Памятка для воспитателей:
«Словотворчество дошкольников как явление,
сопровождающее процесс освоения морфологии»
У двухлетних и трехлетних детей такое
чувство языка, что создаваемые ими
слова отнюдь не кажутся калеками или
уродами речи, а, напротив, очень метки,
изящны, естественны.
(К.И. Чуковский)
Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала с помощью общих правил родного языка носит название словотворчества. Если ребенок не владеет готовым словом, он его «изобретает» по известным ему правилам. Поэтому эти придуманные детьми слова хоть и новы для взрослых, но вполне понятны по своему назначению и логике, в словаре ребенка всегда можно найти аналогию такому изобретению. Период словотворчества возникает на третьем, четвертом году жизни и исчезает к пяти – шести годам, когда ребенок уже в основном усвоил правила и нормы родного языка.
К.И. Чуковский называл их гибридными словами: «безумительно» - безумно и изумительно, «бананас» - банан и ананас.
В своей книге «От двух до пяти» писатель восхищался детской способностью к словотворчеству, называя ее «завоеванием грамматики»: «Малыши готовы бесконечно жонглировать разными формами слов, так как пока не знают исключений и правил. ...В глаголах меня особенно восхищают приставки, виртуозно придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии, какой придает им народ. Углазиться, выпузырить, распакетить, задверить, натабачить, приудобиться, обснегиться – здесь ребенок никогда не ошибется. … И разве не изумительно, что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем этим обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них. Взрослый иностранец, хотя бы он изучал наш язык много лет, никогда не достигнет такой виртуозности».
Следовательно, логопедическая задача состоит в том, чтобы обратить внимание ребенка на грамматические способы словоизменения и словообразования, сделать их важными и значимыми в речи малыша. Существует много приемов, игр, упражнений по развитию грамматической изменяемости слов.
Игры и упражнения помогают детям вслушиваться в слова, подмечать префиксы, постфиксы, с помощью которых образуется нужное слово, а, значит, и предупреждать нарушения письменной речи в школе: «Инопланетяне», «Изобретатели», «Полминутки для шутки», «Фантазеры». Например, ряд слов: «Как называется человек, который учит детей? А как вы думаете, называется человек, который много читает? Мыслит, размышляет? Ребята, давайте придумаем название человеку, который много ругает, хвалит и т. д. Если ребенок начинает образовывать слова с суффиксом «тель» - значит этот постфикс стал для него понятным, значимым. Или, игра «Инопланетяне»: прилетели неизвестные жители с далекой планеты, которые называют себя «румпы». Как будет называться один инопланетянин? А его малыш? А два малыша? Так закрепляем суффиксы «ата», «ята», «онок», «енок». «Изобретаем слова для кошки Карамельки» (активизация слов – притяжательных прилагательных). Хвостик чей? («Карамелькин»). Чьи ушки? («Карамелькины») и т. д. Образование сложных слов: сам катит – это самокат, сам ходит – самоход. Как по-другому можно назвать холодильник, если он сам охлаждает продукты? («Самоохладитель»). А печку, она наоборот сама нагревает? («Самогрелка, самонагреватель»). В игре «Фантазеры» даем название «вкусному» дождику: снег падает – это снегопад, а если бы падал сыр, чипсы, пицца, как назывался бы такой «дождь»? Домик Совы в мультфильме про Винни Пуха называется «Совешник». Придумайте названия домиков для Кенгуру, Бегемота, Черепашки. Все необычное нравится детям, активизирует их внимание, пробуждает в них творческое начало.
Используемая литература:
1. К.И. Чуковский. Собр. соч. в 6 томах. Том 1. – М.: Худ. Лит., 1965.