СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: "Опорно - двигательная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная представлена в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: "Опорно - двигательная система"»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по теме: «ОДС»


1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Опорно-двигательная система», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.

2. Содержание теста – биология, 8 класс.

3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.

  • Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.

4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:

  • А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.

5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.

6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.

7. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей (таблица 1).

Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.

Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.

Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них 1 – на умение работать с текстом или рисунком, 1 – решение задачи.

Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы

N

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

10

10

с выбором ответа

2

Часть В

3

6

с кратким ответом

3

Часть С

2

6

с развёрнутым ответом


Итого

15

22



8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 3 блока.

Первый блок «Строение и функции скелета» включает материал о строении костей, скелета, составе и соединениях костей, функциях ОДС.

Второй блок «Строение и функции мышц» составляют задания, проверяющие знания о типах мышц, их строении, значении, работе мышц.

Третий блок «Профилактика травматизма и нарушений ОДС» составляют задания, проверяющие знания о видах травм, нарушениях осанки, плоскостопии, мерах профилактики травматизма, оказании первой помощи.

Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию; этапы развития ОДС; особенности строения и функционирования ОДС.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: распознавать основные части скелета и мышц; сравнивать типы костей, группы мышц, отделы скелета.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, использование теоретических знаний и практической деятельности по оказанию первой помощи при повреждении ОДС, повышению работоспособности и профилактике нарушений ОДС (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности

Виды учебной деятельности



Содержательные

блоки

Воспроизведение знаний



Применение знаний

в знакомой ситуации


Применение знаний

в изменённой ситуации



Итого:

1. Строение и функции скелета

4

2



2. Строение и функции мышц

3

1

1


3. Профилактика травматизма

1

1

2


Итого:

8

4

3

15



9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового (53%), повышенного (27%) и высокого (20%) уровней сложности (таблица 3).

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

Таблица 3.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Обозначение заданий

в работе

Базовый (Б)

8

А1 – А8

Повышенный (П)

4

А9 – А10, В1 – В3

Высокий (В)

3

С1 – С2

Итого

15



10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

11. Средний уровень трудности заданий – 51%.

12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.

13. Форма предъявления – бланковые тесты.

14. Инструкции для учащихся – в тесте.

15. Количество вариантов в работе– 2.

16. Количество заданий в варианте теста – 15.

17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).

18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1. для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;

  2. для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;

  3. для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.

19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

20. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование не нужны.


21. План теста по теме «Основы учения о клетке»

Таблица 4.


№ зада

ния

Проверяемые элементы

содержания

Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %;

виды знаний2

Макс. кол-во баллов за выполнение

задания

Время выполне

ния задания

Часть 1

А1

Типы костей

Б, 80, 1

1

1

А2

Химический состав костей

Б, 70, 1

1

1

А3

Соединение костей

Б, 70, 1

1

1

А4

Строение скелета

Б, 70, 2

1

1

А5

Типы мышц

Б, 60, 1

1

1

А6

Функции мышц

Б, 60, 5

1

1

А7

Работа с рисунком

Б, 50, 1

1

1

А8

Нарушение осанки; плоскостопие

Б, 50, 3

1

1

А9

Названия костей

П, 40, 6

1

1

А10

Название мышц

П, 40, 6

1

2

Часть 2

В1

Обобщение и применение знаний о строении скелета

П, 40, 2

2

3

В2

Сопоставление особенностей биологических объектов, процессов, явлений

П, 40, 5

2

3

В3

Установление последовательности действий при оказании первой помощи

П, 40, 4

2

3

Часть 3

С1

Практическое применение знаний (практико-ориентированное задание)

В, 30, 6

3

10

С2

Работа с текстом или рисунком

В, 30, 6

3

10


Итого:


А – 10;

В – 3;

С – 2

Б – 8;

П – 5;

В - 2

22

40


Примечание:

1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.


2 виды биологических знаний:

1 –

фактуальные знания;

2 –

классификационные знания;

3 –

алгоритмические знания;

4 –

причинно-следственные знания;

5 –

сравнительные знания;

6 –

системные знания.



























Контрольная работа №2 по теме «ОДС»


Вариант 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

К трубчатым костям относится


1)

ключица


2)

плечевая


3)

лобная


4)

ребро


А2.

Органические вещества придают костям


1)

эластичность


2)

прочность


3)

хрупкость


4)

твёрдость


А3.

Швы образуются между костями


1)

грудной клетки


2)

позвоночника


3)

черепа


4)

нижних конечностей


А4.

Сколько фаланг на одной руке?


1)

5

2)

10


3)

14

4)

24


А5.

Эмоциональное выражение лицу человека придают … мышцы.


1)

мимические


2)

жевательные


3)

гладкие


4)

шейные


А6.

На объём грудной клетки при дыхании влияют мышцы


1)

живота


2)

спины


3)

межрёберные


4)

шеи




А7.

На рисунке сколиоз обозначен цифрой


1)

2


2)

3


3)

4


4)

5


А8.

