СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно измерительные материалы по биологии 11класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно измерительные материалы включаю практические работы, которые проводятся в курсе и тестовые задания. Количество тестов соответствуе количеству зачетов.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно измерительные материалы по биологии 11класс»

Практическая работа № 1

«Изучение морфологического критерия видов».

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, «цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Результаты внесите в таблицу

Признаки

Название изученных видов

Сравнение признаков

сходство

различие

1.Стебель

-высота

-форма

-тип стебля




2.тип корневой системы




3.лист

-форма листовой пластинки

-жилкование

-окраска

-простой или сложный

-листорасположение




4.цветок

-формула

-описание




5.плод

-сочный или сухой

-одно или многосемянной

- способ распространения

- название плода




На основании анализа работы ответе на вопросы:

-почему возможны ошибки по одному из критериев, например морфологический?

3.Сделайти выводы.













Практическая работа № 2

«Приспособленность организма к среде обитания, как результат действия естественного отбора»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности













2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.













Зачет № 1 Тема: Теория эволюции. Вид.

Время выполнения письменной зачетной работы- 40 мин.

Зачетная работа состоит из 2 вариантов. В каждом варианте заданий: А-!0,

В- 2, С-2.

Максимальный балл за выполнение одного варианта контрольной работы

- 17 баллов.


Характеристика заданий



№ задания

Баллы

Пояснение

А 1-10


10б

1б - за правильно выбранный ответ; вопросы из тем: основные положения эволюции; критерии вида;

В 1-2

2б- определить последовательность и соответствие

С 1-2

3

3б- перечислить основные направления биологического регресса

Итого

17


Критерии оценивания



Баллы

Оценка

2

11-14

3

15-16

4

17

5

Вариант 1.

А-1. Какой ученый был автором эволюционной идеи?

а) К.Линней; в) Ч.Дарвин;

б) Ж.-Б. Ламарк; г) Ч. Лайель.

А-2. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков, сходством во взаимодействиях с биотической и абиотической средой - это ...

а) популяция; в) семейство;

б) эволюция; г) биологический вид.

А-3. Какой критерий вида определяет сходство всех процессов жизнедеятельности?

А-4. При помощи какого критерия можно определить виды-двойники?

а) морфологический; в) экологический;

б) генетический; г) физиологический.

А-5. Сколько существует главных причин нарушения генетического равновесия популяций?

а) одна; в) три;

б) две; г) множество.

А-6. К какой форме борьбы за существование можно отнести явления выталкивания слабых птенцов из гнезда буревестника?

а) межвидовая; в) внутривидовая;

б) борьба с неблагоприятными условиями; г) нет верного ответа.

А-7. Какая форма естественного отбора не существует в природе?

а) дизруптивная; в) стабилизирующая;

б) межвидовая; г) движущая.

А-8. Причиной гибели межвидовых гибридов является....

а) нарушение процессов мейоза; в) быстрая гибель гибридов;

б) число хромосом; г) все варианты ответов.

А-9. Микроэволюция - это ...

а) эволюционные изменения, протекающие на уровне популяции;

б) эволюционные изменения, протекающие на уровне вида ;

в) эволюционные изменения, протекающие на уровне класса;

г) эволюционные изменения, протекающие на уровнях вида и популяции .

А-10. Какая систематическая категория является основой классификации живых организмов?

а) род; в) царство;

б) вид; г) империя.

В-1. Установите последовательность происхождения указанных классов Хордовых:

1. Млекопитающие. 4. Птицы.

2. Рыбы. 5.Рептилии.

3. Земноводные. 6.Ланцетники.

В-2. Определите соответствие между типами эволюционных изменений и результатами эволюции:

А. Параллелизм. 1. Ласты кита и плавники рыб;

Б. Конвергенция. 2. Крылья птиц и крылья бабочек;

3. Ласты кита и ласты тюленя;

4. Покровы тела панголина и броненосца;

5. Сходные черты строения у сумчатой белки и белки - летяги

С - 1. Перечислите основные черты биологического регресса.

С - 2. В чем заключается заслуга Ч.Дарвина в развитии эволюционного учения



















Зачет № 1.Тема: Теория эволюции. Вид.

