СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол на тему "Организация исследовательской работы учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка плана поможет организовать в школе круглый стол

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему "Организация исследовательской работы учащихся"»

Районный семинар учителей истории



Круглый стол

ТЕМА : «Организация исследовательской деятельности учащихся» Кулага О.С.- учитель биологии имени Кудыса Абсаметова,

Героя Социалистического Труда» с. Каргалы Жамбылский район



Форма

Круглый стол «Организация исследовательской деятельности учащихся» ориентирован на педагогических работников образовательных учреждений, заинтересованных в организации и внедрении в образовательный процесс исследовательской технологии.

Цели:


- создание условий для обобщения опыта работы и профессионального общения по вопросам организации исследовательской деятельности и организации взаимодействия между педагогами;

- выявление проблем в практической деятельности по реализации исследовательской технологии в школьном обучении.


Задачи:


- предоставить площадку для обмена опытом работы по организации и реализации исследовательской технологии; актуализировать представления педагогов о принципах и особенностях организации и сопровождения учебного исследования;

- выявить проблемы в организации исследовательской деятельности, подготовке учителей к использованию данной технологии; обеспечить включение педагогов в практическую работу, развивающую умения, необходимые для организации и сопровождения исследовательской деятельности учащихся

- создать условия для комфортного и предметного общения педагогов, реализующих или предполагающих реализовывать исследовательскую деятельность в процессе обучения, обеспечить признание особой образовательной значимости учебной деятельности


Участники

-педагогические работники образовательных учреждений, заинтересованные в организации и использовании в образовательном процессе исследовательской технологии

Сроки проведения

15.03.2017

Этапы круглого

стола

1. Знакомство

2. Психологический настрой

-видеоролик «Пусть все будет в шоколаде»

3.Выход на тему круглого стола

Мультфильм «Исследователи Арктики»

4.Обсуждение основных вопросов

1) Формы исследовательской деятельности- стратегия «Корзина идей»

Основные виды учебно-исследовательской деятельности:

1-проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

2-аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

3-диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

4-изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

5-экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата;

6-проектно-поисковая деятельность направлена на поиск, разработку и защиту проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

7-описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.












2) Организация исследовательской работы учащихся

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. Он включает:

- связь с базовой программой соответствующего класса;

- наличие собственной практики научной работы в избранной области;

- возможность консультационной помощи специалистов.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса или занятия, что предполагает:

- доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);

- опору на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);

- достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Данный этап предполагает:

- соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу;

- доступность темы и объема работы возможностям учащихся;

- наличие исследовательского характера темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;

- соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования включает:

- методологическую корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

- соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;

- доступность методики по освоению и реализации школьниками.

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. На данном этапе необходимо учитывать:

- доступность запланированного объема работ;

- доступность объекта исследования;

- адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.

Этап 6. Анализ, выводы. Он включает:

- наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;

- соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели.

Этап 7. Презентация, которая включает:

- соответствие формата представляемого материала формальным требованиям;

- отражение этапов исследования;

- отражение авторской позиции.

































3) Что дает исследовательская работа- стратегия Пэчворк

В ходе исследовательской работы у школьников формируются следующие умения и навыки:

- навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

- навыки овладения методикой сбора и оформления материала;

- навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;

- навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

- умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

РЕФЛЕКСИЯ

- педагоги - активные участники обсуждения и модераторы тем исследовательской работы учащихся

-главная цель исследовательской работы — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать

новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
-исследовательская деятельность способствует развитию:

- Критического мышления;

-   Информационной культуры;

- Творческих и коммуникативных способностей;

-   Умения ставить цели и пути их реализации;

-   Умения быть коммуникабельным, выступать перед публикой,

связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить,

выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

-








Рефлксия. Круглый стол прошел организованно, вопросы, которые рассматривались необходимы были для изучения педагогами в деле организации исследовательской работы с учащимися. Но в связи с тем, что круглый стол проводился на завершающем этапе семинара , то нужно отметить недостаточную активность со стороны учителей ( учителя отметили усталость). При проведении рефлексии отметили, что вопрос рассмотрен доступно, информация необходима для работы учителя.

Для более плодотворной работы можно рекомендовать проводить круглый стол в первой части семинаров, он подготовит учителей к посещению уроков по теме семинара и учителя будут иметь уже представление о том с какой точки зрения проводить анализ уроков, на каких моментах останавливаться и какую дать оценку урока.