1. Знакомство 2. Психологический настрой -видеоролик «Пусть все будет в шоколаде» 3.Выход на тему круглого стола Мультфильм «Исследователи Арктики» 4.Обсуждение основных вопросов 1) Формы исследовательской деятельности- стратегия «Корзина идей» Основные виды учебно-исследовательской деятельности: 1-проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; 2-аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; 3-диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов; 4-изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов; 5-экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата; 6-проектно-поисковая деятельность направлена на поиск, разработку и защиту проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.  7-описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.  2) Организация исследовательской работы учащихся Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. Он включает: - связь с базовой программой соответствующего класса; - наличие собственной практики научной работы в избранной области; - возможность консультационной помощи специалистов. Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса или занятия, что предполагает: - доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план); - опору на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы); - достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования. Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Данный этап предполагает: - соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу; - доступность темы и объема работы возможностям учащихся; - наличие исследовательского характера темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования; - соответствие задач цели, адекватность гипотезы. Этап 4. Подбор и освоение методики исследования включает: - методологическую корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования; - соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования; - доступность методики по освоению и реализации школьниками. Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. На данном этапе необходимо учитывать: - доступность запланированного объема работ; - доступность объекта исследования; - адекватность используемой методики объекту и условиям исследования. Этап 6. Анализ, выводы. Он включает: - наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками; - соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели. Этап 7. Презентация, которая включает: - соответствие формата представляемого материала формальным требованиям; - отражение этапов исследования; - отражение авторской позиции.    3) Что дает исследовательская работа- стратегия Пэчворк В ходе исследовательской работы у школьников формируются следующие умения и навыки: - навыки самостоятельной исследовательской деятельности; - умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; - навыки овладения методикой сбора и оформления материала; - навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; - навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; - умения оформлять доклад, исследовательскую работу.   |