Время выполнения письменной зачетной работы- 40 мин.

Зачетная работа состоит из 2 вариантов. В каждом варианте заданий: А-!0,

В- 2, С-2.

Максимальный балл за выполнение одного варианта контрольной работы

- 17 баллов.


Характеристика заданий



№ задания

Баллы

Пояснение

А 1-10


10б

1б - за правильно выбранный ответ; вопросы из тем: основные положения эволюции; критерии вида;

В 1-2

2б- определить последовательность и соответствие

С 1-2

3

3б- перечислить основные направления биологического регресса

Итого

17


Критерии оценивания



Баллы

Оценка

2

11-14

3

15-16

4

17

5

Вариант 2.

А-1. Какой ученый сформулировал закон зародышевого сходства

а) Ж. Кювье; в) В. Ковалевский;

б) К. Бэр ; г) Ч. Лайель.

А-2. Какие уровни организации жизни не затрагивает эволюция

а) клеточный и биосферный; в) тканевый и экосистемный ;

б) молекулярный и субклеточный; г) нет верного ответа.

А-3. Характерные признаки, по которым одни виды отличаются от других называют...

а) критерии вида; в) популяция вида;

б) изменчивость вида; г) нет верного ответа.

А-4. Генофонд - это...

а) совокупность генов особи; в) совокупность генотипов вида;

б) совокупность генов вида; г) совокупность генотипов популяции.

А-5. При каких условиях в популяции не установится генетическое равенство

а) высокая численность популяции; в) дрейф генов;

б) относительное постоянство внешних условий; г) низкая частота мутаций.

А-6. Результатом какой формы борьбы за существование стало развитие корня верблюжьей колючки до 60 метров ?

а) межвидовая; в) внутривидовая;

б) внутриродовая; г) борьба с неблагоприятными условиями.

А-7. Избирательное воспроизводство генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции - это...

а) естественный отбор; в) наследственность;

б) борьба за существование; г) биологическая адаптация.

А-8. Кратное увеличение числа хромосом исходного вида называется ....

а) гибридизация; в) дивергенция;

б) полиплоидия; г) репродукция.

А-9. Какая систематическая категория не появляется микроэволюцией?

а) род; в) вид;

б) класс; г) тип.

А-10. Какая систематическая категория растений соответствует типу животных?

а) отдел; в) класс;

б) семейство; г) порядок.

В-1. Установите последовательность происхождения указанных классов Хордовых:

1. Кольчатые черви. 4. Круглые черви.

2. Плоские черви. 5. Кишечнополостные.

3. Членистоногие. 6. Губки.

В-2. Определите соответствие между направлениями эволюции и эволюционными изменениями :

А. Ароморфозы. 1. Появление сосудистой системы растений;

Б. Идиоадаптация. 2. Развитие усиков у гороха;

3. Запах цветков роз;

4. Живорождение у животных;

5. Окраска тела хамелеона.

С - 1. Перечислите принципы современной классификации.

С - 2. Какие признаки характеризуют биологический прогресс в эволюции?

























Зачет №2 по теме: Происхождение жизни на земле.

Происхождение человека. Экосистемы.

Время выполнения письменной зачетной работы- 40 мин.

Зачетная работа состоит из 2 вариантов. В каждом варианте 19 заданий.

Максимальный балл за выполнение одного варианта контрольной работы

-19 баллов.


Характеристика заданий

№ задания

Баллы

Пояснение

19

1

1б - за правильно выбранный ответ; вопросы из тем: Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека. Экосистемы. Из предложенных заданий выбрать нужно выбрать правильный ответ

Итого

19


Критерии оценивания

Баллы

Оценка

5-7

2

8-11

3

12- 15

4

16-19

5

Вариант 1

1. Первая научная гипотеза о происхождении человека была разработана:

1) К. Линнеем; 2) Ч. Дарвином;

3) Ж.-Б. Ламарком. 4) Э. Геккелем

2. Впервые научно доказал происхождение человека от древних человекообразных обезьян:

1) К. Линней; 2) Ж.-Б. Ламарк;

3) Ч. Дарвин; 4) Ф. Энгельс.

