Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности — слух, музыкальную память, чувство ритма. . В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух — способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте. Все элементы музыкального слуха тесно связаны между собой. Музыкальный слух — качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. В нашей стране и за рубежом существуют для этого различные системы обучения. В своей работе я опираюсь на принципы дидактики и на основные положения физиологии и психологии о слуховых восприятиях и представлениях. У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей я знакомлю со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах — во второй и малой, затем во второй и первой и, наконец, в первой. Во многих песнях про птиц , животных, написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующее персонажи, например, в русской народной прибаутке «Петушок» в обработке М. Красева («ку-ка-ре-ку»), «Белые гуси» М. Красева («га-га-га»), в песнях «Кошка» Ан. Александрова («мяу»), «Бобик» Т. Попатенко («гав-гав») и т. д. Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, я играю на фортепиано и пою песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываю вступление в разных регистрах — более высоком и более низком — и предлагаю детям угадать, кто лает: большая собака или щенок? Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий— щенок. Так же дети отгадывают, кто мяукал — котенок или кошка, какой петух кукарекал. Проиграв звукоподражание в низком или высоком регистре, спрашиваю ребенка, как он догадался, что лаяла собака, а не щенок. Ребенок отвечает: «Лаяла большая собака, у нее грубый, низкий голос». Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, я предлагаю детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации. Тоненьким голоском они подражают мяуканью котенка, низким — мяуканью кошки. Обычно такие звукоподражания связываются с содержанием песни, которую дети слушают или поют, или с содержанием музыкальной игры. Например, перед игрой «Птички и собачка» музыкальный руководитель играет на фортепиано в высоком или низком регистре (как лает собака) и спрашивает, кто будет ловить птиц: большая собака или маленький щенок? Такие образные упражнения активизируют детей вызывая интерес, и помогают различать и осознавать высоту звука. По мере усвоения детьми высоких и низких звуков согласно принципу систематичности и последовательности я усложняю упражнения. Если первое время дети лишь учатся различать резко контрастные по высоте звуки и передавать их голосом без точного интонирования, то в конце года трехлетним или в начале года четырехлетним я даю в играх-загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты. Как в развитии зрительных ощущений дети сначала различают основные цвета солнечного спектра — красный, зеленый, синий, желтый, так и в развитии слуховых ощущений воспитываем их слух на ладовой основе, знакомим с основными устойчивыми звуками лада (лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, причем неустойчивые тяготеют к устойчивым). Содержание музыки зависит от логической взаимосвязи звуков. Случайное их нагромождение приводит к отсутствию содержания. Детям легче правильно спеть с голоса взрослого. Постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте. Важна так называемая звуковая наглядность —конкретное слуховое восприятие звуковых комбинаций; другие органы чувств дополняют и усиливают слуховые восприятия. Например, когда дети поют звук, музыкальный руководитель может показать движением руки его высоту — поднять руку на высоком звуке и опустить на низком. В данном случае участвуют два органа чувств — слух и зрение. Если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимет руку вверх, а при пении низкого опустит, то, кроме органов слуха и зрения, будет участвовать еще и мышечное чувство. 15.11.2018 Музыкальный руководитель: О.И.Кузьменко. |