СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов по профилактике самовольных уходов "Как удержать?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанники «группы риска»:

  • дети и подростки с девиантным поведением (не принимающие правил и норм и т.д.);
  • воспитанники, постоянно неуспевающие в учёбе;
  • воспитанники, пропускающие уроки без уважительных причин;
  • дети и подростки с делинквентным поведением (в том числе состоящие на учёте в КДН и ПДН);
  • дети и подростки, склонные к бродяжничеству и допускающие самовольные уходы.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов по профилактике самовольных уходов "Как удержать?"»

Консультация для педагогов «Как удержать?»

Подготовила педагог-психолог Маслова-Осташевская Л.Л.

Количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских учреждений и ведущих бродячий образ жизни, ежегодно увеличивается. Дети бегут от того, что имеют, к тому, чего им не хватает. Случаи самовольных уходов несовершеннолетних встречаются все чаще, возраст «бегунков» молодеет. Что же делать с такими детьми, как их удержать?

Мы часто забываем, что самовольный уход может выступать как защитная реакция организма ребенка, так называемый «уход от проблем». Детские проблемы на фоне проблем взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Несовершеннолетние с нарушением социальных норм поведения особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны психологов, воспитателей, педагогов и других специалистов. Это не плохие и безнадежно испорченные, а, наоборот, требующие особого внимания и участия окружающих дети. Они имеют ряд личностно-психологических особенностей и социально - психологических факторов, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом. Своевременная психологическая диагностика и адекватная психокоррекция позволит на ранних этапах выявить подростков, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия


Дети из неблагополучных семей (в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости) особенно склонны к социально отрицательным формам поведения (бродяжничество, сквернословие, хулиганские поступки, а также курение и употребление алкоголя). У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.


Характерные черты детей, проживающихвучреждениях

  • Дефицит эмоционально-волевой сферы. Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.

  • Низкая коммуникативная компетентность — им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано с эмоциональными трудностями.

  • Детям, пережившим травму отвержения, важно ощущать контроль над ситуацией. Они с трудом принимают новые правила, так как чувствуют утрату контроля и стабильности. Если не удается овладеть ситуацией и почувствовать себя в ней самостоятельным, человек не решается двигаться дальше и осваивать более сложные отношения.

  • Дефицит самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других). Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение неуспешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Ребенок может чувствовать себя беспомощным, проявлять беспокойство и стремиться найти объект, который снимет напряжение.

  • Дети и подростки, проживающие в учреждениях, нуждаются в положительном риске, который помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум. Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.


Перечисленные выше особенности обуславливают особые подходы в работе с детьми, направленные на создание условий для увеличения личностных ресурсов человека, а именно:

  1. на формирование самостоятельности ребенка, инициативности, ответственности, автономности как альтернатив зависимости;

  2. на развитие его эмоциональной сферы, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности;

  3. на становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения, — это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами;

  4. на формирование ценности здорового образа жизни.

САМОВОЛЬНЫЙ УХОД КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПРИЧИНЫ, МОТИВЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение».

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям.

В современном обществе к детям с девиантным поведением принято относить детей из неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с проблемами в развитии, детей с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации, а также детей-сирот, оказавшихся в детском доме, приюте, школе-интернате и других учреждениях помощи детям. Одним из признаков, характеризующим детей данной группы, является наличие у детей или подростков нарушений в развитии и поведении, в частности склонность к самовольным уходам, побегам из учреждения.


Самовольный уход – это:

  • Социально-психологическое явление,зависимое от характера взаимоотношений в ближайшем окружении и отсутствия чувства безопасности.

  • Ответная поведенческая реакцияна стрессовую ситуацию (компенсаторное поведение в условиях конфликта).

  • Характерологическая особенность личности.

  • Индивидуальная особенность личности как следствие нарушения развития психики, интеллекта.

  • Групповая особенность(принадлежность определенным неформальным группам, сектам).

  • Массовая особенность личности (при наличии реальной, потенциальной угрозы (войны, голод, экологические катастрофы и пр.).

Причины самовольных уходов:

  1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.

  2. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

  3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов.

  4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками обучения являются «семейные» и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в учреждении, изоляция в коллективе сверстников вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.

  5. Социально-педагогические причины. Школа, как правило, подхватывает идею «детдомовских детей» во взаимодействии с подростками и усугубляет положение подростка в социуме, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.

  6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, будучи неразрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы на длительное время.

Мотивы самовольных уходов:

  • Жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых.

