Тема - «Разнообразие и значение логико-математических игр в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Знания, данные в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить логико - математческие игры. это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.
Характерной чертой данных игр является поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.
Классификация логико-математических игр
Е. А. Носова
- игры на выявление свойств - цвета, формы, размера, толщины
- на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения
- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями
З.А. Михайлова представила классификацию логико-математических игр по цели и способу достижения результата
1) игры на плоскостное моделирование (головоломки):
- классические: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и др.;
- современные: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудесный круг», «
- игры со спичками (на преобразование, трансфигурацию);
2) игры на воссоздание и изменение по форме и цвету:
- рамки-вкладыши М. Монтессори, «Сложи узор», «Цветное панно»,
3) игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные):
- «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд», «Сложи сам»;
4) игры на объемное моделирование (логические кубики, «Кубики для всех»):
- «Уголки» «Собирайка» (№ 2), «Эврика» (№ 3), «Фантазия» (№ 4), «Загадки» (№ 5), «Тетрис» (объемный);
5) игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы):
- «Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись»,
6) игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры):
- «Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат», «Цветок лотоса»,
7) игры на освоение отношений (целое - часть)
- «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник»,
Гуминюк Светлана Андреевна
- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды,
- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи
- обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же»,
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе занятия, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Что такое мышление?
Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
1Активизация умственной деятельности детей.
2 Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
3 Формирование основ творческого мышления.
4 Развитие эмоционально-волевой сферы.
5 Развитие коммуникативных навыков.
6 Повышение интереса детей к математике.
7 Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
8 Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
Создание предметно-развивающей среды.
Систематизация игр в планировании.
Уровень сенсорного развития дошкольников.
Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.
Мышление
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития интеллекта. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Значение
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность проявлению элементарной творческой и познавательной активности.
Логико- математические игры способствуют освоению детьми эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
.