3. Вторая сигнальная система присуща:

1) птицам; 2) приматам;

3) человеку; 4) всем млекопитающим.

4. Взгляды на происхождение человека изложены в ра­боте Ч. Дарвина:

1) «Жизнь Эразма Дарвина»; 2) «Система природы»;

3) «Философия зоологии»; 4) «Происхождение человека и половой отбор»;

5) «Выражение эмоций у животных и человека».

5. О сходстве человека и человекоподобных обезьян сви­детельствует (а — сходство ранних стадий эмбриогенеза; б — хватательный тип стопы; в — количество хромосом; г — длинные передние конечности; д — сходство в строе­нии головного мозга; ж — одинаковые группы крови):

1) а, д, ж; 2) б, в, д; 3) а, г, д.

6. Движущими силами антропогенеза Ч. Дарвин считал:

1) влияние упражнений на эволюцию органов; 2) прямое воздействие среды;

3) наследственность и изменчивость; 4) естественный отбор;

5) 1 +2 + 4; 6) 1 + 3 + 4.

7. К рудиментам у человека относятся (а — аппендикс; б — волосатость лица; в — зубы мудрости; г—копчик; д — многососковость; ж — третье веко; з — ушная мышца):

1)а, б, г; 2) а, г, ж; 3) б, в, з.

8. К ближайшим предкам человека и человекообразных обезьян относят:

1) лемура; 2) египтопитека;

3) проконсула африканского; 4) зеленую мартышку.

9. Антропогенез проходит в пределах семейства гоминид следующим образом:

1) древнейший человек — древний человек — предше­ственник человека — человек современного типа;

2) древнейший человек — предшественник человека — древний человек — человек современного типа;

3) древний человек — древнейший человек — предше­ственник человека — человек современного типа;

4) предшественник человека — древнейший человек — — древний человек -» человек современного типа;

5) предшественник человека —»древний человек — древ­нейший человек — человек современного типа.

10. Возможные причины вымирания австралопитеков:

1) изменение климата; 2) массивность тела;

3) растительноядность; 4) употребление животной пищи;

5) 1 +3; 6) 2 + 3.

11. Первым представителем рода человек является:

1) человек умелый; 2) австралопитек;

3) питекантроп; 4) человек прямоходячий.

12. Человек прямоходячий :

1) не добывал, а только использовал огонь;

2) не изготавливал сам, но использовал естественные пред­меты, такие как орудия труда;

3) изготавливал орудия труда;

4) строил жилище;

5) использовал для общения речь; 6) 2 + 4 + 5; 7) 1 +3 + 5.

13. Объем головного мозга человека умелого был:

1) 530 кубических сантиметров; 2) 645—680 кубических сантиметров;

3) 1029 кубических сантиметров; 4) 1175—1200 кубических сантиметров.

14. К древним людям относят:

1) синантропа; 2) неандертальца;

3) гейдельбергского человека; 4) питекантропа.

15. Первые организмы возникли приблизительно ... лет тому назад:

1) 4,5 миллиарда; 2) 4 миллиарда; . .

3) 3,5 миллиарда; 4) 3 миллиарда.

16.Видом-эдификатором (средообразователем) в степи является:

а) корсак (степная лисица); б) стрекоза; в) береза; г) ковыль.

17. Первичным источником энергии для круговорота веществ в экосистемах является (-ются):

а) питательные вещества; б) растения; в) микроорганизмы; г) солнечный свет.

18. Большое число видов в экосистеме, разветвленные цепи питания, ярусность – это признаки:

а) устойчивого развития экосистемы; б) смены одной экосистемы другой;

в) перехода экосистемы в неустойчивое состояние; г) неустойчивости экосистемы.

19. Абиотическим компонентом круговорота веществ и потока энергии в природе являются:













































Зачет №2 по теме: Происхождение жизни на земле.

Происхождение человека. Экосистемы.

Время выполнения письменной зачетной работы- 40 мин.

Зачетная работа состоит из 2 вариантов. В каждом варианте 19 заданий.

Максимальный балл за выполнение одного варианта контрольной работы

-19 баллов.


