СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий конспект лекций к дисциплине "Введение в профессию психология образования".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий материал является одним из серии материалов "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Введение в профессию психология образования". Используя данный материал при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В публикации даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная публикация не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но является базой для успешной сдачи экзаменов.

Просмотр содержимого документа
«Краткий конспект лекций к дисциплине "Введение в профессию психология образования".»

Вопросы-ответы

1. Психология, как область знаний в современном мире.

С 1991 г. начала развиваться психология - практически ориентированная. До 1991 психология была преимущественно теоретической дисциплиной на протяжении более чем 20 лет она стала особой профессиональной деятельностью в области образования, здравоохранения, промышленности, государственного управления, спорте, маркетинге, рекламе, в МЧС, в военном деле.

Психология - это отрасль науки, которая изучает функции и развитие психики человека.

Психика - это высшая форма взаимосвязи живого существа с предметным миром, выражается в его способности реализовывать свои побуждения и действия на основе информации о нём. Психика это свойство высшей организации живой материи. Мозг продуцирует психику.

Психология - является одной из сложнейших наук в связи с тем , что изучает самое сложное, что на сегодняшний день известно человечеству: процессы, состояния, свойства - три образующие психики человека.

Психология появляется в тот момент, когда мыслительная деятельность человека направлена на самого себя.

Психика - это субъективный образ общественного мира. Объективный мир - мир не зависимый от нашего существования и сознания.

Официальное оформление научной психологии получило в 1879 г. У психологии, как у любой другой науки, есть своя система научных категорий понятий, которые становятся содержанием науки: психика; деятельность; сознание; ВПФ - логическое мышление, смысловая память, воображение , цветовое восприятие; образ - субъективная картина мира; поведение; личность; переживание.

Важной функцией в психологии в общей системе научного знания, является то что она интегрировала знания всех научных дисциплин, в которых объектом исследования является человек.

2. Научное и житейское психологическое знание.

Житейская психология основана на житейском опыте, случайных наблюдениях.

-знания конкретны

-основываются на наблюдении

-малый эмпирический материал

Знания носят интуитивный характер. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, в поговорках. Терпима к противоречиям. Например противоречивые пословицы: " Учение - свет, а не учение - тьма". "Век живи, век учись - дураком умрёшь". Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически не возможна.

Научная психология основана на научном подходе.

-знания обобщены

-специальные методы и процедуру познания

-обширный имперический материал.

Знания носят осознанный, обобщённый характер. Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях. стремится конструктивно разрешать противоречия. Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.

3. Психология как сфера профессиональной деятельности.

Термин "психология" можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологию(научную психологию) и как практическую психологическую деятельность( разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность).

Выделяют следующие виды профессиональной деятельности психолога:

  1. Организационно-методическая работа(решение задач планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов для представления ихдолжностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологическихзнаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы).

  2. Совершенствование профессиональной компетентности(самостоятельное и специально организованное изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений).

  3. Психодиагностика (комплекс мероприятий, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности).

  4. Психологическая помощь (сис­тема мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей).

4. Психолог, психотерапевт, психиатр, психоневролог, психофизиолог: основные аспекты профессиональной деятельности.

Психолог - специалист без медицинского образования, исследует и классифицирует здоровую человеческую личность, изучает закономерности и возможности коррекции ее поведения, изучает взаимодействие разных личностей, но по сути не занимается никакой терапией. 

Психотерапевт - врач, имеющий подготовку/специализацию по психиатрии, Оказывает помощь в основном психически здоровым людям в области взаимодействия их личности и психики с окружающей социальной средой и с их собственным "внутренним миром" – бессознательными ощущениями, потребностями, проблемами и т. п.

Психиатр - врач, имеющий медицинское образование и специализацию по психиатрии, работает с психически больными людьми. Психиатр осуществляет диагностику психических болезней, их лечение, диспансерное наблюдение за больными.

Психоневролог –врач-психиатр, специализирующийся на неврозах и других "пограничных состояниях
Психофизиолог - специалист в области психофизиологии — науки, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Основные аспекты профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность психолога — работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. Объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики:

1)Принцип профессиональной компетентности(права и обязанности, возможности и ограничения психолога).

2) Принцип не нанесения ущерба человеку( осуществление деятельности исходя из интересов пациента).

3) Принцип объективности( не допустимо предвзятое отношение к пациенту).

4)Принцип уважения пациента( уважать достоинство пациента, проявлять честность в общении с ним).

