СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Ганди и Гандизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа по истории Востока.Ганди и Гандизм.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Ганди и Гандизм"»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)



Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории



Направление подготовки: Педагогическое образование

Профиль подготовки: История и право

Индийский национальный конгресс-основная политическая сила Индии. Ганди и гандизм.

Контрольная работа





Выполнила студентка

4 курса З631И группа

Новикова Татьяна Михайловна

_______________________

(подпись)

Научный руководитель-

к.и.н., доцент

Цыряпкина Юлия Николаевна

_____________________________

(подпись)

Работа защищена

«__»_______________ 2017 г.



Отметка___________________



Барнаул-2017



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Индийский национальный конгресс…………………………………5

Глава 2. М. Ганди и гандизм………………………………………….……….10

Заключение…………………………………………….……………………….14

Список литературы………………………………………………………….....16



























Введение


Актуальность. В гандизме отразились некоторые общие закономерности антиколониальных движений XX века, преломившиеся специфически в индийской действительности. Склонность Ганди к религиозной метафизике и абсолютизации моральных принципов в политике порождены сложностью, многообразием и противоречивостью процессов, сложившихся в освободительном движении Индии.

Значение воззрений Ганди не исчерпывается их ролью в индийском освободительном движении. Гандизм не только продолжает играть видную роль в общественной жизни современной Индии, но и оказал заметное влияние на политическую мысль и политическую жизнь ряда стран Азии, Европы, Америки и Африки.

Цель работы – изучение комплекса вопросов, связанных с развитием Индии после Первой мировой войны . Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

− дать характеристику послевоенному положению Индии;

− проанализировать роль индийского национального конгресса в политической жизни Индии;

− раскрыть содержание гандизма.

Историография. Дезинтеграция колониальной системы и появление независимых национальных государств, обратили в реальность предвидение многих ученых историков, социологов, политиков о превращении некогда отсталой «периферии» из объекта империалистической эксплуатации в важный фактор мирового революционного процесса. Политика освободившихся стран все сильнее воздействует на ход мирового развития. К таким государствам принадлежит и республика Индия, активная независимая политика которой оказывает стабилизирующее влияние на общую динамику международных отношений. Политика Индии в XX веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества, и все более активно влияет на социальные процессы. И это можно наблюдать в труде К.А. Антонова, Г.М. Бонгару-Левина, Г.Г. Котовского «История Индии»1. В данной работе рассматривает основные этапы и особенности внутриполитического положения Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации господствующих классов, углублению противоречий общества. В работе О. М. Гармин, Л.И. Юревич «Экономическое, социальное и политическое развитие Индии»2 особое внимание уделено экономическим и социально-политическим процессам после приобретения независимости Индии. Статья Ф.Н. Юрлова  «Опыт эволюционной демократической модернизации»3 направлена на раскрытие феномена одновременного становления экономической модернизации с развитием демократических институтов. Труд П. Кальвокоресси «Мировая политика 1945-2000»4 построенный по проблемно-хронологическому принципу исследование истории мировой политики как единого целого - на ее национальном, региональном и глобальном уровнях. Для нашей работы был важен с точки зрения развития внешней политики Индии. Многотомное издание А.Д. Богатуров «Системная история международных отношений в 1945–2003 годов»5 рассматривает развитие международной политики с точки зрения ее эволюционирования начиная Первой мировой войной, в нашей работе был использован том 3, в котором освещены события связанные с развитием Индии после Второй мировой войны.







Глава 1. Индийский национальный конгресс


Первая мировая война привела к социально-экономическим сдвигам в Индии, которые вызвали новое, еще более сильное, обострение противоречий между индийским народом (массами) и национальной индийской буржуазией с одной стороны и английскими империалистами с другой.