Появлению плоскостопия способствует (-ют)


1)

неправильно подобранная обувь


2)

регулярные занятия спортом


3)

несимметричная нагрузка на мышцы


4)

неправильное питание


А9.

Таранная кость входит в состав


1)

шейного отдела позвоночника


2)

поясничного отдела позвоночника


3)

кисти


4)

стопы


А10.

Поднятие руки в плечевом суставе обеспечивает … мышца.


1)

трапециевидная


2)

дельтовидная


3)

широчайшая


4)

двуглавая (бицепс)


Часть 2

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.






В1.

К костям осевого скелета относятся


1)

шейные позвонки


2)

нижняя челюсть


3)

малая берцовая


4)

плечевая


5)

копчик


6)

лучевая






При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.






В2.

Установите соответствие между особенностями и видами костного мозга.



Особенности

Виды костного мозга


А)

расположен в губчатом веществе кости

1)

красный костный мозг


Б)

расположен в костномозговой полости

2)

жёлтый костный мозг


В)

кроветворная соединительная ткань




Г)

жировая ткань




Д)

выполняет кроветворную функцию




Е)

выполняет транспортную функцию




А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.






В3

Установите последовательность оказания первой помощи при открытом переломе.


А)

обработать рану


Б)

наложить шину


В)

остановить кровотечение


Г)

наложить повязку


Д)

доставить в медицинское учреждение








Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Почему детей 7-9 мес. нельзя рано учить ходить?

С2.

Мышцы, управляющие движением бедёр, одним концом прикрепляются к …… костям, другим – к ……. кости. Самая длинная мышца бедра человека – …..











































Контрольная работа №2 по теме «ОДС»


Вариант 2

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

К плоским костям относится


1)

бедренная


2)

плечевая


3)

лопатка


4)

лучевая


А2.

Минеральные вещества придают костям


1)

эластичность


2)

гибкость


3)

прочность


4)

упругость


А3.

Полуподвижные соединения образуются между костями


1)

позвоночника


2)

нижних конечностей


3)

верхних конечностей


4)

черепа


А4.

Сколько рёбер в грудной клетке у человека?


1)

5

2)

10


3)

12

4)

24


А5.

Движение головы обеспечивают … мышцы.


1)

мимические


2)

жевательные


3)

гладкие


4)

шейные


А6.

На работу кишечника влияют мышцы


1)

живота


2)

спины


3)

межрёберные


4)

шеи


А7.

На рисунке правильная осанка обозначена цифрой


1)

1


2)

2


3)

3


4)

5


А8.

Нарушению осанки способствует (-ют)


1)

неправильно подобранная обувь


2)

регулярные занятия спортом


3)

несимметричная нагрузка на мышцы


4)

неправильное питание


А9.

Атлант входит в состав


1)

шейного отдела позвоночника


2)

поясничного отдела позвоночника


3)

кисти


4)

стопы


А10.

Сгибание руки в локтевом суставе обеспечивает … мышца.


1)

трапециевидная


2)

дельтовидная


3)

широчайшая


4)

двуглавая (бицепс)


Часть 2

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.






В1.

К костям добавочного скелета относятся


1)

шейные позвонки


2)

нижняя челюсть


3)

малая берцовая


4)

плечевая


5)

копчик


6)

лучевая






При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.






В2.

Установите соответствие между особенностями и видами костей.



Особенности

Виды костей


А)

выполняют защитную функцию

1)

трубчатые


Б)

выполняют опорную функцию

2)

губчатые


В)

выполняют двигательную функцию

3)

плоские


Г)

состоят из компактного вещества




Д)

состоят из губчатого вещества




Е)

имеют костномозговую полость









А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.






В3

Установите последовательность оказания первой помощи при открытом перелом.


А)

обработать рану


Б)

наложить шину


В)

остановить кровотечение


Г)

наложить повязку


Д)

доставить в медицинское учреждение








Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

С какой целью спортсменам перед серьёзными соревнованиями дают шоколад?

С2.

Весь комплекс движений в суставах обеспечивается согласованной работой мышц … и мышц …, работа которых бывает …, например, длительной стояние, или …, например, бег, ходьба.












































Ответы


Вариант 1


Вариант 2

Часть 1

Часть 1

А1


А6


А1


А6


А2


А7


А2


А7


А3


А8


А3


А8


А4


А9


А4


А9


А5


А10


А5


А10



Вариант 1

Вариант 2


Часть 2

Часть 2

В1


В1


В2


В2


В3


В3




Вариант 1

Вариант 2


Часть 3

Часть 3

С1


С1


С2


С2




Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Критерии оценки выполнения проверочной работы:


Отметка

% выполнения заданий теста

Количество баллов

«5»

Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста

19 – 22

«4»

Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста

13 – 18

«3»

Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста

8 – 12

«2»

Правильно выполнено 34% и менее заданий теста

0 – 11


Бланк ответов


Проверочная работа «ОДС» (8 класс)

ФИ уч-ся


Класс


Вариант ________

Часть 1


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1











2











3











4













Часть 2

В1


В2


В3




Часть 3



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!