротив прячут в песке мелкие игрушки, мячики, орехи, строят заборчики из счетных палочек, а также оставляют следы от своих ладошек, плоскостных фигурок: круг, треугольник, квадрат.
Большое внимание так же отводится театрализованной деятельности, которая необходима, так как она раскрепощает детей, помогает формировать умение работать в коллективе, а значит, организует социализацию. Совместное обыгрывание сказок учит детей соблюдать последовательность событий, уважать сверстников. Дети обожают играть роль понравившихся персонажей, и даже самые маленькие воспитанники, которые не могут озвучить роль, с удовольствием берут фигурки и стараются повторять все действия за педагогом.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач и социализации на этапе дошкольного детства, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.