СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме"Лексика" 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая контрольная работа в 2-х частях: тестирование -16 заданий и выбор ответа по тексту.: выписать и объяснить роль устаревших ит.д. слов.  Есть ключи

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме"Лексика" 10 класс»

Административная контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 23.10.2014.


1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.


2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад

В. Игрушкой золотой он блещет на стене

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию « очень любить»:

а) как свои пять пальцев; б) яблоку негде упасть; в) души не чаять;

г) проще пареной репы; д) носить на руках; е) положа руку на сердце.


4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало; б) игра не стоит свеч; в) ни слуху ни духу; г) хоть караул кричи; д) себе дороже; е) хоть волком вой; ж) кровь из носу; з) как в воду канул.


5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу; б) засучив рукава;

в) играть на руку; г) положа руку на сердце; д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой; ж) как кошка с собакой; з) через пень колоду.


6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного

происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А.С. Пушкин;

2) а ларчик просто открывался; б) А.П. Чехов;

3) дым отечества нам сладок…; в) А.С.Грибоедов;

4) человек в футляре. г) И.А. Крылов.


7. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) бедная растительность а) маленькая; б) скромная; в) пышная;

2) богатый опыт а) ничтожный б) убогий; в) скудный;

3) волшебный голос а) божественный; б) раздражающий в) безропотный;

4) полный ответ а) пустой; б) частичный в) жирный.


8. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется 1)антитеза 2)оксюморон

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда... (Ф. Тютчев).

Б. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов).

В. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Г. О как мучительно тобою счастлив я... (А. Пушкин).


9. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

1) одеть — а) пальто; б) ребенка в) на голову;

2) дипломатичная — а) нота; б) женщина; в) служба;


10. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля; б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара; г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.


11 Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) город, одежда, брег, един;

б) град, одёжа, берег, один;

в) город, одёжа, берег, один;

г) град, одежда, брег, един.


12 . Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали ………предпринимателями»?


1)успешными, 2) преуспевающими, 3) удачными, 4) плодотворными.


13. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство. (А. Грибоедов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор — везде бичи, везде железы... (А. Пушкин).


14. Значение какого слова определено неверно?

А.Сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.д.

Б.Торец – боковая сторона здания..

В.Уникальный – редкий, единственный в своем роде..

Г.Заурядный – приметный, обращающий на себя внимание.


15. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а) архаизмы; б) диалектизмы; в) жаргонизмы; г) профессионализмы.

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться. Давай только без закидонов, ладно?


16. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном

значении:

а) черные мысли; б) седой старик; в) искры костра;

г) рев водопада; д) тянутся дни; е) красный закат.


Часть 2 1.Составьте словосочетания со словами :

Демократический -демократичный

Злой -злостный

Сытый -сытный

2.Из предложений выпишите устаревшие слова, распределяя их на две группы: историзмы и архаизмы. Подберите к архаизмам синонимы из современного русского языка.

А) В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Б) Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ столпился на Красной площади... Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост... Вокруг оцепленного моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий.

3.Укажите ,какова роль устаревших слов в тексте (Б).



Ключи

№ задания

Ответ

1

А

2

Аг

3

Вд

4

БД аж ге вз

5

Аж вд бз ге

6

1а 2г 3в 4б

7

1бв

8

1б 2г

9

1б 2б

10

В

11

Г

12

1,2

13

Б

14

Г

15

В

16

А г д




1 . Подберите синонимы к паронимам:

1)Длинный - 2) Длительный ; 3)Федеральный – 4)Федеративный ;

5) Скрытный - 6) скрытый

а) общегосударственный б) долговременный в) тайный

г) неунитарный д) неоткровенный е) протяженный


4. Выберите вариант, соответствующий нормам современного русского языка:

1)Дерматин 2) гололёдица 3) ложить 4)гребсти

5. Выберите вариант, соответствующий нормам современного русского языка:

1) Представить слово 2)предоставить слово

3)Красивая тюль 4)любимый мозоль


6. Выберите вариант, соответствующий нормам современного русского языка:

1)Роспись преподавателя – подпись преподавателя 2)Прийти со школы – прийти из школы 3)надеть платье-одеть ребёнка


8. Какое из приведенных ниже сочетаний, является тавтологическим ?

1)Предварительный анонс 2) житейский опыт 3) должностные обязанности воспитателя 4)портрет в анфас



1. Составьте словосочетания:

Плата, оплата (проезд), заслужить, заслуживать (награда), высказать, выдвинуть (гипотеза, предположение) иметь, играть (роль, значение), 2. Составьте словосочетания, подбирая к омофонам подходящие слова:

Ветреный – ветряной Кампания – компания



7. Отредактируйте предложения и запишите в исправленном виде .

Поэме характерен синтез лирического и эпического начал.

Он является великим мастером своего слова.

Заканчивает повесть эпизод описания могилы Самсона Вырина.

Нас признали как полноправными членами организации





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!