СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по формированию фонематического анализа на логопедическом занятии по автоматизации звука р в словах

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассматриваются логопедические игры по развитию фонематического анализа удетей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по формированию фонематического анализа на логопедическом занятии по автоматизации звука р в словах»

Коррекционная работа по формированию фонематического анализа на логопедическом занятии по автоматизации звука [р].


На индивидуальном занятии по автоматизации звука [р] в словах показала основные приёмы логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость. У обучающихся с нарушением интеллекта именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает.

В процессе развития фонематического анализа прежде всего уточняю артикуляцию звука. Обращаю внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяю наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Сначала отрабатываю слова, в которых заданный звук стоит первым. Наличие звука дети определяют на слух и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, то есть в умственном плане.

Затем звук связывается с буквой. Использую следующие задания:

  1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

  2. Повторить слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.

  3. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.

  4. Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.

После того, как у детей сформировано умение определять наличие

согласного звука в начале и конце слова, предлагаю слова, в которых заданный звук находится в середине слова. Начинаю с простых слов, например роза, затем предъявляю слова со стечением согласных, например груша. Вначале слово произношу по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляю соответствующей картинкой.


Примерные задания по выделению звука [р] на фоне слова.


  1. Поднять букву, если в слове имеется звук [р].

  2. Отобрать картинки, в названии которых есть звук [р].

  3. По сюжетной картинке назвать слова с данным звуком.

  4. Игра «Веселый рыболов». Выловить все слова со звуком [р] и назвать их.

  5. Игра «Собери бусы». Собрать бусы, выбирая те, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Картинки наклеены на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны отверстия.

  6. Игра «Собери цветок». На круглой сердцевине написана буква р. Необходимо собрать цветочек, выбирая цветные лепестки, на которых наклеена картинка со звуком [р].

  7. Игра «Звуковая поляна». Три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова. Ход игры: я буду называть слова со звуком [р]. Посади звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь данный звук.

  8. Игра «В каком домике живет звук [р]?» Картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина, конец слова); предметные картинки на автоматизируемый звук. Ход игры: рассели картинки по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук [р].

  9. Игра «Шарики для Лягушонка». Картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки со звуком [р]. Ход игры: помоги лягушонку поймать шарики, назвать картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук «р».

  10. Игра «Дождик». Картинка с изображением девочки под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится звук «р». Ход игры: начался дождик. Капельки дождя дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук «р».

  11. Игра «Ёжику снятся сны». Картинка ёжика, спящего в кроватке; облачки – сны с картинками, в словах которых слышим звук «р». Ход игры: ёжик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произнося звук «р».

  12. «День рожденье Карлсона». Картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки со звуком «р». Ход игры: у Карлсона – день рожденье. Он пригласил много друзей. Они принесли подарки. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!