СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол: «100 лет Великой российской революции»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для 11 класса проводится круглый стол по теме "100 лет социалистической революции".

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол: «100 лет Великой российской революции»»

Круглый стол: «100 лет Великой российской революции»

Цель: обеспечить осмысление учащимися событий Великой российской революции и помочь выработать собственную позицию, личностное отношение, опираясь на современную систему ценностей через вовлечение учащихся в познавательную, исследовательскую, творческую деятельность.

Задачи:

  • Способствовать пониманию общности исканий русской творческой интеллигенции в 1917 году на примере сближения литературы, истории и мировой художественной культуры.

  • Развитие навыка ведения диалога, способствующего принятию другой точки зрения, толерантности к иному восприятию, как реалий действительности, так и их отражений в искусстве

Участники события получат возможность:

- изучения основных революционных исторических событий, персоналий, дат, исторических сюжетов;

- личностного осмысления событий Великой российской революции, формирование личностного отношения к событиям прошлого;

- развития и презентации творческого потенциала школьников;

- воссоздание атмосферы революции 1917 года путём театрализации, оформления, атрибутики;

- осмысления того, что события революции оказали значительное влияние на отечественную литературу, искусство и музыку;

- совершенствования навыков научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Тип мероприятия: занятие по систематизации и обобщению нового материала

Технология: используются элементы технологии проблемного обучения и технологии активного обучения.

Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, кинематограф – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на интегрированном мероприятии позволяет «озвучить» текст, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Такой путь изучения исторического процесса и литературных произведений не только обогащает и углубляет когнитивные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Методы: частично- поисковый, исследовательский.

Оборудование:

  1. Презентация «Хроника событий февральской и октябрьской революций 1917 года» (документальная кинохроника, фотографии).

  2. Революционные марши и песни.

Ход заседания.

1. Мотивационно - целевой этап

Вступительное слово учителя истории:

Включить звук Гимн «Боже, Царя храни!» (несколько сек., потом сделать тише)

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, ребята, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Российской революции.

Осмысление исторических итогов той революции до сих пор будоражит умы политологов, политиков, да и обычный люд. Нынешние власти призывают страну воспринимать революцию 1917 года как историческую данность. Ни больше, ни меньше!

В своем Послании парламенту президент отметил: видео фрагмент выступления В.В.Путина (до 0:30 сек., выключить)

Власть сама не понимает, чем же была это революция на самом деле - трагедией, достижением, неизбежностью, шагом вперёд или шагом назад?

1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.



Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. Более того такой любимый народом праздник как Масленица выпадал на те же дни, что и в этом году. 

2. Содержательный этап.

Сметанина Рита.

Ты вспомни, товарищ, семнадцатый год, 
И памятней не было года
Когда измождённый войною народ,
За правду шёл в бой и свободу,
Не стало тогда для народа преград
И с верной дороги не сбили
Ни козни Антанты, ни яростный град,
Из пуль и осколков, и были
Сердца у бойцов тогда тверже свинца,
Ведь были сердца их из стали,
Их храбость и твёрдость не знали конца,
Они за тебя воевали!

В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах в Первой мировой войне, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.


Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»


Ведущий 2-ой: 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.


Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»


Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».


Сценка. Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко


«Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».


Слайд включить звук Гимна «Рабочая марсельеза»(0:53) Тише….
Ведущий 1-ый:
27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

 Слайд «Николай в поезде»

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

Ведущий 1-ый: 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Эти события вошли в историю как Февральская революция, итогом которой стала отречение царя от власти.

3. Актуализация знаний.

Учитель истории: К сегодняшнему дню ребята получили различные задания. Насколько успешно они справились с ними, мы посмотрим в ходе заседания.

Вика Хатанзейская. Как известно, 26 февраля, по распоряжению командующего войсками Петроградского военного округа генерала С.С. Хабалова, войскам был отдан приказ стрелять в демонстрантов. Четвёртая рота Павловского полка, отказалась стрелять, и заговорщики были приговорены к расстрелу. Объясните, были ли связаны бойцы Павловского полка с бунтовщиками?