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности( сохранять конфиденциальность психодиагностических методик).

5. Мифы о психологии и психологах.

Основные мифы о психологах и психологии:

1) Психология всё знающая о человеке и его душе, а психолог - человек, который видит людей на сквозь.

2) Психолог это человек, который от природы наделён особыми способностями к пониманию других людей.

3) Психолог - это человек, который умеет управлять поведением других людей и владеет соответственными техниками, например - гипнозом.

4) Психолог - это мудрец, знающий о жизни больше других и его миссия указывать истинный путь запутавшимся.

6. История становления психологической профессии.

Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание – как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце ХIХ в., и символической датой рождения психологии как дисциплины считается 1879 год, когда Вильгельм Вундт? открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе – первый в мире психологический институт, существующий и поныне. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники – психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г, а в 1908 г. – Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862–1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858–1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886–1950) и другие.

Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии – американский психолог Джеймс Кеттелл (1860–1944).
В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной – прежде всего зарубежной – профессиональной психологии: 
Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII века во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.
Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце ХIХ века во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро-венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (А.А. Токарский, В.М. Бехтерев), а позже со становлением психоанализа З. Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространимой за пределы клинического материала). Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин расстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, т.е. на основе психологических средств.
Возникновение в начале ХХ столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).
Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX века).
Возникновение в США в первое десятилетие ХХ века консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше – в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)
Становление основных научных школ психологии, начиная с 10-х гг. ХХ столетия – психоанализа?, бихевиоризма?, чуть позже – гештальтпсихологии?.
Возникновение в США в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

7. Становление российской профессиональной психологии.

Отечественная научная психология закладывались в конце XIX — начале XX вв, такими учёными, как :

Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально–психологическую лабораторию» (1885 г., Казань) и Психоневрологический институт (1907 г., С. — Петербург), в котором осуществлялись комплексные исследования человека .

Борисом Герасимовичем Ананьевым.

Рефлексология- объективная наука, для объяснения психических явлений привлекались физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

 Объективный подход - Ивана Петровича Павлова (1849—1936), относившегося к психологии осторожно. ( Вместе с В. М. Бехтерев  оказали серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию — в частности на бихевиоризм.)

Сторонниками объективного подхода были - Александр Федорович Лазурский (1874—1917), создатель отечественной дифференциальной психологии; Николай Николаевич Ланге (1858—1921), автор оригинальной теории восприятия и внимания; Владимир Александрович Вагнер (1849—1934), основатель отечественной сравнительной и зоопсихологии; и др.

Яркой фигурой в отечественной психологии был Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), основатель Психологического института в Москве. Экспериментальный метод —оставался для второстепенным по отношению к самонаблюдению.

Отметим и еще одно направление - духовно–философское, его представители не полагали возможным построенное на принципах естественных наук экспериментальное изучение душевных явлений.

Константин Дмитриевич Кавелин (1828—1895) -выступал против изучения душевных явлений на базе физиологии, полагая сознание и материю принципиально различными по сути и по познаваемости. (Его работа 1872 г. «Задачи психологии» вызвала ответ  И.М.Сеченова (работа«Кому и как разрабатывать психологию»). Духовная проблематика в отечественной психологии, угаснет с начала 20–х гг. XX в. и начнет возрождаться уже в наши дни.

Научное противостояние направлений в послереволюционные годы было отягощено и новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентацией науки на философию марксизма.

Павел Петрович Блонский (1884—1941)-1отечественный психолог, провозгласивший (нач.20–х г.)необходимость перестройки психологии на базе марксизма.

Константин Николаевич Корнилов (1879—1957) сформулировал программу перестройки психологической науки(противоречие между объективной психологией и субъективной психологией - концепция«реактологии» до нач. 30–х гг.)

П. П. Блонский -трактовал психологию как науку о поведении живых существ, утверждая в 1920 г. необходимость создания «психологии без души».

Рефлексологию Бехтерева, реактологию Корнилова, ранние психологические взгляды Блонского иногда в литературе называют «русский бихевиоризм».

Направления сыграли выдающуюся роль в становлении объективных методов в психологии и представлялись очень привлекательными с точки зрения возможности материалистического объяснения психических явлений.

8. Проблема систематизации психологии.

9. Психодиагностика как вид деятельности психолога.

Термин "психодиагностика" можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину( область психологической науки) и как практическую психологическую деятельность( разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей , их использование с прикладными целями).