  • Желание избавиться от унижений и домогательств.

  • Стремление избавиться от преследования.

  • Страх наказания за провинность.

  • Стремление навредить, отомстить взрослому.

  • Непонимание педагогов (воспитателей, учителей).

  • Стремление избавиться от строгих рамок жизни в учреждении.

  • Желание добиться перевода в другое учреждение и таким способом избавиться от одиночества и морально-психологической изоляции

  • Стремление избавиться от скуки.

  • Желание пообщаться с новыми людьми.

  • Желание проверить себя, показать себя, завоевать авторитет, «на спор».

  • Подражание, «за компанию».

  • Внезапно нахлынувшие воспоминания (тоска по дому, родным, знакомым).

Классификациисамовольных уходов:

По частоте самовольные уходы могут подразделяться следующим образом:

    • Однажды оказавшиеся на улице.

    • Живущие «дома», но удовлетворяющие основные потребности на улице (безнадзорные).

    • Периодически живущие на улице (безнадзорные, беспризорные).

    • Периодически уходящие в соответствии с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы бродяжничества).

    • Постоянно живущие на улице (безнадзорные, бродяжки).

В результате повторяющихся уходов подростки нередко попадают в компании с людьми с асоциальным поведением и начинают привыкать к такому образу жизни. Для поддержания своей жизни детям приходится заниматься всевозможными видами незаконной деятельности (мелким воровством, попрошайничеством и пр.).

Немотивированные самовольные уходы.

    • Причины психологически не понятны и уходы могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом. К примеру, вдруг, на фоне благополучия, подросток собирается и исчезает «погулять», и гуляет несколько дней или даже недель. Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до непреодолимого стремления к уходу), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы.

    • Неблагоприятная динамика развития мотивированных уходов может быть такова: психогенная реакция ухода (мотивированная реакция) не подвергается коррекции и тогда она становится привычным патологическим стереотипом поведения и может развиться в стадию импульсивных непреодолимых уходов (дромомания), что уже является немотивированной реакцией ухода.

    • Это патология, возникающая в рамках каких-либо психических расстройств.

    • Реакции уходов и побегов могут возникнуть:

    • у детей и подростков с задержкой психического развития и у умственно отсталых лиц;

    • у лиц с признаками резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы;

    • у лиц с психоорганическим синдромом в периоды дисфорических (тоскливо-злобных) колебаний настроения;

    • у лиц с психическими заболеваниями (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция);

    • на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения (это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией); -иногда на фоне аффективных нарушений, дисфории, депрессии.

По возрастному признаку:

    • до 7 лет – самовольные уходы встречаются очень редко, причина уходом в этом возрасте может быть безалаберность взрослых отсутствие должного контроля с их стороны.

    • 7-9 лет – самовольные уходы также являются редкостью. Для «бегунков» этого возраста характерны:

    • социальная и педагогическая запущенность;

    • повышенная коммуникативность;

    • отсутствие тревоги в ситуациях, когда ребенок находится среди чужих, незнакомых людей;

    • вместе с тем существование психологических барьеров в общении с педагогами, соцработниками;

    • быстро формирующееся умение лгать, попрошайничать;

    • реализация в поведении норм, усвоенных на улице;

    • возможность совершения противоправных поступков.

    • 10-13 лет– частота и длительность самовольных уходов увеличиваются, для них характерно:

    • наличие причины ухода – нарастающий дискомфорт, стыд и пр.;

    • чаще всего отсутствие протестных реакций, уход в этом возрасте заявление о своей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

    • уход из внешне благополучной обстановки может быть связан с неправильной позицией взрослого по отношению к ребенку (находясь рядом с таким взрослым ребенок теряет чувство безопасности).

    • 14-17 лет – наиболее сложный период, когда сложно вытащить ребенка с «улицы». Мотивом уходов в этом возрасте является избавление от опеки, контроля, наскучивших обязанностей. Такое поведение сопровождаются:

    • активным накоплением асоциального опыта;

    • принятием норм асоциального поведения (т.е. асоциальное поведение считается нормальным);

    • стремлением к «веселой», «легкой», «свободной» жизни.

Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:

    1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

    2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;

    3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;

    4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Последствия самовольных уходов

Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать; ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи, в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребёнок сам может стать жертвой насилия. Таким образом, к последствиям самовольных уходов можно отнести следующее:

    • Разные формы асоциального поведения (например, потребность в еде бегунки удовлетворяют воровством, попрошайничеством).

