Тема: Международная Красная книга
Класс: 4
Цель фрагмента урока: познакомить учащихся с Международной красной книгой, редкими видами животных; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Планируемые результаты фрагмента урока:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; последовательность действий на уроке; планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы на основе оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи
Предметные: формирование понимания значения Международной Красной книги, уметь вести себя в природе, знать некоторые причины занесения животных и растений в Международную Красную книгу.
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания
Ход урока
1.Мотивационный этап:
-Здравствуйте, ребята. Встаньте пожалуйста. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анна Александровна. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем свою работу. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Наш урок я предлагаю начать с высказывания: «Терпение и труд дивные всходы дают» (уч-ся читает высказывание)
-Как вы понимаете эти слова? Кто еще хотел бы сказать свое мнение?
-Сегодня на уроке буду оценивать вас я и вы сами.
-Ребята, на столах у вас лежат листы самооценивания, в них вы будете оценивать свои знания, где 5- это справился с работой, 4- были затруднения, 3-не справился.
Проверить готовность к уроку.
2.Постановка учебной задачи:
Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает-звери, птицы, растения, небо, солнце. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Человек и природа одно целое. Но что же будет, если не беречь природу?
-Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили тему всемирное наследие. Скажите, что ещё, помимо объектов природного и культурного наследия мы должны охранять? ( Животных и растения.)
- Посмотрите, сколько различных животных и растений обитают и растут в нашем мире… К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных.
- Ребята, для того чтобы узнать о чём мы сегодня с вами будем говорить на нашем уроке я предлагаю вам отгадать загадку.
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
-Что это? (книга)
-Правильно. Кто знает как называется книга, у которой цвет переплета красный? (Красная книга)
-Вспомните, что ранее мы с вами изучали красную книгу, но всё ли вы знаете о ней?
-А только ли в Росси есть красная книга?
-Верно, а как вы думаете, в какую красную книгу вносят самые редкие виды растений и животных разных стран? (В Международную)
- Какова же тема нашего урока?
-Мы живем с вами в удивительное время. Мир техники, компьютеров, достижений, космонавтики. И вдруг, сегодня мы говорим об опасности. Почему?
-А для чего вам нужны эти знания?
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Формулируют цель)
- Чтобы достичь цели, я предлагаю вам построить план нашего урока. Обратите внимание на слайд, вам нужно выбрать правильный алгоритм плана и назвать неподходящий пункт
1. Проверяем полученные знания
2. Изучаем Международную Красную книгу
3. Смотрим мультфильм
4. Закрепляем знания и международной Красной книге
3. Учебное действие
-Итак, давайте начнем изучать 1 пункт плана и вспомним о Красной книге.
Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах лежат листы бумаги. На середине листа написано «Красная книга». Ваша задача написать слова, выражения, мысли, которые ассоциируются у вас с Красной книгой.
-Давайте проверим ваши работы. Какие же ассоциации у вас с Красной книгой?
-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока
-как вы думаете, почему же красную книгу называют красной? (Предположения детей)
- А где еще можно увидеть красный сигнал?( Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь. В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя. В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения.)
-Так о чем же говорит красный свет? (Красный цвет говорит об опасности.)
-Итак, вы уже имеете знания о Красной книге, теперь я предлагаю вам их расширить. Откройте пожалуйста учебник на стр. 54, давайте прочитаем, что же такое международная красная книга. (1 абзац)
-Молодцы. Международная Красная книга- это книга, в которую внесены самые редкие виды растений и животных разных стран. Она издана в 1963 году.
-Давайте рассмотрим в учебнике рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги. Гребнистый крокодил- название этот опасный хищник приобрел благодаря достаточно большим гребным за глазами и небольшим буграм, покрывающих всю поверхность морды
Зеленая морская черепаха- самый крупный вид из семейства морских черепах. Второе ее название-суповая черепаха, из нее готовили знаменитый черепаховый суп.
Жук-геркулес считается одним из самых крупных жуков на Земле.
-Давайте попробуем объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Исчезновение жука-геркулеса возникает по причине загрязнения окружающей среды)
-На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. Но человек появился на Земле, он стал ловить рыбу, птиц, различных зверей - ведь ему надо было, что-то есть, пить, во что-то одеваться, строить жилище… Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.
-Как вы думаете, а могут ли другие животные и растения тоже оказаться в красной книге?
-Верно, а для того, чтобы узнать, как нужно охранять животных и растения,
я предлагаю вам поработать в группах. Для этого давайте с вами вспомним правила работы в группах (Вспоминают правила). Разбейтесь на группы по 3 человека. Итак, давайте составим памятки об охране животных и растений. У вас на столах лежат листы с написанными пунктами памятки. Вам нужно выбрать те пункты, которые подходят по вашей теме.
Памятка по охране животных:
Старайся не беспокоить животных. Особенно это опасно во время размножения — весной и в начале лета.
Подкармливай птиц зимой, а весной делай для них домики.
Памятка по охране растений:
• Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
• Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
-Итак, ребята, давайте проверим ваши работы по эталону на слайде
-Молодцы!
-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока
4. Действие контроля, самоконтроля
-Ребята, у вас на столах лежат карточки. Я предлагаю вам выполнить индивидуально работы и закрепить ваши знания.
Вопросы:
Подчеркни названия тех животных, которые занесены в Международную Красную книгу:
1.Амурский тигр; Снежный барс
2. Жук- геркулес; Морж
3. Синий кит; Гребнистый крокодил
-Давайте проверим ваши работы с помощью документ-камеры У всех так?
-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока
-Можно ли утверждать, что сегодня о Международной Красной книге мы с вами узнали гораздо больше?
5.Действие оценки, самооценки
-Что нового вы узнали на уроке?
-Мы поработали по всем пунктам плана. Проверим, так ли это? Достигли ли мы цель?
-А кто помнит девиз нашего урока? Какие же всходы мы получили?
-Ребята, на берегу водоема выросло дерево успеха. Я предлагаю вам проанализировать свои листы самооценки. Каждый листочек дерева имеет свой определенный цвет. зеленый — если у вас все 5, желтый —если одинаковое количество 4 и 5, красный —если есть 3. Сейчас я предлагаю вам нарядить свое дерево соответствующими листочками.
-Молодцы, с вашими оценками я согласна. …была активна, получает оценку 5. …отвечал полными ответами, получает…
Урок окончен, сегодня все хорошо работали. Молодцы! Сдайте мне пожалуйста свои листы самооценки на проверку