Вита Артеева. Были ли у Николая II шансы не отрекаться от власти и таким образом спасти империю от краха?

Лера Зарубина. Как известно, 1 марта 1917 года, Николай Второй, прибыл на станцию Псков и его встретила свита во главе с генералом Н.В. Рузским. Почему Николай Второй отправился именно в Псков? Назовите фамилии людей, на чьё мнение опирался государь, при принятии решения об отречении от престола?

Вопрос от учителя истории: (ответить может любая группа):

Послушайте музыкальный отрывок (звучит Преображенский марш). Этот старинный русский военный марш исполняли в качестве гимна вместо «Боже царя храни», в первые месяцы, после февральской революции. Как называется этот марш? Какова его дальнейшая история?

Варианты прозвучавших ответов: Марш Лейб – гвардии Преображенского полка, Преображенский марш, марш преображенцев, марш Петра Великого, Петровский марш - один из самых старинных и известных  русских военных маршей.

1) После Октября 1917 года его в качестве «гимна» упразднили, но в Добровольческой армии Деникина «Преобра­женский марш» продолжал оставаться «российским гимном»..

2) Марш не исполнялся в советское время официально из-за своего «царского» прошлого.

3) В РФ этот марш ежегодно исполняют на параде 9 мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей великой Победы.

Учитель:

К  революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.

 Александр Блок:

 «Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции...  ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно  раздавался у меня в ушах».

 «Все происшедшее меня радует. Произошло то, чего еще никто оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала».

Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение  красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.
Вопрос классу: А как другие деятели искусства приняли февральскую революцию?

Варианты прозвучавших ответов:

1.Валерий Яковлевич Брюсов русский символист принял революцию как возможность начать свой творческий путь заново. Он надеялся, что революция приведет Россию, чуть ли не к Мировому господству. В.Я. Брюсов в письме к A.M. Горькому в этот период писал: «Не начинаю письмо поздравлениями, потому что это, само собой разумеется. Искренне кажется порой, что все это сон, магическое наваждение. Все мы ждали и верили. В Петрограде громили памятник Пушкина; в театре артисты отказались играть "На дне". (Газетное сообщение 1917 г.)

2. Не остался в стороне от революционных волнений известный писатель - прозаик, публицист М.М. Пришвин. Февральскую революцию он встретил как закономерное развитие политических событий. «Никто не думал о русском народе, интеллигенция по-прежнему говорила и думала только о философии и искусстве». Революционная волна казалось, полностью подхватила М. Пришвина, но в определенный момент в его мировосприятии что-то меняется, и он решает уехать в село Хрущёво.



Учитель: Вы совершенно правы. К февральской революции деятели творческой интеллигенции в основном большинство отнеслись восторженно «Слушайте, слушайте музыку революции…». Общество ждало перемен и получение свобод.

Учитель истории: Февральская революция привела к изменению политической системы России и явилась переходным моментом еще более масштабным переменам в обществе.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Учитель истории: Включить видеоролик.

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Символ – Аврора.

К заседанию учащиеся получили домашнее задание.

Они должны были составить и объяснить ментальную карту «Революционные события 24-25 октября 1917 года». С их помощью мы вспомним, что происходило в этот день.



Другие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции «Философский поход»:

  • И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»)

  • А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году)

  • А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году)

  • В.В. Набоков

  • Б.К. Зайцев , А.Т. Аверченко, Саша Чёрный, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, В.Ф. Ходасевич, А.М. Ремизов, И.С. Шмелёв, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)


Учитель истории: Из воспоминаний современников событий: «Во время переворота Петроград продолжал жить своей обычной мирной жизнью. Шли уроки в школах, работали фабрики, магазины, рестораны. По городу продолжали ходить ярко освещённые трамваи. Давали представления театры. Публика гуляла по Невскому и толпилась возле электрических вывесок синематографов».