    • Правонарушения (обусловлены влиянием асоциальных взрослых — хулиганство, грабеж, сексуальные действия, употребление ПАВ, алкоголя).

    • Закрепление индивидуально-личностных качеств (неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякому регламентированию).

    • Формирование и заострение таких патологических черт характера (эмоционально-волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда — замкнутость, отгороженность).


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

С ВОСПИТАННИКАМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ

В условиях нестабильности общества очень велика роль социальных учреждений, таких как: школа-интернат, приют, кризисные центры. Работа с детьми в социальных учреждениях должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления – оказание помощи ребенку и изменение отношений с окружающими. Главная задача всех специалистов – сделать всё, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения и гармонично развиваться.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНОМУ УХОДУ

Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.

Специалист должен уважительно относиться к своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени, фамилия указывается только в списках. Чем раньше взрослый перестанет путать имена детей, тем будет легче установить с ними хорошие взаимоотношения.

Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В любом возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо учитывать во взаимодействии с детьми.

Взрослый не может позволить себе называть ребенка обидным для него прозвищем. Иногда бывают совсем безобидные прозвища и сами ребята гордятся, что им их присвоили.

Специалисту при обращении к ребенку следует обратить внимание на интонацию. Тон панибратства с детьми недопустим. Взрослому в детском коллективе стоит с самого начала правильно подбирать нужный тон, жесты и слова, а также следить за культурой речи.

Важным моментом является отчетливое произношение слов, правильная интонация (пауза, логическое ударение). Категорически запрещается использовать нецензурные выражения.

Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у ребят с друг другом и с взрослым, возлагается на последнего.

Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе:

  • взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях;

  • необходимо следить за своим внешним видом и поведением;

  • повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия;

  • избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям.

В формировании положительного отношения ребенка к взрослым, удачным приемом можно признать взаимную презентацию взрослыми друг друга. То есть при отсутствии напарника, другой специалист начинает рассказывать о нем ребятам, формируя положительный образ интересного взрослого.

Не следует также разговаривать с детьми на следующие темы:

  • выяснение отношений между взрослыми;

  • обсуждение детей;

  • обсуждение администрации учреждения, их решений;

  • решение вопросов личного характера.

При работе с детьми необходимо внимательно наблюдать за отношениями детей. Если понаблюдать за ребятами, то все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно. Когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по обеспечению позитивных отношений между ребятами. Если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна. Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.

Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет ребят на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона, неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят, стать причиной обидного прозвища и т.п., поэтому при продумывании каждого дела, необходимо попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В совместной деятельности каждому ребенку найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.

Любая групповая деятельность есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно происходит в системах:

  • «взрослый – ребенок»;

  • «взрослый – детская группа»;

  • «ребенок – детская группа»;

  • «ребёнок – ребёнок».

Взаимодействие осуществляется в целях достижения какого-то социально и личностно значимого результата.

Исследователи выделяют три вида взаимодействия:содружество, конкуренцияиконфликт.

Содружество (англ.Commonwealth) – взаимная дружба, дружеское единение. Это самый эффективный и приемлемый вид взаимоотношений.

Конкуренция (лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.

Дети всюду сталкиваютсяс соперничеством и в школе, и в учреждении. Некоторым детям это идет только на пользу – они прилагают больше старания, ставят себе новые рубежи.

В ситуации соперничества ребенок больше всего страдает от сравнения, и естественно от сравнения не в его пользу. Поэтому следует воздержаться от сравнений ребенка с другими детьми, которые могут нанести существенный удар по самолюбию. Ребёнокначнет сомневаться в себе, и начнет тихо ненавидеть тех, кого ставят ему в пример, а самое важное – снижается его самооценка.

Необходимое дать ребёнку почувствовать себя не хуже других, а сравнение с другими позволяет оценивать свои силы, возможности и перспективы. Только четкое осознание своих «плюсов» и «минусов» позволяет двигаться вперед.


Правила при общении с детьми:

  • Сравнивайте ребенка не с другими детьми, а самим собой;

  • Организовывайте такие игры, в которых дети не конкурируют друг с другом за право кому-то одному получить приз, поощрение, похвалу, а взаимодействуют, вместе приходя к какому-то результату и получая коллективную награду;

  • Не стоитоднозначно оценивать достижения и неудачи ребенка,хвалить ребенка нужно за то, что он действительно сделал хорошо.

  • Разрешите ребёнку ошибаться. Чем старше ребенок становится, тем чаще обращает внимание на свои промахи и сам невольно сравнивает себя с другими детьми. В таком случае важно его успокоить, а не заострять на ошибке внимание.


