Спецификация
к полугодовой работе по литературе
в 11 классе (базовый уровень)
Цель проведения контрольной работы – промежуточная аттестация по итогам полугодия.
К концу второго полугодия пройдены два больших раздела:
Проза начала XX века (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький)
Поэзия Серебряного века (А. Блок, Н. Гумилев, В. Маяковский, С. Есенин, О. Мандельштам, М. Цветаева).
В контрольной работе проверяются
знания:
умения:
анализа композиции поэтического текста с целью выявления авторской позиции (часть 3);
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению через ответ на проблемный вопрос (часть 4).
Общая оценка за контрольную работу – 20 баллов, по заданиям они распределяются следующим образом:
1 часть – 0,5 балла за каждый «опознанный текст», всего – 5 баллов.
2 часть – 0,5 балла за каждое верно выполненное задание по определению того или иного термина через анализ поэтического отрывка, всего – 5 баллов.
3 часть – анализ композиции стихотворения А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». 2 балла ставится за верное определение типа композиции, 3 балла – за анализ данного поэтического приема на содержательном уровне; всего – 5 баллов.
Критерии оценки анализа:
0 баллов – анализ не дан,
1 балл – ответ выражает суть, но не аргументирован, нет анализа поэтического текста как такового.
2 балла – ответ дается с привлечением материала текста, но аргументация и логика выражены слабо.
3 балла – дан развернутый, логичный и аргументированный ответ с привлечением материала текста.
Примечание: если в тексте анализа сделано более 3 орфографических и пунктуационных ошибок (последние считаются как 0,5 ошибки), оценка снижается на 1 балл.
4 часть – ответ на один из проблемных вопросов по произведениям русских прозаиков начала XX века (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький), объем – не менее 100 слов; всего – 5 баллов.
0 баллов – ответ не дан.
1 балл – ответ не развернут, дан без опоры на содержание текста, логика и аргументация непоследовательны и сбивчивы.
2 балла – дан более или менее развернутый ответ, без привлечения материала текста, аргументация и логика выражены слабо.
3 балла – дан развернутый ответ, но логика и аргументация сбивчивы, анализ материала текста носит фрагментарный характре.
4 балла – дан развернутый, логичный и аргументированный ответ с привлечением материала текста.
5 баллов – дан развернутый, логичный и аргументированный ответ с привлечением материала текста, с анализом контекстуального окружения данного вопроса, с использованием терминологии.
Примечание: если в тексте анализа сделано более 3 орфографических и пунктуационных ошибок (последние считаются как 0,5 ошибки), оценка снижается на 1 балл.
Общее время выполнения контрольной работы – 90 минут.
На выполнение части первой – 10 минут, второй – 10 минут, третьей – 30 минут, четвертой – 40 минут.
Контрольная работа по литературе для 11 класса за первое полугодие
Часть1.
1.1. Определите автора и название произведения.
И.А. Бунин А.И. Куприн А.М. Горький Л.А. Андреев
К ночи в погоду становится очень холодно и росисто.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно
вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра…
______________________________________
Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.
Вот какая щедрая земля в той стране!
Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.
________________________________________
Ученики быстро вскочили на ноги, растерянно хватая свои плащи и дрожа от холода внезапного пробуждения. Сквозь чащу деревьев, озаряя их бегучим огнем факелов, с топотом и шумом, в лязге оружия и хрусте ломающихся веток приближалась толпа воинов и служителей храма. А с другой стороны прибегали трясущиеся от холода ученики с испуганными, заспанными лицами и, еще не понимая, в чем дело, торопливо спрашивали:
- Что это? Что это за люди с факелами?
________________________________________
Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:
"Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко".
________________________________________
1.2. Определите автора стихотворения.
Поздно. Гиганты на башне Гулко ударили три. Сердце ночами бесстрашней. Путник, молчи и смотри. | Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. Желтую кофту из трех аршин заката. По Невскому мира, по лощеным полосам его, профланирую шагом Дон-Жуана и фата. | О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! |
_______________________ ________________________ _____________________
С фонарем обшарьте Весь подлунный свет! Той страны - на карте Нет, в пространстве - нет. | Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. | Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. |
_______________________ _____________________________ ______________________
Всего баллов за часть 1: 5
Часть 2.
Определите размер: Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо. Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо. (А. Блок) Ответ: ______________________ 2. Определите рифму (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Лермонтов) Ответ: _________________________ 3. Определите характер рифмовки: Всю жизнь хотел я быть, как все, Но мир в своей красе Не слушал моего нытья И быть хотел - как я! (Б. Пастернак) Ответ: ________________________ 4. Определите метрическую организацию стиха. Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А. Блок) Ответ: ______________________ 5. Определите метрическую организацию стиха. Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я», я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма, небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев, бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт. (М. Кузмин) Ответ: ______________________________ | 6. Определите выделенное средство художественной выразительности: Тинтидликал мандолиной, дундудел виолончелью. (В. Маяковский) Ответ: ___________________ 7. Определите выделенное средство художественной выразительности: Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. (Н. Гумилев) Ответ: ______________________ 8. Определите выделенное средство художественной выразительности. Смотри ей весело грустить Такой нарядно обнаженной. (А. Ахматова) Ответ: ______________________ 9. Определите выделенное средство художественной выразительности. Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, Закипающим гулом поет. (Э. Багрицкий) Ответ: ___________________________ 10. Определите выделенное средство художественной выразительности. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) Ответ: _________________________________ |
Всего баллов за часть 2: 5
Часть 3.
В чем особенность композиционной структуры стихотворения А. Блока? Каково ее смысловое содержание?
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего баллов за часть 3: 5
Часть 4.
Выберете один из вопросов и дайте на него развернутый ответ.
Каков собирательный образ романтического героя в ранних рассказах М. Горького?
Какие смыслы скрыты за сопоставлением мира природы и мира человека в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Какова роль музыки в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего за часть 4: 5 баллов
Итого за работу: 20 баллов