Лев Давыдович Троцкий писал о спокойствии, царившем в городе 25 октября: «Буржуазные классы ждали баррикад, пламени пожаров, грабежей, потоков крови. На самом деле царила тишина, более страшная, чем все грохоты мира. Бесшумно передвигалась социальная почва, точно вращающаяся сцена, унося бывших господ в преисподнюю».

Учитель истории: Владимир Маяковский в своей автобиографии писал: « Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня нет. Моя революция!». Маяковский ждал революцию, верил в неё. Ей посвятил свою «Оду революции».

Учитель истории: Революция постепенно проникала в сознание. Это нашло проявление даже в повседневной жизни. Появились новые, рождённые революцией слова и аббревиатуры. Родители стали называть детей новыми именами.

Задание по ономастике: расшифруйте новые революционные имена

Арвиль – армия В.И. Ленина

Велиор – Великая Октябрьская революция

Винун – В.И. не умрет никогда

Вилюр – В.И. любит родину

Эрлен – эра ленина

Марлен – Маркс и Ленин

Ким – коммунистический интернационал

Ор – октябрьская революция

Луиджи - Ленин умер, но идеи живы

Владлен – Владимир Ленин

Нинель – Ленин (читаем наоборот)

Изиль - исполнитель заветов Ильича

Вектор - великий коммунизм торжествует

Ленгемир – ленин – гений мира

Дележ - дело Ленина живёт

Дамир (а) – даёшь мировую революцию (да здравствует…)

Тамил - тактика Маркса и Ленина

Мэл – Маркс, Энгельс, Ленин

Гертруда – героиня труда

Ревмир – революционный мир

Вопрос классу Как вы думаете. Почему появляются новые имена?

Задание: расшифруйте новые слова и аббревиатуры.

СНК - Совет народных комиссаров

ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет

ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем

РВСР – Российский военный совет республики

Наркомпрос - народный комиссариат просвещения

РСДРП б – российская социалистическая демократическая рабочая партия большевиков

ВРК – Военно-революционный комитет

Реввоенсовет – революционный военный совет

ЗАМКОМПОМОРДЕЛ – заместитель командующего по военным и морским делам

ВЛКСМ – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи

Революция 1917 года - событие трагическое, неоднозначное. Поэтому по сей день вызывает много споров.

С самого своего начала Октябрьская революция вызывала и продолжает вызывать в обществе противоречивые чувства и оценки. Одни восхищаются и гордятся большевиками-революционерами, а другие испытывают страх и ненависть к этому знаменательному событию в истории нашей Родины.

Ребята, что для вас – революция?

Какие уроки мы можем вынести из событий 1917года?

Ответы:

Достижения революции:

  • ликвидация сословного общества и классового неравенства,

  • помещичьи земля стала принадлежать крестьянам,

  • произошла национализация промышленности,

  • капиталистические отношения перестали существовать,

  • улучшились условия труда на предприятиях, претворялся в жизнь принцип; «От каждого по способностям, каждому – по труду»,

  • появились равные возможности во всех сферах жизнедеятельности для граждан,

  • широким слоям населения стало доступно образование,

  • укреплялась идея интернационализма,

  • общество строилось на принципах социальной справедливости.

  • Построено сильное государство, освободившее впоследствии мир от фашизма.

Отрицательные стороны:

  • искажение идей социализма в реальной жизни,

  • нивелирование личности в условиях тоталитарности государственной власти,

  • эмиграция,

  • уничтожение интеллигенции,

  • отрицание религии,

  • появление новой правящей элиты,

  • гибель миллионов людей в Гражданской войне и после.

Но тем не менее, если сделать общие выводы:

Учитель: Октябрьская революция – это событие, которое открыло новую эпоху в истории нашего государства. Октябрьская революция оказала влияние на развитие всего человечества в 20-м столетии. По масштабам преобразований, по глубине достигнутых результатов, по международной значимости это событие не имеет себе равных в истории.

Ненавидеть историю глупо! Мы должны уважать выбор своих предков. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем.

Как сказал В.В.Путин: «У России великая история и не менее великое будущее». Так давайте не будем забывать уроки прошлого!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!