СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей " Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников "

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей " Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников "»

Консультация для воспитателей

Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело. Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу. Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) — я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — произноси слово твердо [3.c.52–53]. Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации. А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.

Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115]. Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления,зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании. Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания. Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа: – кодирование элементов информации в зрительные образы; – собственно, сам процесс запоминания; – запоминание последовательности информации; – закрепление информации в мозге.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. [2]

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [2].

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение [2]. Мнемотаблицы используются для: – обогащения словарного запаса; – при обучении составлению рассказов; – при пересказах художественной литературы; – при отгадывании и загадывании загадок; – при заучивании стихотворений. Использование данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Мнемотаблицы используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях: – при составлении рассказа; – при заучивании стихотворения; – пересказа сказки. В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. В результат у детей повышается концентрация внимания, работоспособность и интерес к занятиям.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!