Из опыта работы Беленко-Линёвой М.П.
Контрольная работа. Служебные части речи.
I вариант
Часть А
1. Определите, в каком ряду использованы только составные предлоги:
а) скатиться с горы; в течение месяца; поехать за город; встретиться через год
б) идти навстречу другу; гулять невзирая на дождь; быть вне опасности;
выглядывать из-за дома;
в) несмотря на плохое настроение; невзирая на опасность; по случаю торжества; в силу обстоятельств;
г) по окончании школы; согласно приказу; из-под парты; для тебя; запрыгать от радости.
2. Определите, в каком ряду использованы только производные предлоги:
а) в целях улучшения обслуживания; по-над речкой; отметить в заключении; записки о выдающихся современниках; угадывались по звуку;
б)летели с юга на север; не откажет в помощи; в течение всего вечера; в силу плохой подготовки;
в) в продолжение пяти лет; из-за дождя; вечер в библиотеке; пройти мимо дома;
г) выступление относительно проекта; занятия согласно расписанию; идти навстречу другу; спрашивать насчёт работы.
3. Определите, в каком предложении использованы только сочинительные союзы:
а) И если мне в жизни будет особенно тяжело, то это простодушное сердце не откажет мне в помощи и утешении. (К. Паустовский)
б) Сверчок поёт очень громко и не обращает внимание ни на мои шаги, ни на звон чашек. (К. Паустовский)
в) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. (М. Булгаков)
г) Подошла медсестра и строго потребовала, чтобы солдаты уходили. (А. Степанов)
4. Определите, в каком предложении использованы только подчинительные союзы:
а) В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно, тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. (К. Паустовский)
б) Соловей хоть и родится певцом, всё-таки он не станет мастером, если не будет учиться у стариков. (В. Песков)
в) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
г) На ручей рябой и пёстрый за листком летит листок, и струёй сухой и острой набегает холодок. (Н. Некрасов)
5. Определите, в каком предложении есть частица:
а) Кругом было тихо-тихо, так что слышался малейший шорох. (К. Паустовский)
б) Летнее утро свежо, хотя начинает чувствоваться наливающийся зной. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
в) Афоризм едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.(Л.Н. Толстой)
г) Леса оказывают могучее воздействие на ход всех природных процессов. (Г. Береговой)
Часть Б
6. Определите, какие предлоги образовались от
а) имён существительных; б) наречий; в) деепричастий:
1) спустя; 4) в течение; 7) в силу;
2) вблизи; 5) согласно; 8) несмотря на;
3) после; 6) невзирая на; 9) насчёт.
7. Определите, в каких предложениях использованы сочинительные
а) соединительные союзы; б) противительные союзы;
в) разделительные союзы:
1) Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.
2) Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин)
3) Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.
4) Все языки стремятся к точности, а точность требует краткости, сжатости.(М. Горький)
5) Залает пёс домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит. (Н.М. Языков)
6) К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили. (П. Проскурин)
8. Выпишите из предложений частицы.
1) Зовёт меня взглядом и криком своим и вымолвить хочет: «Давай улетим!»
2) Едва ли найдётся человек на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. (Е. Озерецкая)
3) Что за прелесть эти сказки! (А.С. Пушкин)
4) Как звонок светлый воздух сентября! (К. Бальмонт)
5) Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. (Пословица)
6) И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (А.С. Пушкин)
Часть В
Задание: списать, вставляя пропущенные орфограммы или раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания
Человек живёт увы, (не)вечно:
Время словно ядра, рвёт сердца.
Слово(ж), даже малое словеч(?)ко,
Смертного (не)ведает конца.
Реч(?) – как реч(?)ка. Но она живая,
Всей душой, (со)всею болью ран,
Всех времён хребты одолевая
Долетает скво(с/з)ь эпох туман.
То она – в сказаньях,
То в былине,
То в могучем эпосе живёт,
То в нехитрой дудочке-калине
Задушевной песенкой плывёт.
Плоти слова (не)коснёт(?)ся тленье
(Ни)каким (не)(с,з)жёчь его огнём.
(В)нём – твоё спасенье,
Воскресенье,
И твоё бе(с,з)смертье -
То(же) (в)нём.
II вариант
Часть А
1. Определите, в каком ряду использованы только сложные предлоги:
а) за исключением этого параграфа, рассказать о герое, идти по-над берегом,в течение лета;
б) независимо от обстоятельств, в родительском доме, в силу профессии,выскочить из-за угла;
в) вследствие дождей, навстречу судьбе, из-под кровати, без вдохновения;
г) из-за города, из-под спуда, по-над пропастью, по-за гранью.