Следующий вид взаимодействия –этоконфликт.

Конфликт – столкновение противоположных тенденций или интересов. Опытные педагоги знают: конфликтные ситуации, возникшие на основе непослушания ребенка, при более внимательном рассмотрении – это не проявление эгоизма, высокомерия, самолюбия, а попытка растущего человека утвердиться, самореализоваться в коллективе, показать, что он не такой уж плохой, он способен на многое. Нередко доброе слово, поддержка, хотя бы скромная похвала помогут ребенку, пройдя через ту или иную ситуацию, утвердить, повысить свой авторитет в глазах окружающих, в интернате и школе, добиться уважения. И в этом отношении позитивно разрешенная конфликтная ситуация также будет способствовать обретению ребенком нового социального опыта.

В силу социальной незрелости, ранимости, детской непосредственности и нетерпимости дети не всегда могут выразить свои желания и стремления, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций из-за мелочей, но и эти мелочи при определенном вмешательстве взрослых наставников, могут нести в себе положительный или отрицательный социальный опыт.

Рекомендации, которые помогут позитивно разрешить возникшие противоречия в отношениях детей, повлиять на конструктивное преодоление конфликтных ситуаций:

  • увидев скрытые или открытые противоречия в общении детей, специалисту необходимо постараться деликатно вмешаться и «разрядить» ситуацию;

  • не стоит выяснять, кто прав, а кто виноват, необходимо дать детям высказаться, выслушать мнения обеих сторон;

  • необходимо воспитывать и поддерживать в детях веру в их способность самостоятельно решать проблемы без крика, драки, взаимных обид и оскорблений;

  • необходимо дать почувствовать детям, что их чувства понимают, можно проговорить вслух, что могут чувствовать дети;

  • к негативным чувствам детей стоит относиться как к естественным, а не как к зловещим признакам того, что дети злы, завистливы и т.д.;

  • следует тактично подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить возникшее противоречие;

  • следует постараться переключить внимание конфликтующих детей на какое-то общее дело или попросить ребенка помочь ему;

  • ни в коем случае не стоит требовать от детей проявления любви, в разгар конфликтной ситуации – это невозможно.

Главная задача взрослого в конфликтной ситуации – это успокоить ребят, направить их мысли и действия в другую сторону.

Единственное, самое точное пожелание – быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ,

СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ И ПОБЕГАМ

В процессе взаимодействия с детьми есть много сложных проблем. Одной из важных является проблема стимулирования, то есть то, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него взаимного уважения и желания сотрудничать.

Одним из самых эффективных методов стимулирования является похвала. Хвалить ребенка необходимо с соблюдением основных правил:

  • за приложенные им усилия (незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против

взрослого);

  • не следует при всех хвалить ребенка за то, что не поддерживается детским коллективом, даже если это совершенно правильное, с точки зрения

взрослого, поведение (такая похвала порождает не зависть, а агрессию);

  • в каждой группе всегда есть неформальная иерархия; настойчиво хвалить детей, относящихся к группе отверженных– дело довольно опасное для них же и для отношения коллектива к взрослому; это не значит, что их нельзя хвалить – как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя к ним отношение окружающих;

  • дети охотно и преувеличенно приписывают взрослым «любимчиков», и у них действительно и обоснованно очень часто есть более приятные для них дети, но не стоит их выделять, а хвалить их нужно с учетом момента, также как и всех остальных детей.

Наряду с методами положительного подкрепления эффективными также являются и методы отрицательного подкрепления.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, следует признать, что методы отрицательного подкрепления, в целом, еще не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует.

Простейшим и педагогически приемлемым методом отрицательного подкрепления является негативная мимическая реакция взрослого.

Однако дальше этого дело все же идет: существуют вербальные отрицательные подкрепления, различные замечания, которые и составляют наиболее распространенную, типичную форму наказания.


Следует соблюдать основные условия, чтобы наказания были наиболее эффективными:

  • Наказание должно быть справедливым, т.е. применяться не под влиянием плохого настроения взрослого и при полной уверенности в виновности ребенка. Если такой уверенности нет, наказывать не следует;

  • Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь;

  • Особую категорию оставляют случаи конфронтации ребенка со взрослым, так называемые конфликты отношений, когда дети становятся в намеренную оппозицию: «делаю назло». Это очень сложный класс ситуаций, обычно касающийся подростков.


Идеальным вариантом, очевидно, была бы «нулевая реакция» взрослого на вызывающие выходки или иронию детей, но такая реакция не всегда реальна.

