СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении педагогов

Просмотр содержимого документа
«Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности»

Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности Районный семинар учителей географии    Гизитдинова Наталья Александровна  учитель географии  МКОУ «Новосёловская средняя школа»

Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности

Районный семинар учителей географии

Гизитдинова Наталья Александровна

учитель географии

МКОУ «Новосёловская средняя школа»

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений Математическая грамотность Читательская грамотность Финансовая грамотность Функциональная грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление Естественнонаучная грамотность 2

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Функциональная грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Естественнонаучная грамотность

2

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Наличие ситуационной значимости контекста Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения 2

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

  • Наличие ситуационной значимости контекста
  • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
  • Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

2

Креативное мышление Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Креативное мышление

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд Креативность  – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.  Креативное мышление характеризуют четыре основных качества: -быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени), -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), - -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи), -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям) 2

Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд

  • Креативность – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

  • -быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
  • -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -
  • -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
  • -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

2

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или нового знания , и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения Креативное мышление: понятие 2

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или
  • нового знания , и/или
  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

Креативное мышление: понятие

2

Факторы, влияющие на креативность внутренние (личностные) уверенность в своих силах знание предмета, любознательность  доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности склонность к риску  отсутствие боязни показаться странным и необычным  отсутствие конформизма в действиях и мыслях развитое чувство юмора наличие богатого по содержанию подсознания  любовь к фантазированию и построению планов на будущее нацеленность на достижение результата 2

Факторы, влияющие на креативность

внутренние (личностные)

  • уверенность в своих силах
  • знание предмета, любознательность
  • доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности
  • склонность к риску
  • отсутствие боязни показаться странным и необычным
  • отсутствие конформизма в действиях и мыслях
  • развитое чувство юмора
  • наличие богатого по содержанию подсознания
  • любовь к фантазированию и построению планов на будущее
  • нацеленность на достижение результата

2

 Как может проявляться  креативность?   Большая креативность (Big-C creativity).  творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с  глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и  с  одаренностью, выдающимися способностями или талантом  Малая креативность (Little-C creativity) может проявляться   в  ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. 2

Как может проявляться креативность?

Большая креативность (Big-C creativity).

  • творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с  глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и  с  одаренностью, выдающимися способностями или талантом

Малая креативность (Little-C creativity)

  • может проявляться   в  ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п.

2

Подходы к оценке креативного  мышления   Выбор заданий для оценки креативности направлен на: организацию мыслительных процессов определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с  практиками обучения, учебной и  внеучебной деятельностью что имеет преобладающее значение в  креативности— особенности личности или предметная область 2

Подходы к оценке креативного мышления

Выбор заданий для оценки креативности направлен на:

  • организацию мыслительных процессов
  • определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с  практиками обучения, учебной и  внеучебной деятельностью
  • что имеет преобладающее значение в  креативности— особенности личности или предметная область

2

Подходы к оценке креативного  мышления   Области творческих задач область вербального выражения область художественного выражения область решения проблем (социальные, естественнонаучные, математические)   Группы заданий задания, требующие использования художественных средств – словесных и изобразительных (задания на «вербальное самовыражение» и задания на «визуальное самовыражение») задания на разрешение проблем –социальных и научных 2

Подходы к оценке креативного мышления

Области творческих задач

  • область вербального выражения
  • область художественного выражения
  • область решения проблем (социальные, естественнонаучные, математические)

Группы заданий

  • задания, требующие использования художественных средств – словесных и изобразительных (задания на «вербальное самовыражение» и задания на «визуальное самовыражение»)
  • задания на разрешение проблем –социальных и научных

2

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области Креативное самовыражение письменное или устное художественное или символическое Получение нового знания/ Решение проблем естественно-научные или математические социальные или межличностные 2