Индийская буржуазия в годы войны получила возможность более быстрого обогащения. Но проблема заключалась в том, что она не могла в полной мере реализовать эту возможность из-за своей непосредственной экономической зависимости от метрополии (например, в поставке оборудования), а также из-за всяческих, прямых и косвенных, ограничений британских властей. Помимо этого, значительное число индийских предприятий работало в отрасли оборонной промышленности, которая оказалась ненужной после окончания войны. Кроме сферы экономической, противоречия между национальными и иностранными капиталистами обострились и в политической сфере. Индийская буржуазия поддерживала военные усилия Англии (Национальный конгресс, например, помогал вербовать солдат в армию и содействовал распространению военных займов, облигации которого с энтузиазмом покупались многими индийцами), надеясь этим самым после войны заслужить себе расширение прав, в том и числе и в сфере управления страной6. Но надежды на подобные уступки не оправдались, индийский народ продолжал страдать от политического бесправия, а буржуазия, кроме того - от факта «обмана» в своих упованиях (этот факт еще более усугубился тем, что во время войны сократилась (до 15 тыс. человек) «оккупационная армия» в Индии, на фронт отправились многие англичане-чиновники колониального аппарата, освободив свои места для индийцев-членов Индийской гражданской службы; после войны же, когда «все встало на свои места», верхушке индийского общества, почувствовавшей вкус относительной власти и свободы, стало намного сложнее вновь сносить свое бесправное положение). «Чувство глубокого гнева и унижения охватило наш народ. Все бесконечные разговоры об изменении конституции и индианизации государственного аппарата оказались пустой болтовней, издевательством, ибо в то же время все мужское население нашей страны истреблялось и непрерывный, беспощадный процесс эксплуатации все больше усиливал наше обнищание и подрывал наши жизненные силы. Мы стали беспризорной, брошенной на произвол судьбы нацией»7.

Война значительно ухудшила положение широких трудящихся масс. Выросли налоги. Рост цен больно ударил по рабочим и другим лицам наемного труда. Реальная заработная плата при подобной инфляции стала просто мизерной, т.е. происходило как относительное, так и абсолютное обнищание рабочих. При этом одни ученые считают, что причиной этому было недостаточное развитие национального капитализма. Другие же приводят доводы о том, что положение рабочих именно на предприятиях, принадлежащих индийской буржуазии, было наихудшим, ибо последняя с целью получения максимальных доходов и несения максимальных убытков использовала так называемую «рационализацию труда», заключавшуюся в увеличении рабочего дня, сокращении заработной платы и т.п. Однако как бы то ни было, положение индийского рабочего класса оставляло желать лучшего8.

По поводу положения крестьян в этот период также существуют две точки зрения: одни ученые полагают, что крестьянство, задавленное бременем налогов и помещичье-ростовщической эксплуатацией, влачило полностью жалкое существование; другие же говорят о том, что поскольку выросли цены на продовольствие, постольку произошло улучшение положения в сельском хозяйстве и многие крестьяне сумели даже избавиться от ростовщической задолженности. Возможно, доля правды есть и во второй точке зрения. Хотя вряд ли рост цен на продукцию сельского хозяйства не мог не вызвать, например, увеличения арендной платы или ростовщического процента, что никак не привело бы к общему улучшению состояния крестьян. Во всяком случае, крестьянство по-прежнему выражало недовольство своим положением.

Еще одним фактором обострения обстановки в рассматриваемый период послужили непосредственные последствия войны, связанные с возвращением солдат-индийцев, осознавших свою значимость для Британской империи, с международных фронтов. Так, например, «массовая демобилизация солдат-сикхов, многие из которых не могли найти себе применения на родине, привела к тому, что в городах Пенджаба в больших количествах скопился потенциально горючий материал». А в целом увеличение количества свободных рабочих рук и безработица, естественно, приводили к еще большему ухудшению положения рабочего класса9.

Кроме того, закономерным процессом было дальнейшее пробуждение политического сознания воевавших индийцев, которые видели происходящий в те годы в разных странах рост борьбы пролетариата за свои права (о факторе влияния Революции 1917 г. в России будет сказано позднее)10.

Таким образом, рабочий класс, крестьянство, национальная буржуазия, а также мелкая городская буржуазия и интеллигенция (которых в равной мере коснулись как проблемы трудящихся масс, так и крупной буржуазии) составляли антиимпериалистический лагерь. В этом лагере существовали свои внутренние противоречия. Однако они были намного слабее в сравнении с противоречиями, существовавшими между ними и колонизаторами, а также находящимися практически на стороне последних крупными землевладельцами, князьями и ростовщиками. Это сыграло довольно важную роль в объединении в целом буржуазного Конгресса (постепенно становившегося, тем не менее, массовой партией) и народных масс в борьбе против британского владычества.

Все перечисленные выше причины приводили к изменению характера деятельности Индийского национального конгресса.