Характеристика заданий



№ задания

Баллы

Пояснение

19

1

1б - за правильно выбранный ответ; вопросы из тем: Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека. Экосистемы. Из предложенных заданий выбрать нужно выбрать правильный ответ

Итого

19


Критерии оценивания

Баллы

Оценка

5-7

2

8-11

3

12- 15

4

16-19

5

Вариант 2

1. Первыми фотосинтезирующими организмами были:

1) эукариоты; 2) аэробные бактерии;

3) анаэробные бактерии; 4) цианобактерии.

2. Эукариотическая клетка, согласно симбиотической гипотезе, возникла:

1) в результате нескольких последовательных симбиозов;

2) путем дифференциации исходной прокариотической клетки;

3) в результате конкуренции прокариот.

3. Исходной клеткой для возникновения одноклеточных жгутиконосцев возможно явилась:

1) клетка с ядром и органеллами; 2) клетка с митохондриями;

3) клетка с центриолями; 4) клетка с ресничками и жгутиками

4. Возраст ископаемых организмов можно определить с помощью:

1) биохимического метода; 2) цитологического метода;

3) радиоизотопного метода; 4) микробиологического метода.

5. Ароморфозы архейской эры:

1) фотосинтез; 2) эукариотические клетки;

3) многоклеточность; 4) системы органов;

5) половой процесс; 6) 1 + 2.

6. Основоположниками гипотез о происхождении мно­гоклеточных организмов были:

1) Ч. Дарвин; 2) Э. Геккель;

3) К. Линней; 4) Ф. Энгельс;

5) И. И. Мечников; 6)2 + 5; 7) 2 + 4.

7. Важнейшее событие палеозойской эры — это:

1) выход растений на сушу; 2) возникновение животной клетки;

3) возникновение беспозвоночных; 4) появление настоящих птиц.

8. Ароморфозы протерозойской эры:

1) многоклеточность; 2) половой процесс;

3) системы органов; 4) третий зародышевый листок;

5) фотосинтез; 6) 1 + 2 + 3 + 4.

9. Ароморфозы кайнозойской эры:

1) фотосинтез; 2) молочные железы;

3) четырехкамерное сердце; 4) развитая кора головного мозга;

5) система органов.

10. Выход растений на сушу относят к периоду:

1) девонскому; 2) каменноугольному;

3) кембрийскому; 4) ордовикскому;

5) пермскому; 6) силурийскому.

11. На смену риниофитам пришли:

1) голосеменные; 2) плауны и папоротники;

3) покрытосеменные; 4) семенные папоротники.

12. Эволюция наземных растений шла по пути:

1) преобладания гаплоидного поколения (гаметофита);

2) преобладания диплоидного поколения (спорофита);

3) редукции диплоидного поколения;

4) редукции гаплоидного поколения; 5)2 + 4; 6) 1 +3.

13. Внутренний скелет впервые сформировался в процессе эволюции у

1) паукообразных 2) насекомых

3) головоногих моллюсков 4) хордовых

14. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в процессе эво­люции

1) температура тела стала непостоянной

2) сформировался покров из рогового вещества

3) сформировалось четырехкамерное сердце

4) размножение стало происходить с помощью яиц

15. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?

1) сожительство корней растений с грибами (микориза)

2) защита семян плодовыми оболочками

3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

4) наличие в клетках листьев хлоропластов

16. Организмы, какой функциональной группы завершают круговорот веществ в биоценозе а) консументы I порядка; б) консументы II порядка; в) продуценты; г) редуценты.

17. Какие организмы можно отнести к группе консументов? Выберите три верных ответа.

а) плесневые грибы; б) растительноядные животные; в) цианобактерии;

г) травянистые растения; д) бурые водоросли; е) красные водоросли

18. Установите соответствие:

Живой организм Компонент экосистемы

А) камыш 1) продуцент

Б) карась 2) консумент

В) головастик

Д) фитопланктон

Г) моллюск-прудовик

19. Установите правильную последовательность расположения организмов в пищевой пресного водоёма:

А) чайка; Б) фитопланктон; В) корюшка; Г) зоопланктон.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!