СПЕЦИФИКАЦИЯ
проверочной работы по теме: «ОДС»
1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Опорно-двигательная система», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
2. Содержание теста – биология, 8 класс.
3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.
Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:
Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.
Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.
4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.
5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.
6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.
7. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 3 частей (таблица 1).
Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.
Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.
Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них 1 – на умение работать с текстом или рисунком, 1 – решение задачи.
Таблица 1.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
N | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть А | 10 | 10 | с выбором ответа |
2 | Часть В | 3 | 6 | с кратким ответом |
3 | Часть С | 2 | 6 | с развёрнутым ответом |
| Итого | 15 | 22 | |
8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 3 блока.
Первый блок «Строение и функции скелета» включает материал о строении костей, скелета, составе и соединениях костей, функциях ОДС.
Второй блок «Строение и функции мышц» составляют задания, проверяющие знания о типах мышц, их строении, значении, работе мышц.
Третий блок «Профилактика травматизма и нарушений ОДС» составляют задания, проверяющие знания о видах травм, нарушениях осанки, плоскостопии, мерах профилактики травматизма, оказании первой помощи.
Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию; этапы развития ОДС; особенности строения и функционирования ОДС.
Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: распознавать основные части скелета и мышц; сравнивать типы костей, группы мышц, отделы скелета.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, использование теоретических знаний и практической деятельности по оказанию первой помощи при повреждении ОДС, повышению работоспособности и профилактике нарушений ОДС (таблица 2).
Таблица 2.
Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности
Виды учебной деятельности Содержательные блоки | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в изменённой ситуации | Итого: |
1. Строение и функции скелета | 4 | 2 | | |
2. Строение и функции мышц | 3 | 1 | 1 | |
3. Профилактика травматизма | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 8 | 4 | 3 | 15 |
9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового (53%), повышенного (27%) и высокого (20%) уровней сложности (таблица 3).
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.
Таблица 3.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Обозначение заданий в работе |
Базовый (Б) | 8 | А1 – А8 |
Повышенный (П) | 4 | А9 – А10, В1 – В3 |
Высокий (В) | 3 | С1 – С2 |
Итого | 15 | |
10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
11. Средний уровень трудности заданий – 51%.
12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.
13. Форма предъявления – бланковые тесты.
14. Инструкции для учащихся – в тесте.
15. Количество вариантов в работе– 2.
16. Количество заданий в варианте теста – 15.
17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).
18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;
для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;
для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.
19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
20. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не нужны.
21. План теста по теме «Основы учения о клетке»
Таблица 4.
№ зада ния | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %; виды знаний2 | Макс. кол-во баллов за выполнение задания | Время выполне ния задания |
Часть 1 |
А1 | Типы костей | Б, 80, 1 | 1 | 1 |
А2 | Химический состав костей | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А3 | Соединение костей | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А4 | Строение скелета | Б, 70, 2 | 1 | 1 |
А5 | Типы мышц | Б, 60, 1 | 1 | 1 |
А6 | Функции мышц | Б, 60, 5 | 1 | 1 |
А7 | Работа с рисунком | Б, 50, 1 | 1 | 1 |
А8 | Нарушение осанки; плоскостопие | Б, 50, 3 | 1 | 1 |
А9 | Названия костей | П, 40, 6 | 1 | 1 |
А10 | Название мышц | П, 40, 6 | 1 | 2 |
Часть 2 |
В1 | Обобщение и применение знаний о строении скелета | П, 40, 2 | 2 | 3 |
В2 | Сопоставление особенностей биологических объектов, процессов, явлений | П, 40, 5 | 2 | 3 |
В3 | Установление последовательности действий при оказании первой помощи | П, 40, 4 | 2 | 3 |
Часть 3 |
С1 | Практическое применение знаний (практико-ориентированное задание) | В, 30, 6 | 3 | 10 |
С2 | Работа с текстом или рисунком | В, 30, 6 | 3 | 10 |
| Итого: | А – 10; В – 3; С – 2 | Б – 8; П – 5; В - 2 | 22 | 40 |
Примечание:
1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.