Основанный в 1885 г. ИНК долгие годы был верхушечной организацией индийских помещиков и компрадорской буржуазии, которая ориентировалась на умеренные реформы в стране и сотрудничество с британским колониальным правительством. В сущности, это была еще не партия, а ежегодный форум представителей различных общественных организаций. «Конгресс тогда обращался не к индийским народным массам, а к общественному мнению Англии и английским правителям в Индии, критикуя колониальную власть, убеждая провести те или иные реформы в интересах индийцев…И хотя деятельность…Конгресса во второй половине XIX в. способствовала пробуждению национального самосознания и создавала организационные предпосылки для дальнейшего развития национального движения [ибо возникновение подобной организации просто не могло не оказать хотя бы минимального психологического воздействия народ], она не приносила непосредственных политических результатов». Однако «будучи одновременно и лояльным, и оппозиционным по отношению к английским властям, Индийский национальный конгресс…стал своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии»11. То есть в действиях Конгресса постепенно можно было увидеть не просто все возрастающую от либерализма к радикализму политическую борьбу против колонизаторов, но и ориентацию его действий на общее изменение традиционной структуры отсталой во многих отношениях Индии в сторону положительного развития, что также обусловило его популярность среди народных масс. «Характеризуя деятельность конгрессистов в конце XIX - начале ХХ вв. С. Чаудхари пишет: Для большинства из них, если не для всех, национализм не выходил за пределы книжного знания, приобретенного из работ английских авторов. Большинство из них было занято конституционной борьбой, существенной чертой которой было искусство дебатов и красноречие. Они действовали так, как будто страна могла добиться независимости путем благонамеренных резолюций, принятых узким кругом интеллектуалов, склонных скорее к дискуссии, нежели к действию. За исключением отдельных маленьких митингов протеста, они собирались на сессию раз в году на последней неделе декабря и восхваляли ее как идею самопожертвования. Но хотя в первые десятилетия своего существования Конгресс оставался узкой элитарной организацией преимущественно городской буржуазии и интеллигенции, он сыграл ключевую роль в сплочении и объединении всех основных политических сил страны и в развитии общеиндийского самосознания. Присутствие на ежегодных съездах Конгресса представителей всех провинций Британской Индии, обсуждение проблем страны, подготовка и принятие резолюций - все это независимо от реальных политических результатов углубляло осознание общеиндийского единства и его потенциальной силы. Внимание печати ко всему, что происходило на сессиях, способствовало росту престижа и авторитета Конгресса в глазах как его участников, так и образованной части населения всей Индии. Морально-психологическое воздействие в значительной мере усиливалось тем, что Конгресс собирался в разных городах, тем самым наглядно подчеркивая, что ареной его деятельности является вся Индия»12.

В первое десятилетие ХХ века в ИНК выделяются два главных течения: либерально-реформистское (связывающее Конгресс с его собственным прошлым и направленное на защиту интересов правящих классов индийского общества) и национально-демократическое (ставящее, грубо говоря, интересы всего индийского народа над интересами его верхних слоев). Иногда идеи двух этих течений соединялись довольно парадоксально: так, например, в 1915 г. ИНК, приняв в очередной раз резолюцию о своей лояльности к британскому правительству, потребовал передачи «власти народу».

Изменения в характере деятельности ИНК были вызваны не только внешними, но и внутренними факторами (т.е. изменением его внутренней структуры). Например, Лига гомруля под руководством Б.Г. Тилака, порвавшего в 1907 г. все отношения с ИНК, в 1916 г. стала искать возможности объединиться с Конгрессом (не последнюю роль здесь сыграл и субъективный аспект - за год до этого умер другой знаменитый маратх-один из лидеров ИНК - Г.К. Гокхале, с которым у Тилака были неприязненные отношения). А так как «не подлежало сомнению, что огромное большинство политически сознательных людей в Индии поддерживали Тилака и его группу», то вырос авторитет Конгресса в глазах этих «политически сознательных людей». Правда, у Тилака до самой его смерти в 1920 г. оставались программные разногласия с основным составом лидеров этой партии13.

Немалую роль сыграло и сближение в те годы Национального конгресса с Мусульманской лигой (во многом на основе «халифатского движения»).