Недопустимо строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ребенка, выставляющих его в невыгодном свете, например, неуклюжей походкой, дефектом речи и т.п. К сожалению, взрослые иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть особенности ребенка.

Наказывая ребенка, взрослый должен каким-то образом показать, что его личное отношение к нему не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.


С точки зрения современной психологии сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции взрослого, работающего с детьми:

  • Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

  • Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить подружески, без «сюсюканья» и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать.

  • Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка.

  • Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.

  • Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).

  • Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.

  • Умение быть ему другом, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

  • Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.


В любой группе есть люди, которых не принимают. Поэтому детские слезы, жалобы и просьбы вещь обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы взрослый оставил все свои дела и начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний ребенка и, тем не менее, необходимо сделать несколько вещей:

  • Успокоить плачущего, для этого важно сделать так, чтобы ребенок смог Вас услышать, затем следует предложить пройтись, или наоборот остаться в комнате один на один.


  • Через некоторое время, начинать разговаривать, задавая вопросы не на прямую, так как это может спровоцировать вновь слезы, а например, узнать, как ребенок себя чувствует.

  • После, нужно спросить ребенка, хочет ли он поговорить о том, что происходит, или разговор необходимо отложить. Если ребенок плачет и не может успокоиться, лучше оставить его в покое, отвлечь его каким-нибудь интересным делом. Ребенок успокоится и возможно сам расскажет о причине своего поведения.


Специалисту, которому предстоит работать с детьми, необходимо хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, чтобы понимать и прощать его, быть требовательным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.

Надо учиться, прежде всего, организации своего характера, воспитанию собственного поведения в различных ситуациях, усвоению специальных знаний и умений, без которых ни один взрослый не сможет быть хорошим воспитателем.


В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в социальном учреждении и позволяющих избегать дезадаптации (в частности самовольных уходов из учреждения), можно предложить следующие:

  • Общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

  • Понимание детства как особой ценности, того, что ребёнок нуждается в защите,

  • воспитаний, обучений и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

  • Установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

  • Четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;

  • Знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;

  • Понимание того, что «общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка»;

  • Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

  • Целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

  • Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ И ПОБЕГАМ

Обычно работой с детьми с девиантным поведением, склонными к самовольным уходам, побегам занимается социальный педагог или психолог. Практика показывает, что методы и приемы, используемые для воспитания и обучения детей данной категории очень разнообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Профессор, доктор психологических наук Т.И. Шульга считает что, травмирующие переживания не только доставляют ребенку страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Снять напряжение, которое возникло у ребенка от пережитых им травмирующих ситуаций, (но только на определенное время, до повторения их) социальному педагогу позволяет использование игр.

Игротерапия

Хорошей формой работы педагога с детьми с девиациями (склонными к побегам) является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ: создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка; изменяется отношение к своему «Я»; повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.

Игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); как свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – «навязчивое поведение».

Игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.

Существует пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству.

  1. Игра – это естественная обстановка для самовыражения ребенка;

  2. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи;

  3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними;

  4. Игра помогает строить хорошие отношения между ребенком и педагогом;

  5. 5.Игра позволяет педагогу больше узнать об истории жизни ребенка.

Для работы с детьми педагог может использовать свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре можно предложить детям разный игровой материал, тем самым провоцируя регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр. Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, ребенок превращается в совсем маленького, просит взять его на руки, ползает, берет соску и т.д.). Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от потребностей и желаний ребенка.

В своих играх дети, живущие в социальных учреждениях, постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого педагог должен научить детей способам нового поведения и другим переживаниям.

Физическое, психическое и сексуальное насилие воспринимается самой жертвой как неблагоприятное действие, поэтому довольно часто дети в играх прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебрегая запретами или социальными нормами, правилами и т.д. Часто бывает довольно трудно переключить внимание детей на другие игры или образы.

Работники учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, отмечают, что трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из благополучных семей. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной.

Одним из трудных моментов в деятельности педагога является увлечение заданиями интеллектуального характера. На первый взгляд кажется, что детям интеллектуальные задания необходимы, так как чаще всего дети с девиантным поведением отличаются педагогической запущенностью. Но на самом деле выполнить предлагаемые интеллектуальные задания, связанные с развитием психических процессов, детям довольно сложно. Особенно затруднена работа памяти, которая прямо зависит от пережитых детьми травм и стрессовых ситуаций.

Арттерапия

Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Специалист должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет ребенку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического типа.