Методы психодиогностики: тестирование - метод психологической диагностики, "использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений". Целью использования тестов является "измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности".

Наблюдение - метод психологической диагностики, "состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях". Использование в психологической практике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологического обследования. (анкетирование , беседа ).


10. Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование -1 из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его деятельности.

В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование: проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы); решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) .
В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование: проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы); решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) .В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.
Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов.

Модели консультирования могут также различаться в зависимости от позиций, занимаемых в процессе консультирования клиентом или самим психологом .

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».
Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к следующему: субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований; основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение; главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом; консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т.д.

11. Психологическое просвещение

Современные условия развития общества предъявляют высокие требования к личности, знаниям и умениям специалиста любой профессии. Реализация компетентностного подхода в образовании позволяет упорядочить эти разнородные требования в систему компетенций различного уровня. Особым блоком в системе компетенций выделяются общекультурные компетенции, носящие надпрофессиональный характер. Некоторые из них, в частности, способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей, владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния, относятся к сфере психологической грамотности и психологической культуры.

Психологическое просвещение выполняет следующие задачи: формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума); информирование населения по вопросам психологического знания; формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Главной задачей психологического просвещения является повышение психологической культуры и расширение психологических знаний. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам .

Средства просвещения: наглядные (плакат, буклет, памятка); вербальные с использованием устной речи (беседа, лекция, тематические вечера, выступление по радио, на телевидении); публицистика (печатные и электронные СМИ, использующие письменную речь); интерактивные, в которых представители аудитории являются активными участниками разворачивающихся событий (семинары, тренинги, мастер-классы и другие практические занятия). Особым классом средств психологического просвещения, объединяющим все достоинства наглядных, вербальных и интерактивных, является психологическое просвещение с использованием воз -можностей сети Интернет. В настоящее время активно применяется новая форма психологического просвещения - вебинары (Интернет-семинары или он-лайн семинары).

12. Коррекционная и развивающая работа

Развивающая работа психолога ведется в группах и индивидуально. К групповой работе относятся тренинги, психологические игры, а к индивидуальной – консультации

Условия коррекционной и развивающей работы не могут сводиться к тренингу, «дрессуре» определенных компонентов психического мира человека. Они должны включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

Условия, создаваемые в психокоррекционной и развивающей работе, – это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Выделяют два направления развивающей работы: 1) собственно развивающую, направленную на всех школьников, и 2) психокоррекционную, ориентированную на устранение проблем обучения и личностного развития, выявленных у конкретных учеников.

Разработка вопросов содержания и организации развивающей и психокоррекционной работы со школьниками осуществляется в рамках трех рабочих принципов:  содержание развивающей и психокоррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам психолого-педагогического статуса школьников, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально; содержание коррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам психолого-педагогического статуса школьника, уровень развития и содержания которых не согласуется с психолого-педагогическими и возрастными требованиями; развивающая и психокоррекционная работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностических минимумов.

Алгоритм построения коррекционной работы.

Первый этап. Определение сути проблемы с точки зрения затронутых параметров статуса и природы самих трудностей.

Второй этап. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы.

Третий этап. Приемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.

Коррекционная работа осуществляется сразу после первого и второго этапов диагностики, одновременно с проведением консультаций с педагогами и родителями, что повышает эффективность этой деятельности.

Групповая работа и со взрослыми, и с детьми может проводиться как в традиционной форме , так и в нетрадиционной .

13. Общее понятие о праве, морали, и нравственности в психологии

14. Главный "этический парадокс" психологии.

Этический парадокс психологии заключается в некоторых противоречиях:

-Между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому, что создает «прекрасную» основу для оправдания манипуляции со стороны психолога.

-Между интересами общества и конкретной личности (конкретных людей).

-Между мировоззрением психолога и конкретного человека( имеет ли право психолог обозначать в работе свою мировоззренческую позицию? Чего должно быть больше в психологе, специалиста или человека?)

- Между высокими и благородными устремлениями психолога и его ограниченностью в адекватных методах, когда сложные проблемы он часто вынужден решать на уровне «красивых разговоров».

-Между высокими и благородными устремлениями психолога и прагматизмом нашего времени.

-Между все возрастающей свободой выбора

-Между различными этическими системами и их уровнями.

15. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога

Проблемы научно-исследовательской деятельности, можно представить в такой форме:

1. Чрезмерное экспериментирование (психолог, ради получения «интересных результатов», ставит интересы науки выше интересов клиентов).

2. Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей (для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект–объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога–исследователя).

3. Страх перед исследованием наиболее острых социально–психологических проблем (это может не понравиться администраторам, заказчикам или научным руководителям, которые не хотят из–за «вашей инициативы иметь неприятности с вышестоящим руководством»)

4. Проблема недобросовестности исследования.  Два основных варианта проблемы: умышленная недобросовестность (подтасовка); низкая квалификация или небрежность исследователя.

5. Некорректное соавторство и откровенный плагиат,  выражается в: цитировании или пересказе в больших объемах других авторов без ссылок на них; включение своей фамилии в работы своих подчиненных при отсутствии хотя бы одной строчки, написанной собственной рукой и т. п.

Этическая проблема - в вынужденная необходимость истинных авторов соглашаться на «соавторство» ради издания книги ла.

6. «Кастовость» и «семейственность» в науке (тщеславие и эгоизм некоторых исследователей, сильно обеспокоенных тем, чтобы кто–то не опередил их в научном поиске).

7. Проблема «профессиональных секретов» (секреты от клиентов, которым далеко не все следует говорить о полученных результатах исследования, так как они могут быть травмированы; секреты от администраторов, так как некоторая информация может нанести вред подчиненным или обучающимся в их заведении людям; секреты от коллег по работе, которые могут и не воспринимать каких–то инноваций и свежих идей).

16.Осонвные этические проблемы и "соблазны" практической психологии

Главный этический ориентир -культивирование права каждого на построение своего неповторимого образа счастья, но права, не ущемляющего таких же прав других людей (при этом необходимо добавлять и интересы людей, с которыми клиент вступает в реальные взаимоотношения и за счет интересов и достоинства которых клиент мог бы решать свои проблемы).

Основные требования к ценностно-нравственной практической методике:
не навреди;  не оценивай ( «не навешивай ярлыков» ); принимай человека таким, каков он есть ; соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности). Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы;  не выясняй отношений с коллегами по работе в присутствии клиентов и учащихся; принцип профессиональной компетентности;
соблюдай меру взаимного откровения с клиентом. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки; не выставляй свои знания напоказ; не дезинформируй клиента; соблюдай принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах; уважай себя как человека и как специалиста.

17. Основные этические принципы в работе психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий. 
1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению.

2. Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому.

4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку.
5. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог и испытуемый были извещены об этических принципах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

18. Проблема общечеловеческих ценностей в работе психолога. Главный этический ориентир психолога-практика.

Для понимания проблемы общечеловеческих ценностей стоит выделить следующие подходы к пониманию этих ценностей:

1. Религиозный подход. (Христианские заповеди — основа общечеловеческих ценностей).

2. Правовой подход(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др.)

3. Выделение различных уровней человеческих потребностей (например А. Маслоу). 

4. Выделение «первичного блага»(чувство собственного достоинства ).

5. Попытки выделить общечеловеческие ценности на основе идеи профессионального и личностного самоопределения и поиска главного смысла своего труда и всей жизни. ( постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных; улучшение предметного мира, создание новых средств производства, расширение ассортимента товаров и услуг, постоянное повышение их качества; уважение индивидуальных особенностей каждого, совершенствование общества на основе идей социальной справедливости, развитие правовых систем и приближение их к интересам и чаяниям людей; вазаимообогащение, взаимообмен приобретаемым опытом и переживаемыми чувствами, развитие средств коммуникации между людьми, а также совершенствование средств приобщения человека к).

Главный этический ориентир -культивирование права каждого на построение своего неповторимого образа счастья, но права, не ущемляющего таких же прав других людей. 

19. Заказчики психологической работы

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек–человек», прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.

Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Заказчиками психологической работы могут выступать организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности психолога, очерченную его нормативными требованиями. Часто психологическая проблема предстает в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при содействии психолога.

Представления о возможностях психологической науки могут быть неконкретны и не соответствовать реальности. От психологии ждут большего, чем она может дать.

В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово "психология". Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель, педагог или руководитель не могут справиться самостоятельно.

Но психолог - не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку. Для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на его профессию и свои реальные профессиональные возможности. Причем социальные заказы для научной и практической психологии существенно различаются в соответствии с теми задачами, которые они призваны решать. В научной психологии - это поиск общих психологических закономерностей. В практической психологии - психологическая работа с индивидуальностью

К сфере практической психологии относятся профессиональные психологи-практики. Основная цель их работы - непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

20. Задачи и основные этапы деятельности практических психологов

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жуков, 1999, с.28-34).

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент.

Его задача - оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

  • 1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;

  • 2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

  • 3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

  • 4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

  • 5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

  • 6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

  • 7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

  1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

  2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.

  3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

  4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

  5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.

  6. Заказчик использует рекомендации психолога. Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия. Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога

21. Права и обязанности практических психологов

Права и обязанности для осуществления психологом своей профессиональной деятельности.
Психолог должен иметь право:
1) принимать участие во всех сторонах жизнедеятельности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
2) участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, уставов, законов;
3) самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;
4) получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;
5) проводить с клиентами социально-психологические мероприятия;
6) поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными организациями и частными лицами для решения психологических проблем;

7) вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью;
8) разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременно психолог обязан:
1) изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов;
2) оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;
3) участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации;
4) организовывать и проводить консультирование, занятия по психологическому просвещению клиентов;
5) изучать социально-психологические процессы в организации;
6) организовывать и лично проводить социально-психологическую работу;
7) постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность;
8) руководствоваться в своей деятельности основными этическими принципами профессиональной психологической работы.

22. Рабочее место практического психолога

Психолог должен иметь свой отдельный кабинет, но это не означает, что большую часть рабочего времени он будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.
Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики.
Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога :
1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.
2. Комната психологической разгрузки для:
— проведения психологической релаксации;
— снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки;
— индивидуального и группового психологического консультирования;
— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;
— работы пункта, почты или телефона доверия.
3. Материальная база психотерапевтического воздействия:
— аудиотехника;
— аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;
— проекционная аппаратура;
— проекционные материалы психотерапевтического характера;
— специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:
— канцелярские принадлежности;
— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;
— персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника.
5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:
— учебно-методические материалы;
— наглядные пособия;
— специально оборудованное помещение.

23. Оценка деятельности практического психолога

Оценка деятельности практического психолога включает следующие аспекты:

1. Результативность психологической работы. Оценка результативности психологической работы охватывает следующие вопросы: эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами; действенность психологической поддержки для развития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем; результативность психологического просвещения и консультирования; соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы; эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни организации; компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы.
2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, характеризуется: временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности; личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек-семья-коллектив); эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуникабельностью во взаимоотношениях с другими службами; степенью учета информации психолога при принятии управленческих решений; участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей; соблюдением этических норм работы психолога; самосовершенствованием и овладением продуктивными технологиями психологической работы.

3. Условия для проведения психологической работы, осуществляются по следующим пунктам: оснащение кабинета психолога учебно-методическими, диагностическими материалами; наличие и оснащение комнаты психологической разгрузки; материально-техническая база психологической работы.
4. Социально-правовое, организационное обеспечение профессиональной деятельности психолога, включает: наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации; правильность ведения учетно-отчетной документации, которая включает в себя:- планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);- результаты психодиагностики, акты (карты) обследования, психологические портреты клиентов;- справки-доклады о проделанной работе;- рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов

24. Понятие о науке. Профессиональный психолог как учёный-исследователь

1) Наука особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира и построение способов взаимодействия с миром .

2)Наука -особый способ познания мира, отличный, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта .

3) Наука - система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности.

4) Наука - система учреждений и организаций, в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т. д.

Профессиональный психолог, как учёный-исследователь проходит такие основные этапы научного исследования как: обнаружение познавательного противоречия, составляющего проблему(вопроса); формулировку гипотезы, ( ответа на вопрос); получение эмпирических (т. е. опытных) данных, в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых для проверки гипотезы. В рамках научного психологического исследования реализуются специальные методы, т. е. обоснованные нормированные способы его осуществления: наблюдение, беседа и другие.

25.Общие представление о прикладной психологии и психологической практике

Прикладная психология — ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей. Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии.

Практическая психология - не только как сфера приложения психологических знаний, психологическая практика и способ проверки умозрительных психологических моделей, но и новая активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения и разработки, то есть принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека. Предмет практической психологии - индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. Задача практической психологии - изучение индивидуальности человека, обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека.
Уровни задач практической психологии:
1) научно-исследовательские задачи - решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;
2) прикладные задачи практической психологии - необходимость- психологического обеспечения оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов, что предполагает составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;
3) практические задачи - конкретные проблемы непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах — в форме оказания психологической помощи конкретным людям.

26. Основные направления деятельности практического психолога

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога —— представители профессий типа «человек-человек, учителя; по этому наиболее развита служба практической психологии образования.
Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах-имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий.

27. Структура и основные разделы практической психологии

С какой бы позиции — помощи, содействия, поддержки или сопровождения — ни рассматривать деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности:
1) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;
2) психодиагностика, важнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний б конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории;
3) психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
4) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
5) психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.

Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

28. Профессиональные качества психолога

Главное качество деятельности психолога — профессиональная компетентность, или профессионализм( профессиональные знания, умения, навыки, способности, диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности).
Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом, поэтому он должен владеть не только знаниями в области психологии, но и знаниями в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".
Профессиональные навыки — это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
В области психологии специалист должен: понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога; владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований; понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни; знать историю развития и современные проблемы психологической науки; знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики; понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний; знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека; знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы; знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи)и т.д.
В рамках соответствующей специализации психолог должен владеть рядом углубленных знаний и практический умений.

29. Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований. Например, такие черты личности как: 
1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам, 
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду, 
3) дисциплинированность, 
4) способность к критике и самокритике, 
5) беспристрастие, 
6) умение ладить с людьми . 
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность. 
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативные качества: привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. Иначе говоря обладать "талантом общения". 
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний. 
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию. 
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание. 
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние пациента, уверенность в поведении с пациентом, отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков. 
Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога:
• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
• богатое воображение, интуиция;
• высокий уровень интеллекта.

30.Типы и уровни профессионального самоопределения как возможные ориентиры саморазвития психолога

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и, психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы проникают друг в друга.

Основными отличительными (специфическими) признаками этих типов самоопределения могут быть следующие:

для профессионального самоопределения характерны: большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.);

для жизненного самоопределения характерны: глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы;

для личностного самоопределения характерны: невозможность формализации полноценного развития личности ; для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы- «уровни возможностей самоопределения». ( по 5 таких «уровней» для профессионального и жизненного самоопределения). Для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — «уровни реализации имеющихся возможностей .

В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей :

1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.

2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу.

3. Реализация стереотипных способов деятельности.

4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, то есть фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.

5. Высший уровень — стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

31. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального личностного развития психолога

Традиционно выделяют следующие варианты понимания «интеллигентности»:

1. Интеллигент — это работник умственного труда..

2. Интеллигент — это воспитанный, обаятельный человек, знающий как вести себя в приличном обществе.

3. Интеллигентность — это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе.

4. Интеллигент сочетает в себе прекрасное образование и воспитание с активной нравственной позицией, то есть он не равнодушен к тому, что происходит в обществе и во всем мире.

5. Интеллигентность — как развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом, которое лежит в основе такого важнейшего качества, как скромность.

Важнейшей проблемой для самих психологов является осознание реальной опасности стать «профессиональными дураками» (близко к тому, что К. Маркс называл «профессиональной идиотией» — узкой специализацией, ограниченностью своего жизненного кругозора), то есть риск превратиться в образованных специалистов, разбирающихся в различных и экзотичных концепциях личностного развития личности, знающих много умных и трудновыговариваемых слов и т. п., но не умеющих (или боящихся) использовать все это для помощи человеку в подлинном личностном и профессиональном самоопределении.
32. Общее понятие о психологическом обществе

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Амери­канская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году ис­полняется 100 лет Британскому психологическому обще­ству. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.

В рамках каждой такой национальной организации обыч­но действуют отделения по профессиональным направле­ниям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сфе­рам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

33. Публикации и поиск психологической информации

Важнейшая профессиональная потребность психологов заключается в обмене научной информацией и опытом практической деятельности.
1 тип публикаций —научные книги, предназначены для коллег — профессиональных психологов. Они пишутся научным языком и ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме.
2 тип публикаций — учебники и учебные пособия, для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности излагаемой проблемы, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это учебное пособие предназначено
3 тип публикаций — научно-популярные книги, предназначены для широкого круга читателей. Содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, пишутся научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами.
Поиск книг по интересующей проблеме начинают с систематического каталога библиотеки. Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, а также библиографические ссылки в конце книг и статей.
В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография — книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случает, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.
Для информирования коллег о результатах решения конкретной научной проблемы психологи используют периодические издания, например, журналы.

34. Конференции и повышение квалификации психолога образования

Выделяют два основных направления профессионального самосовершенствования :
Постоянное улучшение своей работы: решение проблем клиентов; разработку новых методов работы; формирование в самом себе готовности к решению все более и более сложных (и интересных) психологических проблем, т.е. развитие себя как профессионала и т.п.

Личностное развитие и саморазвитие в профессии(реализация и развитие творческих возможностей человека).

Для практических психологов существуют способы повысить свою квалификацию и получить более высокую оценку своего мастерства. В зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями и навыками, психологи могут получить первую, вторую и высшую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Формы этого участия могут быть самыми разнообразными: конференции, семинары, симпозиумы, съезды, конгрессы, заседания методических объединений, кафедр, лабораторий, отделов и многие другие мероприятия. Существуют профессиональные общественные организации психологов(Российское Психологическое Общество - цели, содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества; консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов России; обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов; содействие всестороннему культурному развитию России).

Существуют также различные ассоциации, объединяющие профессионалов-психологов в зависимости от их теоретических и практико-психологических ориентаций: Ассоциация гуманистической психологии, Московская психоаналитическая ассоциация, Ассоциация эриксоновской терапии, гипноза и нейролингвистического программирования и другие.
35.Подготовка профессиональных психологов за рубежом.

Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде.

В 1990 гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах, есть попытки выработать общие подходы.

Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования. Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.

Интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в Америке, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.

36. Подготовка профессиональных психологов в России.

Психологи - специалисты с высшим образованием - могут продолжить обучение в аспирантуре. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах страны и является формой повышения научной квалификации психологов. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей специальности. Высшей научно-психологической квалификацией в России является ученая степень доктора психологических наук.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.

37.Содержание профессионального психологического образования

Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

  1. систему знаний;

  2. систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются сле­дующие факторы:

  1. сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины;

  2. приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции;

  3. уровень, тип и цели образовательной программы;

  4. интересы обучающихся;

  5. знания и способности обучающихся;

  6. формы и функции активности обучающихся;

  7. существующий фонд дидактических материалов.

Таким образом, структура учебной психологической дисциплины определяет­ся этими факторами.

38. Последипломное образование профессиональных психологов

Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в аспирантуре или сразу после окончания вуза, или после приобретения опыта работы по специальности. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах. Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. За время обучения аспиранты изучают философию, иностранный язык, педагогику и психологию высшего образования, курсы психологии по специальности. Возможно изучение и некоторых других предметов, утвержденных в университете. За весь срок обучения аспиранты сдают кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре — проведение под руководством научного руководителя психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен показать умение решать конкретную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.).
Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок.

39. Модели деятельности психолога образования

Под моделью деятельности психологической службы в образовании понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, учителями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду или школе и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять:
• информационную;
• пропедевтическую ;
• профилактическую ;
• диагностическую;
• коррекционную функции психологической службы в системе образования.

Первая модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации... Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит...

Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости...
Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов ... Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми ... формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, ... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...
Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание ... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каждого... развитие личности каждого ...
Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме...

40.Психологическая служба образования: определение и теоретические основы

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования- прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.- практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с.- организационный — создание структуры П. с. о

41. Цели и задачи психологической службы образования

Целью психологической службы, является психическое и психологическое здоровье детей.

Психолог оценивает современное образование, любую учебно-воспитательную программу и систему с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает интересы ребенка как развивающейся личности и индивидуальности.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывания на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей - проблема комплексная и многоаспектная. Она привлекает внимание исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, философов, социологов, экологов, педагогов, психологов, физиологов и др.

Задачи психологической службы образования:

1) Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста.

2) Развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

3) Cоздание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

4) Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

42. Структура психологической службы образования.

Структура психологической службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение:  по административной и профессиональной линиям.

Профессиональное управление деятельностью психолога осуществляется научно-методическими службами, комитетами профессионально-технического образования. Их цель — оказание методической и иной профессиональной помощи педагогам-психологам: проведение семинаров, конференций, тренингов, организация работы медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних .

Административное управление деятельностью психолога осуществляется непосредственно руководителем образовательного учреждения, в котором он работает. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогических советов и консилиумов, методических объединений, посещает уроки и внеклассные мероприятия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!