Глава 2. М. Ганди и гандизм


Лидером Национального конгресса в это время стал видный политический деятель Мохандас Карамчанд Ганди, сын министра небольшого индийского княжества, получивший юридическое образование в Лондоне. Больше двадцати лет, с 1893 по 1914 г., Ганди провел в Южной Африке, где возглавлял борьбу индийских иммигрантов за уравнение в правах с европейцами. Когда началась мировая война, он призвал индийцев записываться в англоиндийские войска и сам отправился в Лондон, чтобы предложить английскому правительству свои услуги по созданию вспомогательных санитарных отрядов из индийцев. В 1915 г. Ганди возвратился в Индию и здесь также выступил за поддержку Англии в войне, будучи убежден, что, помогая Англии, индийцы завоюют ее признательность и получат право на независимость. «Если бы мы могли,- говорил он,- заполнить поле сражений во Франции могучей армией индийцев-патриотов, борющихся за дело союзников, то это было бы хорошо и для нашего (индийского) дела»14.

Ганди считал, что путем насилия индийский народ не сможет добиться освобождения. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике метод общественно-политической борьбы, названный им «сатьяграха» («упорство в истине»). Главным содержанием сатьяграхи было учение о ненасилии. Обоснование этой идеи Ганди искал в различных древнеиндийских философско-религиозных концепциях.

В дальнейшем Ганди выдвинул сатьяграху как единственно правильный, по его мнению, метод национально-освободительного движения индийского народа. Важнейшими формами практического осуществления сатьяграхи Ганди считал ненасильственное несотрудничество с английскими властями и гражданское неповиновение. Он различал индивидуальное и массовое, а также «оборонительное» и «наступательное» неповиновение. Применение каждого из этих видов должно было определяться тактическими соображениями.

Придавая большое значение широкому участию народных масс в политической борьбе и вовлекая их в движение на основе принципов сатьяграхи, Ганди в то же время решительно выступал против любых форм насилия по отношению к колонизаторам и против классовой борьбы трудящихся масс. Отсюда вытекала характерная для гандизма проповедь «гармонии» классовых интересов, «опеки» имущих классов над неимущими, «сотрудничества» капиталистов и рабочих, помещиков и крестьян.

Составной частью гандизма была так называемая конструктивная программа, за реализацию которой Ганди боролся до конца жизни. Эта программа включала в себя борьбу против кастовой системы, за индусско-мусульманское единство, раскрепощение женщины, развитие ремесла и особенно ручного прядения и ткачества и т. п.

В отличие от многих прежних руководителей Национального конгресса Ганди не чуждался народных масс, понимая, что без вовлечения их в национально-освободительную борьбу нельзя добиться победы над английским империализмом. Эта сторона гандизма и личные качества Ганди - простота, аскетизм, верность индийским обрядам и обычаям, страстность, с которой он боролся за национальные требования,- импонировали широким массам, в особенности крестьянам. В короткий срок Ганди приобрел огромную популярность. В народе его стали называть Махатма («великая душа»)15.

Деятельность Ганди в период бурного роста антиимпериалистической борьбы способствовала усилению национально-освободительного движения, помогая вовлекать в него широкие народные массы и противопоставлять английскому колониальному гнету могучую силу миллионов индийцев. Однако характерные для гандизма черты - отрицание классовой борьбы и проповедь ненасилия - приводили к тому, что не раз в моменты наибольшего обострения национально-освободительного движения Ганди старался сдержать революционную борьбу масс, не дать движению выйти из-под руководства Национального конгресса16. Противоречивость гандизма вытекала прежде всего из противоречивого характера индийской национальной буржуазии. Как идеология гандизм объективно отражал стремление национальной буржуазии обеспечить свое руководство массовым национально-освободительным движением индийского народа.




























Заключение

Подводя итоги работы, хочется еще раз выделить основные ее моменты. Итак, после Первой мировой войны в Индии создалась обстановка, обусловившая переход национально-освободительного движения в этой стране на новый этап. Ухудшилось в целом экономическое положение трудящихся масс, оставалась в политическом смысле бесправной национальная буржуазия. Сама война, а также события, происходившие в то время в мире, во многом пробудили политическое сознание индийцев. Изменившиеся события повлекли за собой смену как внутренней структуры, так и деятельности ИНК. Если раньше это была партия, состоявшая из элиты индийского общества, представленной имущими классами, и ее деятельность ограничивалась только конституционными методами борьбы, то со временем она стала превращаться в демократическую, массовую партию, представляющую интересы этих масс (наряду, естественно, со своими собственными).