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области

Креативное самовыражение

письменное

или

устное

художественное или символическое

Получение нового знания/ Решение проблем

естественно-научные или математические

социальные или межличностные

2

Креативное мышление: модель оценки компетентностная модель тематическая модель Получение нового знания/решение проблем: научных социальных Креативное самовыражение: словесное визуальное Уточнение и совершенствование идей Отбор креативных идей Выдвижение разно-образных идей Выдвижение креативных идей Оценка сильных и слабых сторон идей Выдвижение и совершенствование идей Выдвижение и совершенствование идей

Креативное мышление: модель оценки

компетентностная модель

тематическая модель

Получение нового знания/решение проблем:

  • научных
  • социальных

Креативное самовыражение:

  • словесное
  • визуальное

Уточнение и совершенствование идей

Отбор креативных идей

Выдвижение разно-образных идей

Выдвижение креативных идей

Оценка сильных и слабых сторон идей

Выдвижение и совершенствование идей

Выдвижение и совершенствование идей

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: тематическую модель , в  которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; компетентностную модель , определяющую  мыслительные процессы, используемые при  разработке заданий.

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

тематическую модель , в  которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;

компетентностную модель , определяющую

мыслительные процессы, используемые при

разработке заданий.

Креативное мышление  Примеры визуального самовыражения  Компоненты компетентностной модели выдвижение разнообразных идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках выдвижение креативных идей, оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Креативное мышление Примеры визуального самовыражения

Компоненты компетентностной модели

  • выдвижение разнообразных идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках
  • выдвижение креативных идей, оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны
  • совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности.

Первые результаты апробации

Проведенная апробация показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся и 5-го, и 7-го классов

  • Результаты выполнения заданий и экспертные заключения говорят о том, что большинство заданий требуют некоторой доработки текстов заданий. Легенды и структура заданий в целом приемлемы. Многие задания, по мнению экспертов, интересны и полезны.

Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами :

  • с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.
  • с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции
  • заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.

Как научить креативному мышлению?  Читать, разговаривать и придумывать  Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.  Хамелеон Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против. Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет». Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни. Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.  Сочини рассказ по ключевым словам.  Сочините историю, используя слова: «вулкан», «магма», «огонь», «ужас».

Как научить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей. 

Хамелеон

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.

Сочини рассказ по ключевым словам.

Сочините историю, используя слова: «вулкан», «магма», «огонь», «ужас».

Как научить креативному мышлению?  Играть  Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.  Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них. В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией. «Что было бы, если…?» Солнце стало синим -исчезли все горы -Земля была плоской и т.д.

Как научить креативному мышлению?

Играть 

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. 

Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.

Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

«Что было бы, если…?»

  • Солнце стало синим

-исчезли все горы

-Земля была плоской и т.д.

Как научить креативному мышлению?  Решать головоломки и ребусы  Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.  Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из  Яндекс.Учебника . (География) (Горизонт)

Как научить креативному мышлению?

Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из  Яндекс.Учебника .

(География) (Горизонт)

Как научить креативному мышлению?  Подбирать ассоциации  Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера. Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?

Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?   Использовать задачи ТРИЗ  ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше. Удивлению мореплавателей не было предела, когда последний из пяти кораблей Магеллана вернулся в Севилью, обогнув Землю в течение всего плавания, один из его участников не пропускал ни одного дня, записывал всё что видел. И вот оказалось, что на суше прошло на один день больше, чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг.  Вопрос: Как объяснить этот удивительный случай, почему спутники Магеллана потеряли один день ?

Как научить креативному мышлению?

Использовать задачи ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.

  • Удивлению мореплавателей не было предела, когда последний из пяти кораблей Магеллана вернулся в Севилью, обогнув Землю в течение всего плавания, один из его участников не пропускал ни одного дня, записывал всё что видел. И вот оказалось, что на суше прошло на один день больше, чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг.
  • Вопрос: Как объяснить этот удивительный случай, почему спутники Магеллана потеряли один день ?

Что дает креативное мышление школьнику? Приобретение разнообразных навыков. Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно. Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее». «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход. Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха. Быть востребованным в современном мире

Что дает креативное мышление школьнику?

  • Приобретение разнообразных навыков.
  • Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
  • Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
  • Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
  • «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
  • Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
  • Быть востребованным в современном мире

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!