В работе с детьми до 5 лет должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а рисунки – включаться в контекст игровых заданий.

В более старшем возрасте – с 6 до 10 лет – детям доступны формы символического выражения, позволяющие утвердить собственное «Я» и коммуникативные навыки взаимодействия с другими людьми.

В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода. Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе.

Музыкотерапия

В данном случае приветствуется, если специалист владеет игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, дудке, аккордеоне, металлофоне, пианино, скрипке и т.д.). Можно рекомендовать педагогу использовать музыкальные произведения классической музыки. Он должен подобрать ряд произведений для слушания. Хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Шопена, С.В. Рахманинова, Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Ф. Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1-1,5 часов требует специально разработанного приема организации детей. Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям слушать музыку, испытывать различные переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. При этом музыку можно слушать, закрыв глаза, зажмурившись, главное – ее слышать.


Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку упражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т.д.

Использование музыкотерапии в работе педагога способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Применяемый музыкальный цикл в работе с группой или отдельными детьми может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку.

Несколько иное направление в деятельности специалиста социального учреждения появляется с применением музыкальных инструментов. Педагог играет вместе с ребенком на музыкальном инструменте. Вначале создается ситуация, что они исполнители музыки, потом – сочинители музыки, затем – играют в оркестре. Разновидностью данной работы является исполнение разных танцев под звучание музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и педагог. Можно сочетать игру на музыкальных инструментах с движениями детей (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке – для преодоления чувства страха, неуверенности в себе и т.д.).

Библиотерапия

Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью специалист социального учреждения подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Для проведения такого вида работы Т.И. Шульга рекомендует для детей разных возрастов использование произведений классиков литературы – Л.Н. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, А. Гайдара и др. Это такие произведения, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш» и др.

Использование в работе специалиста социального учреждения произведений данной тематики опирается на возрастные особенности детей – заражаемость чувствами других, понимание чувств других и т.д. Прослушав прочитанное или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся: как можно поступить в той или иной ситуации, позволяющей детям расширить свою социальную компетенцию.

ПАМЯТКА

«АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

В СЛУЧАЕ САМОВОЛЬНОГО УХОДА ВОСПИТАННИКА»

В случае отсутствия воспитанника определенное время без уважительной причины


  • П олностью обыскать все жилье

  • Поговорить с другими детьми

  • Проверить места возможного его нахождения


  • Организовать и провести поиск через родственников, знакомых, друзей

  • Сделать соответствующие запросы о местонахождении (контакт с ребенком, организациями, больницами, просмотр страницы ребенка в соц. сетях и т.д.)




Полные данные родителей, родственников, друзей и знакомых

«Провести служебное расследование по факту самовольного ухода воспитанника с целью выявления причин и условий, способствующих указанному правонарушению, выявлению случаев нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего


Действия после возвращения воспитанника

  • Осмотр ребенка (в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь)

  • Провести интервью с несовершеннолетним, психодиагностический анализ эмоционального состояния

  • Профилактическая работа, организация постоянного психолого-педагогического сопровождения

Привлечение специалистов (органы опеки и попечительства, инспектор ПДН, медицинские







































Памятка «Профилактика самовольных уходов»

Воспитанники «группы риска»:

  • дети и подростки с девиантным поведением (не принимающие правил и норм и т.д.);

  • воспитанники, постоянно неуспевающие в учёбе;

  • воспитанники, пропускающие уроки без уважительных причин;

  • дети и подростки с делинквентным поведением (в том числе состоящие на учёте в КДН и ПДН);

  • дети и подростки, склонные к бродяжничеству и допускающие самовольные уходы.

Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения:

1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.

2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.

3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

4. Создайте воспитаннику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

5. Поощрив воспитанника, предоставьте ему возможность:

  • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;

  • объединить его усилия с Вашими (или другими воспитанниками) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;

  • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;

  • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;

  • научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

Воспитателем должны быть созданы условия для самоопределения, самовыражения и нормального развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений с воспитанником;

  • демократические принципы и стиль управления детским коллективом;

  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка в образовательном пространстве;

  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка.

Согласитесь, никогда не бывает так, чтобы один только давал, наставлял, действовал, а другой только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба или, лучше сказать, все, кто участвует в воспитательном процессе.


Основа воспитания – это не только педагогическое искусство или какая-то особая мудрость. Основа воспитания – это взаимное доверие, принятие и симпатия в отношениях педагога и воспитанника.

Подготовил педагог-психолог Маслова-Осташевская Л.Л.