Край родной – земля уральская.
Классный час. 2 класс.
Цели: формировать положительную мотивацию к изучению родного края, чувство уважения к своему народу, формировать навык выразительного чтения, познакомить учащихся с драгоценными и поделочными камнями, развивать умение слушать учителя и товарищей, память, мышление, способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами произведений художественной литературы, музыки.
На центральной стене нарисованы деревья, цветы, трава, оформлена выставка рисунков, фотографий, выставка Каслинского и Кусинского чугунного литья и Златоустовской гравюры по стали.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, записи звуков леса, птиц, иллюстрации деревьев, животных, коллекция камней. Портрет П.Бажова, выставка книг П.Бажова, фотографии Каслинского и Кусинского чугунного литья и Златоустовской гравюры по стали, вазы, шкатулки, панно из малахита и других камней.
Звучит в грамзаписи песня «С чего начинается Родина»
Ведущая: Россия…Родина… Это край где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия… Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что – то… (С. Есенин)
1 ребенок:
Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
раздолье, русская душа.
2 ребенок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
3 ребенок:
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
одним широким словом: «Русь».
(С. Васильев)
Ведущая: Одна у человека мама, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
Дети:
- Родина любимая, что мать родимая.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- На чужой стороне, что соловей без песни.
- Родина - мать, умей за нее постоять.
Ведущая: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом. И где бы ты ни был, куда бы не ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал.
4 ребенок:
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
(Л. Татьяничева)
5 ребенок:
Куда бы по белому свету
Дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься этой
Богатой железом земли.
(Е. Ховив)
(Дети исполняют песню «Уральский хоровод», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной)
6 ребенок:
По красоте своей и силе
Мне не с чем свой Урал сравнить
Иной здесь видится Россия-
Суровей, строже, может быть.
(Л. Татьяничева)
Ведущая:
Здравствуй, лес, уральский лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(Под музыку входят дети с картинками деревьев)
7 ребенок:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться бедной осинке.
8 ребенок:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
9 ребенок:
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
10 ребенок:
Красненькую ягодку
Мне дала рябинка.
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрелая,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
11 ребенок:
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)
(Дети исполняют русскую народную песню «Во поле березонька стояла», ведут хоровод)
Ведущая: Нельзя представить лес без многоголосого птичьего хора.
- Горы Уральские – камни скал
Для гнездовища птичьих стай.
Давайте послушаем голоса птиц.
(Звучит грамзапись «Голоса птиц в природе»)
Ведущая:
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей
отгадав загадки.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее….(лиса).
2. В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (белка)
3. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это …(лось)
4. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит… (рысь)
Ведущая: Уральский лес- это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Но не только прекрасна уральская земля. Она и сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом. Ведь не зря называют Уральские горы каменным поясом.
Урал, Урал. Заводы, шахты, горы.
Страной железа видишься ты мне.
Твои сыны, литейщики, шахтеры,
Себя как дома чувствуют в огне.
(М. Львов «Урал»)
Уральские мастера раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка его – большое искусство. Про таких чудо – мастеров писал П. Бажов свои сказы «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка».
(Просмотр отрывка из мультфильма «Малахитовая шкатулка»)
Посмотрите, что сделали мастера из камня (показывает детям вазы, шкатулки, ларцы, панно, гравюру и т.д.)
Уральские умельцы заставили камень говорить.
12 ребенок:
Прославленны умельцы камнерезы –
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу –
Уральцев знаменитая семья.
13 ребенок:
Почет и слава вам мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар.
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и возвысили Урал.
(Л. Татьяничева)
Ведущая: А после работы собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы, пели песни, частушки, рассказывали сказки, небылицы…
(Под русскую народную музыку «Калинка» входят матрешки)
Матрешка:
- Мы частушки пропоем и в веселый пляс пойдем! (Поют частушки)
1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас, споем, сыграем…
Эх! Попросите только нас!
2. Мы с веселой песней дружим,
По-уральски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Эх, со сметаной хлеб едим!
3. Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О старинном Уйском крае,
Эх, песни звонкие поем!
4. Ой, березонька – березка,
Раскудря – кудрявая!
Хороша деревня наша
Называют Ларино.
5. Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.
6. Приходите в гости к нам!
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим,
С нами в пляску пригласим!
14 ребенок:
Нет, в песнях Урал
Прославляют недаром.
Недаром несется молва об Урале.
(Л. Татьяничева)