Консультация для родителей
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особыми потребностями.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155), где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся
также дети с задержкой психического развития.
По классификации к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
Основные принципы
инклюзивного образования.
«Инклюзия в ДОУ, что это?»
Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
В статье 23 «Конвенции о правах ребенка» говорится:
«Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества».
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок, имеющий право на общение со сверстниками. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек способен чувствовать и думать;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• все люди нуждаются друг в друге;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях ДОУ
Одним из компонентов инклюзивного образования является воспитание толерантного отношения к инвалидам, людям с ОВЗ. Важно знать, что нормы поведения, моральные ценности, понимание значимости человеческого достоинства закладываются и формируются в дошкольном возрасте. И, конечно, главным примером для ребенка являются его родители. Сотрудничество и солидарность в вопросе толерантности между родителями и коллективом детского сада позволит детям принять окружающий мир, себя и окружающих. Ведь принятие ребенка-инвалида взрослыми важное условие для принятия его детьми без нарушений в развитии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Детская психика устроена так, что головной мозг не видит отличий, пока не начнут делать акцент на них взрослые. И если этот акцент будет окрашен недружелюбными эмоциями в сторону ребенка, следовательно, между детьми будут возникать конфликты и порой, травля. Дети учатся на примерах взрослых. Безграмотность родителей, нежелание признавать возможности своего и другого ребенка может искорежить психику совсем здорового малыша.
Как научить ребенка проявлять сочувствие и не “тыкать” пальцем в других особенных детей? Начините с простого. Посмотрите вместе с детьми мультфильм «Про Диму», который размещен в открытом доступе. Этот мультфильм о толерантности и доброте, он поможет родителям научить своих детей общаться с «особенными» сверстниками.
В этом фильме затрагиваются основные вопросы про детей с особенностями развития, поднимаются темы дружбы, доброты и понимания. Используйте возможность посмотреть мультфильм вместе с ребёнком и расскажите какие мы все разные и что нас объединяет.
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем они будут воспринимать людей с особенностями, как полноценных членов общества.