СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для преподавателей «Применение информационных технологий на занятиях по обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для преподавателей «Применение информационных технологий на занятиях по обществознанию»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для преподавателей «Применение информационных технологий на занятиях по обществознанию»»


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»


Хотенова дарья станиславовна,

преподаватель обществознания



Консультация для преподавателей «Применение информационных технологий на занятиях по обществознанию»


В Федеральном государственном образовательном стандарте поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности.

Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке, так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения;

  • экономию времени при объяснении нового материала;

  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

  • постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавание предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен:

  • знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии и др.);

  • уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом.

По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в Интернете.

На уроках истории и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использует готовые, находя их в Интернете. Помимо этого программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео- и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам.

Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагает учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

При подготовке к урокам велико значение использования возможностей Интернета. Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.

Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

  • урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

  • комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

  • урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

  • защита рефератов и проектных работ учащимися.

  • оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока, представленные в электронном виде, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии дома компьютера);

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

  • Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ГИА на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

  • Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

  • Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.

В процессе работы с ИКТ необходимо соблюдать гигиенические требования по работе с компьютером для учащихся (10-20 минут за один урок в зависимости от возраста).


Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 157 с.

  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф, Матвеев А.И. Введение в обществознание: учеб. Для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.

  3. Электронное пособие. Обществознание 9 – 11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010

  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!