Экономические и политические причины (в том числе международное влияние Российской революции 1917 г.) повлекли за собой начало первой массовой кампании гражданского неповиновения, поводом для которой послужили законодательные акты британского правительства, а также события в Пенджабе. Эта компания была начата по решению Конгресса в лице Ганди и проходила под руководством ИНК, который в известном смысле приспособил к ней свою структуру и занимался вовлечением в эту кампанию различных слоев индийского общества. По решению ИНК (опять же в лице Ганди) она была приостановлена, ибо начала выходить за рамки принятых Конгрессом мирных методов борьбы.

Конгресс различными способами расширял как непосредственно свою социальную базу, так и базу национально-освободительного движения. Он все больше выражал интересы народных масс и все последовательней выдвигал перед властями свои требования. Главной причиной этому послужили внутренние процессы, происходившие в партии, а именно ее радикализация. Огромный вклад в трансформацию ИНК и характера всей освободительной борьбы сделал Ганди, который сформулировал ее основные принципы.

Между первой и второй массовыми кампаниями гражданского неповиновения был период усиленной радикализации деятельности ИНК и обострения противоречий между метрополией и колонией в целом; вместе с тем, усилилось конфессиональное размежевание в индийском обществе.

В результате этой кампании руководивший ею Конгресс был временно объявлен вне закона. Затем партия согласилась на переговоры с англичанами, но осознав их тщетность, начала следующую, индивидуальную, кампанию гражданского неповиновения. В годы войны, когда британцы отказались предоставить Индии полную независимость, против них развернулась более конструктивная борьба под руководством ИНК, которая с некоторыми спадами продолжалась до обретения страной независимости.
















Список литературы

  1. Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк. – М.: МЫСЛЬ, 1979. 486 с.

  2. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений в 1945–2003 годов. Т.3. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный форум по международным отношениям. - Режим доступа: http://www.obraforum.ru/lib/book3/chapter3.htm, (свободный, 25.05.2017.)

  3. Гармин О.М., Юревич Л.И. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. – М.,1989. – 326 с.

  4. Губарев В.К. Всемирная история. – М.: НАУКА, 2007. – 309 с.

  5. Жигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. - М.,1990. – 328 с.

  6. Кальвокоресси П. Мировая политика 1945–2000. – М., 2003. – 488 с.

  7. Котовский Г.Г., Бонград-Левин Г.М., Антонова К.А.  История Индии. – М., 1979. – 608 с.

  8. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. – М.: НАУКА, 1972. – 287 с.

  9. Юрлов Ф.Н. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии [Электронный ресурс] // Эксперт, №1, 2010. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2010/01/opyt_indii/, свободный, (25.05.2017).


1 Котовский Г.Г., Бонград-Левин Г.М., Антонова К.А.  История Индии. – М., 1979.

2 Гармин О.М., Юревич Л.И. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. – М.,1989.

3 Юрлов Ф.Н. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии [Электронный ресурс] // Эксперт, №1, 2010. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2010/01/opyt_indii/, свободный, (25.05.2017).

4 Кальвокоресси П. Мировая политика 1945–2000. – М., 2003.

5 Богатуров А.Д. Системная история международных отношений в 1945–2003 годов. Т.3. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный форум по международным отношениям. - Режим доступа: http://www.obraforum.ru/lib/book3/chapter3.htm, (свободный, 25.05.2017.).

6 Богатуров А.Д. Системная история международных отношений в 1945–2003 годов. Т.3. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный форум по международным отношениям. - Режим доступа: http://www.obraforum.ru/lib/book3/chapter3.htm, (свободный, 25.05.2017.)

7 Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк. – М.: МЫСЛЬ, 1979. – С.12-14.

8 Там же. С. 16.

9 Жигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. - М.,1990. – С. 10.

10 Богатуров А.Д. Системная история международных отношений в 1945–2003 годов. Т.3. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный форум по международным отношениям. - Режим доступа: http://www.obraforum.ru/lib/book3/chapter3.htm, (свободный, 25.05.2017.)

11 Юрлов Ф.Н. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии [Электронный ресурс] // Эксперт, №1, 2010. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2010/01/opyt_indii/, свободный, (25.05.2017).

12 Котовский Г.Г., Бонград-Левин Г.М., Антонова К.А. История Индии. – М., 1979. – С. 45-47.

13 Котовский Г.Г., Бонград-Левин Г.М., Антонова К.А. История Индии. – М., 1979. – С. 50.

14 Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк. – М.: МЫСЛЬ, 1979. – С. 60-61.

15 Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк. – М.: МЫСЛЬ, 1979. – С. 70

16 Там же. С. 72.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!