2 – виды биологических знаний:
1 – | фактуальные знания; |
2 – | классификационные знания; |
3 – | алгоритмические знания; |
4 – | причинно-следственные знания; |
5 – | сравнительные знания; |
6 – | системные знания. |
Контрольная работа №2 по теме «ОДС»
Вариант 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | К трубчатым костям относится |
| 1) | ключица |
| 2) | плечевая |
| 3) | лобная |
| 4) | ребро |
А2. | Органические вещества придают костям |
| 1) | эластичность |
| 2) | прочность |
| 3) | хрупкость |
| 4) | твёрдость |
А3. | Швы образуются между костями |
| 1) | грудной клетки |
| 2) | позвоночника |
| 3) | черепа |
| 4) | нижних конечностей |
А4. | Сколько фаланг на одной руке? |
| 1) | 5 | 2) | 10 |
| 3) | 14 | 4) | 24 |
А5. | Эмоциональное выражение лицу человека придают … мышцы. |
| 1) | мимические |
| 2) | жевательные |
| 3) | гладкие |
| 4) | шейные |
А6. | На объём грудной клетки при дыхании влияют мышцы |
| 1) | живота |
| 2) | спины |
| 3) | межрёберные |
| 4) | шеи |
А7. | На рисунке сколиоз обозначен цифрой |
| 1) | 2 |
| 2) | 3 |
| 3) | 4 |
| 4) | 5 |
А8. | Появлению плоскостопия способствует (-ют) |
| 1) | неправильно подобранная обувь |
| 2) | регулярные занятия спортом |
| 3) | несимметричная нагрузка на мышцы |
| 4) | неправильное питание |
А9. | Таранная кость входит в состав |
| 1) | шейного отдела позвоночника |
| 2) | поясничного отдела позвоночника |
| 3) | кисти |
| 4) | стопы |
А10. | Поднятие руки в плечевом суставе обеспечивает … мышца. |
| 1) | трапециевидная |
| 2) | дельтовидная |
| 3) | широчайшая |
| 4) | двуглавая (бицепс) |
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
В1. | К костям осевого скелета относятся |
| 1) | шейные позвонки |
| 2) | нижняя челюсть |
| 3) | малая берцовая |
| 4) | плечевая |
| 5) | копчик |
| 6) | лучевая |
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В2. | Установите соответствие между особенностями и видами костного мозга. |
| Особенности | Виды костного мозга |
| А) | расположен в губчатом веществе кости | 1) | красный костный мозг |
| Б) | расположен в костномозговой полости | 2) | жёлтый костный мозг |
| В) | кроветворная соединительная ткань | | |
| Г) | жировая ткань | | |
| Д) | выполняет кроветворную функцию | | |
| Е) | выполняет транспортную функцию | | |
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3 | Установите последовательность оказания первой помощи при открытом переломе. |
| А) | обработать рану |
| Б) | наложить шину |
| В) | остановить кровотечение |
| Г) | наложить повязку |
| Д) | доставить в медицинское учреждение |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Почему детей 7-9 мес. нельзя рано учить ходить? |
С2. | Мышцы, управляющие движением бедёр, одним концом прикрепляются к …… костям, другим – к ……. кости. Самая длинная мышца бедра человека – ….. |
Контрольная работа №2 по теме «ОДС»
Вариант 2
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | К плоским костям относится |
| 1) | бедренная |
| 2) | плечевая |
| 3) | лопатка |
| 4) | лучевая |
А2. | Минеральные вещества придают костям |
| 1) | эластичность |
| 2) | гибкость |
| 3) | прочность |
| 4) | упругость |
А3. | Полуподвижные соединения образуются между костями |
| 1) | позвоночника |
| 2) | нижних конечностей |
| 3) | верхних конечностей |
| 4) | черепа |
А4. | Сколько рёбер в грудной клетке у человека? |
| 1) | 5 | 2) | 10 |
| 3) | 12 | 4) | 24 |
А5. | Движение головы обеспечивают … мышцы. |
| 1) | мимические |
| 2) | жевательные |
| 3) | гладкие |
| 4) | шейные |
А6. | На работу кишечника влияют мышцы |
| 1) | живота |
| 2) | спины |
| 3) | межрёберные |
| 4) | шеи |
А7. | На рисунке правильная осанка обозначена цифрой |
| 1) | 1 |
| 2) | 2 |
| 3) | 3 |
| 4) | 5 |
А8. | Нарушению осанки способствует (-ют) |
| 1) | неправильно подобранная обувь |
| 2) | регулярные занятия спортом |
| 3) | несимметричная нагрузка на мышцы |
| 4) | неправильное питание |
А9. | Атлант входит в состав |
| 1) | шейного отдела позвоночника |
| 2) | поясничного отдела позвоночника |
| 3) | кисти |
| 4) | стопы |
А10. | Сгибание руки в локтевом суставе обеспечивает … мышца. |
| 1) | трапециевидная |
| 2) | дельтовидная |
| 3) | широчайшая |
| 4) | двуглавая (бицепс) |
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
В1. | К костям добавочного скелета относятся |
| 1) | шейные позвонки |
| 2) | нижняя челюсть |
| 3) | малая берцовая |
| 4) | плечевая |
| 5) | копчик |
| 6) | лучевая |
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В2. | Установите соответствие между особенностями и видами костей. |
| Особенности | Виды костей |
| А) | выполняют защитную функцию | 1) | трубчатые |
| Б) | выполняют опорную функцию | 2) | губчатые |
| В) | выполняют двигательную функцию | 3) | плоские |
| Г) | состоят из компактного вещества | | |
| Д) | состоят из губчатого вещества | | |
| Е) | имеют костномозговую полость | | |
| | | | |
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3 | Установите последовательность оказания первой помощи при открытом перелом. |
| А) | обработать рану |
| Б) | наложить шину |
| В) | остановить кровотечение |
| Г) | наложить повязку |
| Д) | доставить в медицинское учреждение |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | С какой целью спортсменам перед серьёзными соревнованиями дают шоколад? |
С2. | Весь комплекс движений в суставах обеспечивается согласованной работой мышц … и мышц …, работа которых бывает …, например, длительной стояние, или …, например, бег, ходьба. |
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 1 | Часть 1 |
А1 | | А6 | | А1 | | А6 | |
А2 | | А7 | | А2 | | А7 | |
А3 | | А8 | | А3 | | А8 | |
А4 | | А9 | | А4 | | А9 | |
А5 | | А10 | | А5 | | А10 | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 2 | Часть 2 |
В1 | | В1 | |
В2 | | В2 | |
В3 | | В3 | |
|
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 3 | Часть 3 |
С1 | | С1 | |
С2 | | С2 | |
Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценки выполнения проверочной работы:
Отметка | % выполнения заданий теста | Количество баллов |
«5» | Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста | 19 – 22 |
«4» | Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста | 13 – 18 |
«3» | Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста | 8 – 12 |
«2» | Правильно выполнено 34% и менее заданий теста | 0 – 11 |
Бланк ответов
Проверочная работа «ОДС» (8 класс) |
ФИ уч-ся | | Класс | |
Вариант ________ | Часть 1 |
| А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |