СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по литературе 1 четверть

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по литературе 1 четверть»

9 класс, 1 четверть


1 вариант


ЧАСТЬ 1


При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.


А1. Как называется жанр древнерусской литературы - «писание по летам» с поучительными и поэтическими элементами?

а) житие;

б) апокриф;

в) летопись;

г) сказание.

А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?

а) сентиментализм;

б) классицизм;

в) реализм;

г) романтизм.

А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

а) единство места;

б) единство времени;

в) единство действия;

г) единство языка.

А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г) реализм.

А5. Что такое ода?

а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;

б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;

в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;

г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.



Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.



Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его –

В похвалу трудам его и ранам –

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток,

И на стадо лебедей чуть свет

Выпускал он соколов десяток.

И, встречая в воздухе врага,

Начинали соколы расправу,

И взлетала лебедь в облака

И трубила славу Ярославу,

Пела древний киевский престол,

Поединок славила старинный,

Где Мстислав Редедю заколол

Перед всей косожскою дружиной,

И Роману Красному хвалу

Пела лебедь, падая во мглу

«Слово о полку Игореве»


А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) житие; 3) поучение;

2) летопись; 4) воинская повесть.


А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?

1) вступление;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) играет роль вставного эпизода.


A8. Главной темой данного фрагмента является:

1) описание битвы с половцами;

2) причины похода Игоря;

3) характеристика Бояна;

4) изображение древних русских князей.


А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повество­вания?

1) мысли Бояна;

2) былины времени сего;

3) фантастические события;

4) древняя сказка.


А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?

1) выявить отсутствие у Бояна серьезного отноше­ния к жизни;

2) описать созданные Бояном произведения;

3) выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;

4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.


ЧАСТЬ 2


В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).

Ответ:_________________________________________________________________________


В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян...»)

Ответ:__________________________________________________________________________


В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характе­ризует князя Игоря.

Ответ:__________________________________________________________________________


В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечислен­ных русских князей и выпишите их.

Ответ:_________________________________________________________________________


ЧАСТЬ 3


Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений



С1. Какую роль играют эпитеты, использованные в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?


2 вариант


ЧАСТЬ 1


При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.


А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?

а) религиозно-поучительная;

б) военная;

в) политическая;

г) любовная.

А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:

а) классицизм;

б) реализм;

в) сентиментализм;

г) романтизм.

А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?

а) сатира; в) трагедия;

б) ода; г) эпопея.

А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

г) романтизм.

А5. Что такое элегия?

а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;

в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;

г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.


Властителям и судиям

Восстал всевышний Бог,

да судит Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят - и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»


А6. К какому жанру классической поэзии относится стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?

1) элегия; 3) послание;

2) ода; 4) эпитафия.


А7. Ведущей в стихотворении является тема:

1) любви и дружбы;

2) законности и беззакония;

3) природы и родины;

4) свободы и одиночества.

A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!»?

1) метафора; 3) сравнение;

2) метонимия; 4) эпитет.


А9. Какое чувство вызывают у лирического героя современные властители?

1) грусти; 3) умиления;

2) радости; 4) негодования.


А10. Лирический герой стихотворения:

1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;

2) заботится о крепостных крестьянах;

3) напоминает властителям об их долге;

4) мечтает о революционном перевороте.

ЧАСТЬ 2


В1. В строке: «Покрыты мздою очеса...» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.

Ответ:__________________________________________________________________________


В2. Найдите словосочетание в первой строфе, объясня­ющее, кто вправе судить царей.

Ответ:__________________________________________________________________________


В3. Укажите название лексического средства, исполь­зованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».

Ответ:__________________________________________________________________________


В4. Определите размер, которым написано стихотворе­ние.

Ответ:__________________________________________________________________________


ЧАСТЬ 3


Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений



С1. К чему призывает царей Г.Р. Державин в своем стихотворении «Властителям и судиям»?











Ключи к тестам

9 класс, 1 четверть



Вари-ант


А1


А2


А3


А4


А5


А6


А7


А8


А9


А10


В1


В2


В3


В4



1



В


Б

Г

Б

Г

4

1

3

2

3

Устаревшее слово

Поступок

Удалого

Игорь,

Ярослав,

Мстислав,

Редедя,

Роман Красный


2


А

В

А

Г

А

2

2

3

4

3

Инверсия

Всевышний Бог

Устаревшее слово

Ямб






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя