СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочная рабочая программа курса внеурочной Деятельности по обществознанию «Учимся писать эссе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная рабочая программа курса внеурочной Деятельности по обществознанию «Учимся писать эссе».»







«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Лежанская СОШ»

____________А.Л. Апельдимова

«____» ____________ 2022 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Лежанская СОШ»

____________ И.В. Лагойская

«____» ______________ 2022 г.








.






Краткосрочная рабочая программа курса внеурочной

Деятельности по обществознанию «Учимся писать эссе»,

основанных на принципах преемственности,

реализующих ФГОС ООО для 11 класса

на 2022-2023 учебный год

9 уч. часов

Направление: общеинтеллектуальное.




ФИО: Кожушко Юлия Николаевна

Должность, квалификация:

Учитель истории и обществознания.




С. Лежанка 2022 год.


Пояснительная записка


Внеурочный курс по обществознанию «Учимся писать эссе» предлагается для обучающихся 11 класса общеобразовательной школы. Данный внеурочный курс - это специальный курс для обучающихся старших классов, готовящихся к итоговому экзамену по обществознанию. Изучение курса позволит старшеклассникам систематизировать знания по обществознанию, получить новую информацию и приобрести новые умения и навыки. С другой стороны данный курс позволит формировать мировоззрение старшеклассников. Обучение сочинению-рассуждению (эссе) на уроках обществознания – одна из наиболее сложных проблем преподавания обществознания в старших классах, оно требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя. Учебное сочинение по обществознанию имеет ярко выраженный метапредметный характер, вырабатывает у обучающихся умение анализировать и оценивать ситуацию, пользоваться разнообразным фактическим материалом из курсов истории, литературы, СМИ. Работа над эссе требует от обучающихся умение найти нужную проблему в представленной цитате, подобрать необходимую информацию, построить систему доказательств, обосновывать свое суждение. Умение писать сочинение – рассуждение (эссе) – необходимое условие успешной сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Эссе (франц. essai – опыт, попытка, проба, набросок) — разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и рассуждения по конкретному поводу или вопросу.

Специфика мини-сочинения по обществознанию проявляется, прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти базовых гуманитарных наук: философии, социологии и социальной психологии, экономики, политологии, правоведения. Темой эссе является одна из выбранных выпускником цитат. Цитаты принадлежат известным людям и относятся к перечисленным выше содержательным линиям.

Цели элективного курса:

- сформировать практические навыки написания мини-сочинения по заданной теме

- научить правильному алгоритму написания эссе

- подготовить обучающихся к сдаче экзамена по обществознанию;

Результаты освоения курса:

К концу изучения курса обучающихся должны понимать:

  • что такое проблема цитаты, позиция автора;

  • определять и употреблять при написании сочинения обществоведческие термины и ключевые слова,

  • осуществлять отбор теоретических положений для раскрытия смысла выбранного суждения в контексте конкретной области обществознания;

должны уметь:

  • правильно понимать и передавать смысл цитаты;

  • определять позицию автора;

  • комментировать основную проблему;

  • составлять теоретическую аргументацию;

  • формулировать фактическую аргументацию;

  • привлекать знания из различных источников, личного опыта в качестве аргументации своих суждений, выводов

  • составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков высокого уровня сложности по самостоятельному анализу и оценке высказываний авторов по различным общественным проблемам и написание творческой работы по данной проблематике.


Содержание программы внеурочного курса

    1. Вводное занятие. Особенности эссе по обществознанию (1 час). Понятие эссе. Особенности эссе как жанра литературного произведения. Признаки эссе по обществознанию. Отличия эссе по обществознанию от сочинений по другим предметам. Примеры обществоведческих эссе.Понятие структуры эссе: введение (смысл высказывания, проблема, поднятая автором); основная часть (аргументация на теоретическом уровне, примеры из социальной практики (истории, литературы, собственная точка зрения,); заключительная часть (выводы). Характеристика элементов структуры эссе. Фразы-клише.

    2. Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ (1 час). Критерий (К1) - раскрытие смысла высказывания. Критерий (К2) - раскрытия темы на теоретическом уровне с опорой на соответствующие понятия, того раздела обществознания, к которому относится высказывание. Критерий (К3) - теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов Критерий (К4) - качество фактической аргументации, примеры из различных источников: материалы учебных предметов (история, литература, биология, география и другие), факты личного социального опыта.

    3. Выбор области, цитаты, определение смысла высказывания (1час). Знакомство с содержательными линиями обществознания «Политология», «Философия», «Социология и социальная психология», «Экономика», «Право», примерами высказываний по конкретной области. Как выбрать цитату для написания эссе. Как определить проблему высказывания. Определение смысла высказывания. Примерные проблемы по каждому направлению.Раскрытие смысла высказывания на теоретическом уровне Особенности теоретической аргументации. Как правильно использовать теоретические положения с опорой на термины. Примеры.

    4. Как отобрать примеры для аргументации суждений (1час). Фактическая аргументация - примеры, подтверждающие высказанные теоретические положения. Использование установленных и подтвержденных фактов. Использование сюжетов из жизни литературных героев, исторических личностей, из сообщений средств массовой информации. Целесообразность формулировки собственной позиции. Уместность, убедительность, целесообразность фактических аргументов.

    5. Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при написании эссе (1 час). Характеристика требований к эссе по обществознанию. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при написании эссе: неумение сформулировать проблему; неумение сформулировать смысл высказывания автора связанное с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. Отсутствие строгой последовательности, логики в изложении. Затруднения в подкреплении приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта Наличие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок.

    6. Написание эссе на одну общую тему (1 час). Знакомство с примерами цитат. Обсуждение и выбор цитаты для групповой работы. Определение проблемы (темы) высказывания, актуальности проблемы (темы) в современных условиях. Раскрытие смысла высказывания автора. Определение своей позиции к высказыванию автора. Обоснование собственного мнения по данной проблеме: подбор теоретических аргументов с опорой на теоретические положения и соответствующие термины. Аргументация на эмпирическом уровне путем использования примеров из истории, литературы и социальной реальности. Формулирование вывода: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Оформление эссе с учетом требований.  Анализ готового эссе на предмет соответствия критериям, используемыми для оценки работы экспертами.

    7. Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания (1 часа). Общая характеристика эссе. Выявление сильных и слабых сторон эссе. Оценивание в соответствии с критериями: К1 – раскрытие смысла высказывания. К2 и К3 – качество теоретической аргументации. К4 – качество фактической аргументации.

8.Контрольное занятие (1 час). Выбор области и цитаты. Написание эссе с использованием алгоритма: проблема, поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод.

9.Итоговое занятие (1 час). Обсуждение результатов контрольного эссе. Обобщение полученных знаний и умений по технологии написания эссе.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Учимся писать эссе». 9 часов.

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля



Всего

Аудиторных

Внеауди­торных

В т.ч. на практическую деятельность


1

Вводное занятие. Особенности эссе по обществознанию. Структура эссе по обществознанию.

1

1




2

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

1

1




3

Выбор области, цитаты, определение смысла высказывания. Практическое занятие. Раскрытие смысла высказывания на теоретическом уровне.

1

0.5


0.5

КИМ 1

4

Как отобрать примеры для аргументации суждений. Практикум.

1

1


1

Эссе (К4)

5

Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при написании эссе

1

1


1


6

Написание эссе индивидуально по своему выбору. Практическая работа.

1

1


1

КИМ 2

7

Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания

1

0.5


0.5


8

Контрольное занятие

1

1


1


9

Итоговое занятие

1

1





ИТОГО

9

9


5



Основные виды учебной деятельности:

-анализ предложенной авторской позиции, формулировка проблемы;

-работа над составлением сочинения-рассуждения;

-отбор теоретического и фактического материала для аргументации;

-формулировка доказательств, собственной позиции, выводов

Применяемые технологии:

-технология системно-деятельностного подхода;

-технологии исследовательской деятельности обучающихся;

-технологии проблемного обучения.

-информационно-коммуникационные технологии

В качестве контроля используется такая форма, как сочинение, то есть создание собственного текста-рассуждения по цитате.

Формы контроля:

- практические задания;

- создание продукта – эссе;

Критерии оценивания сочинения-эссе

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

29.1

Раскрытие смысла высказывания

1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

0

ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

1

ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

0

ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

 

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3

выставляется 0 баллов

29.3

Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов

1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

29.4

Качество приводимых социальных фактов и примеров

2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

2

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

1

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

 

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

 

1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников

 

2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

Максимальный балл

6


Курс рассчитан на 9 часов (1 час в неделю). По структуре курс представляет собой систему теоретических, практических, индивидуальных занятий, а также занятий, предусматривающих анализ творческих работ обучающихся.




Литература

  1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №1. –с. 26-28

  2. ЕГЭ 2014. Обществознание. Репетитор. -  М.: Просвещение, Эксмо, 2013.

  3. Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию: Пособие для подготовки. Учебное пособие. – СПБ., 2015

  4. Единый государственный экзамен: Обществознание: Репетитор /Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Брандт М. Ю., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А., Лискова Т. Е. -  М.: Просвещение, 2016.

  5. ЕГЭ 2016. Обществознание. Репетитор. -  М.: Просвещение, Эксмо, 2016.





Интернет - источники:

  1. http://5-ege.ru/esse/

  2. https://infourok.ru/elektivniy-kurs-esse-po-obschestvoznaniyu-teoriya-i-praktika-1033460.html

  3. http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/esse_ob

  4. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

  5. https://www.kakprosto.ru/kak-923745-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege

  6. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege-1111285.html

  7. https://www.youtube.com/watch?v=fofAlvhO7cI

КИМ №1 к занятию № 5

Практическая работа.

Прочитайте эссе по обществознанию. Выполните задания.

А) Определите, к какой области обществознания относится данное эссе

Б) Какие элементы эссе представлены, аргументируйте выдержками из текста

Эссе 1. «Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье» (С. Маршак)

Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим.

Я полностью согласна с этими словами С. Маршака. Для начала вспомним: «Кто такой человек?». Человек – существо биосоциальное, обладающее как биологическими, так и социальными чертами. Как существо биологическое, он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам. Но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, сделав ее максимально комфортной и безопасной.

Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания.
Даже сам человек лишь благодаря «касанию» других людей становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком – уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов – законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы.

Человек – высшая ступень живых организмов на земле, он, в отличие от других живых организмов, продукт не только биологической, но и социальной, и культурной эволюции и, развиваясь, он пытается окультуривать все, что встречается ему на пути.

Эссе 2. «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». (С. Джонсон)

Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д. Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!

Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А в Швеции высокие налоги уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!


КИМ №2 к занятию № 11-13

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

К занятию 11.

29.1 Философия «Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать её целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай» (Р. Роллан).

29.2 Экономика «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

29.3 Социология, социальная психология «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев).

29.4 Политология «Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К.А. Гельвеций).

29.5 Правоведение «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самараканди).


К занятию 12.

29.1 Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2 Экономика «Сбережения составляют самый богатый доход». (Стобей)

29.3 Социология, социальная психология «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

29.4 Политология «Демократия есть механизм, который гарантирует, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем». (Б. Шоу)

29.5 Правоведение «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». (Сократ)


К занятию 13.

29.1 Философия: «Не смотри в прошлое с тоской. Оно не вернётся. Мудро распорядись настоящим. Оно твоё. Иди вперёд, навстречу туманному будущему, без страха и с мужественным сердцем» (Г. Лонгфелло).

29.2 Социальная психология, социология: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

29.3 Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

29.4 Политология: «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, гражданское и политическое, общественная свобода - вот три основных положения всякой истинной демократии» (Э. Литтре).

29.5 Правоведение: «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!