2. Определите, в каком ряду использованы только непроизводные предлоги:
а) по родной стране, во время семинара, стучит по стеклу, в течение часа;
б) за долгие годы, в связи с переездом, по-за речкой, лепетала под ветерком;
в) на нескольких стульях, сбежали по лестнице, с голубого неба, шагал по двору;
г) проскальзывали из-за туч, сливались на горизонте, склонялись к закату, подобно соловью.
3. Определите, в каком предложении использованы только сочинительные союзы:
а) Солнце, закрытое тучами, из-за которых кое-где проскальзывали слабые лучи, склонялось к закату. (Ю. Крашевский)
б) Море дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов и чуть-чуть покачивая лодку. (М. Горький)
в) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба, по которому двигались перистые белоснежные облачка, и пригревало изрядно. (К. Станюкович)
г) Вода в горных ручьях была ещё в движении, но по замирающему шуму уже заметно было, что скоро и она должна будет покрыться ледяной коркой и совсем замолкнуть. (В. Арсеньев)
4. Определите, в каком предложении использованы только подчинительные союзы:
а) Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. (И. Бунин)
б) Осень – пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. (И. Бунин)
в) К полудню мы дошли до верховьев реки и сделали привал. (В. Арсеньев)
г) Ранней весной в половодье Волга до того переполняется водой, что ей некуда принимать в себя воду притоков. (М. Пришвин)
5. Определите, в каком предложении есть частица:
а) Вот на эти-то острова, покрытые лесом, со всех сторон сплываются звери:
лоси, медведи, лисицы, всякие зайчики, горностайчики. (М. Пришвин)
б) Белыми дымчатыми струйками, колюче посверкивая на солнце, сыпался с деревьев снег. (Б. Полевой)
в) На снег с лёгким стуком падали тяжёлые весенние капли.
г) Солнце село, а левее от него низко над морем повис нарождающийся месяц. (С. Баруздин)
Часть Б
6. Определите, какие предлоги образовались от
а) деепричастий; б) наречий; в) существительных:
1) несмотря на; 4) навстречу; 7) относительно;
2) вслед; 5) ввиду; 8) начиная с;
3) вдоль; 6) благодаря; 9) кругом.
7. Определите, в каких предложениях использованы сочинительные
а) противительные; б) соединительные; в) разделительные союзы:
1) Папоротник ещё совсем зелёный стоял, но его теперь доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой. (М. Пришвин)
2) Облетели листья осин, берёз и клёнов, устлали землю многоцветным шуршащим под ногами ковром. (А. Перегудов)
3) Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. (Леонардо да Винчи)
4) Ни звука, ни ветерка, ни вздоха, ни скрипа в просыпающемся от спячки весеннем лесу. (В. Распутин)
5) По счастливой случайности или ещё почему-то ему сегодня везло.
6) Он либо мастерил что-нибудь по хозяйству, либо читал. (Л.Кассиль)
8. Выпишите из предложений частицы.
1) Память оживляет даже камни прошлого. (М. Горький)
2) Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И. Крылов)
3) Ну, что ж. На взгляд-то он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой. (И. Крылов)
4) Афоризм едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.
5) Соловей хоть и родится певцом, всё-таки он не станет мастером, если не будет учиться у стариков. (В. Песков)
6) В то же время именно леса оказывают могучее воздействие на ход всех природных процессов. (Г. Береговой)
Часть В
Задание: списать, вставляя пропущенные буквы или раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.
Это так, а не иначе,
Ты мне друг мой (не)перечь:
Люди стали жить богаче
Но б…днее стала речь.
Гаснет ус…ная словес…ность
Разг…ворная краса;
Отступают в (не)извес(?)ность
Речи ру(с,сс)кой чуд…са.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
(В)заперти как птицы в клетках,
Дремлют (в)толстых сл…варях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыде (н,нн)ый верни
Что(бы) речь – лю…ское чудо -
Не скудела в наши дни.
(В. Шефнер)
Критерии оценки:
Часть А
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часть Б
№ задания | 1 | 2 | 3 |
баллы | 3 | 3 | 6 |
Часть В
15 баллов – орфография
4 балла – пунктуация
«5» | 100-90 % | 36-33 баллов |
«4» | 89-70 % | 32-26 баллов |
«3» | 69-50 % | 25-18 баллов |
«2» | менее 50 % | менее 18 баллов |