Консультация для родителей: «Финансовая грамотность
дошкольников»
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте
– это умение различать эмоциональные и товарно- денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень – возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты – любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом – огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что – нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления;
Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно- игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь- доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Советы родителям по финансовому воспитанию детей
Многие родители не задумываются о привитии ребенку чувства ответственности и бережливости в отношении денег. В школах также нет никаких уроков на эту тему, кроме экономики в старших классах. А ведь отсутствие правильного финансового воспитания может негативно сказаться на всей последующей жизни человека. Поэтому очень важно рассказывать малышу о пользе правильного обращения с деньгами с самых малых лет. В данной статье будут представлены советы родителям по вопросам финансового образования их детей. С какого возраста лучше начинать рассказывать малышу о деньгах? Специалисты рекомендуют начинать образовательные беседы с 4-5 лет. Дети до 4 лет не воспримут важность сказанных вами слов, так как в этом возрасте они изучают мир через игры и образы. Начиная с 4-5 лет малыш старается познавать окружающую реальность путем расширения границ своего мира. Именно поэтому, придя в магазин с родителями, он может без спроса схватить понравившуюся игрушку с полки. Так он неосознанно пытается найти пределы того, что ему дозволено. В такие моменты и следует начинать образовательные беседы на тему важности денег и правильного поведения в обществе.
Учите ребенка зарабатывать
Ребенок должен понимать – родители ходят на работу, зарабатывают деньги, и именно поэтому у него есть игрушки, конфеты, компьютер и поездки в зоопарк. При осознании этого у него начнет формироваться логическая цепочка: «работаешь – получаешь что-либо». Как только малыш это усвоит, нужно будет подкрепить данную мысль практикой. Для этого дайте ему небольшое поручение, например, сходить в магазин, пообещав за это небольшую сумму денег.
Отличным вариантом будет составление списка обязанностей. Такой вариант подходит для детей постарше (8-10 лет).
Например, еженедельная уборка своей комнаты, уход за котом, выгул собаки, помощь бабушке в саду и прочее.
При этом ребенок должен знать, что в конце месяца он получит желаемую игрушку или небольшую сумму денег, которую он сможет потратить самостоятельно.
Это знание будет его мотивировать на положительные действия. Также отличным вариантом может быть мотивация через хорошую успеваемость в школе. Совет родителям: заведите тетрадь, куда будете записывать все положительные действия малыша, и держите ее на виду.
Наглядное подтверждение своих трудов и предполагаемой за них оплаты может служить дополнительной мотивацией для ребенка. Формируйте
правильные привычки у детей
Только родители могут заложить у малыша правильное мировоззрение. Это касается не только денег, но и других социальных процессов. Объясните малышу, что не банкомат дает деньги.
В банкомате они только хранятся, а чтобы была возможность получить деньги в банкомате, необходимо работать;
Пускай дети сами распоряжаются своими карманными деньгами.
Дайте им небольшую сумму и проследите, как они ее потратят. Если все деньги будут потрачены на сладости, проведите беседу о том, что
необходимо экономить, а не тратить все сразу;
Научите малыша откладывать заработанные средства. Те деньги, которые он получит за выполнение ваших поручений, не должны тратиться на что-то сиюминутное. Пусть ребенок экономит, откладывает. А в будущем он сможет сам купить себе желаемую игрушку;
Учите малыша искать наиболее выгодные варианты. Сегодня повсеместно развивается интернет-торговля. Крупные магазины имеют свои сайты и торговые площадки. Можно провести простой анализ популярных интернет- ресурсов и выявить, на каком из них наиболее выгодные условия покупки. Чтобы заинтересовать малыша, рассматривайте популярные сайты с игрушками;
Научите детей планировать свои расходы. Например, зная, что впереди учебный год, малыш может отложить покупку новой игрушки, а вместо нее приобрести школьные принадлежности. Так он будет учиться рациональному распределению ресурсов, а также оказывать вам поддержку, даже в таком малом возрасте; Приучите малыша вести простейшую бухгалтерию. Пусть он записывает все, что заработал, куда потратил, что отложил. Так у него будет постоянно перед глазами финансовая картина его доходов и расходов. На основании этой бухгалтерии можно научить его прогнозировать ситуацию на будущее и, в случае необходимости, откладывать деньги на какие-либо траты. Как вариант можно вести такие записи в школьной тетради, но лучше воспользоваться простыми программами для компьютера, позволяющими вести домашнюю бухгалтерию. Так вы научите малыша обращаться с простейшими финансовыми инструментами; Детям 8-10 лет уже можно давать базовые знания о банковской системе нашей страны. Расскажите им, что такое вклады, кредиты, проценты.
Малыши подвержены влиянию рекламы и брендов. Объясните им, что не всегда самый рекламируемый продукт является самым качественным.
Расскажите, как не попасться на уловки мошенников в сети, торгующих
контрафактным товаром, а также о том, что нужно выбирать товар по характеристикам, а не по брендам; Расскажите малышу о вашей работе. О том, какие обязанности вам приходится выполнять, чтобы заработать деньги. Объясните, что очень часто простой труд является самым низкооплачиваемым. А чтобы устроиться на хорошую работу, необходимо усердно учиться в школе и институте. Так вы мотивируете малыша стараться на уроках. Конечно, некоторые представленные советы многим родителям покажутся невыполнимыми из-за сложности в пояснении. Но в современных быстроменяющихся условиях такая информация будет очень полезной для малыша.
В 80-90-е годы такие знания люди приобретали уже в старших классах или институте. Современное информационное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители.
Поэтому детей необходимо готовить к взрослой жизни с самых малых лет.