СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Финансовая грамотность"»


Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Финансовая грамотность»

социальное направление

3 «А» класс

на 2020 – 2021 учебный год























Составитель: Хоролова Аша Магомедовна,

учитель начальных классов























Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);

  • основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Большезадоевская СОШ»;

  • годовой календарный учебный график школы;

  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса;

  • Учебного плана МКОУ «Большезадоевская СОШ» на 2020-2021 уч.год;

  • авторской программы Корлюговой Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 16с.



Рабочая программа рассчитана для обучающихся 3 класса



Количество часов на которое рассчитана программа

Курс в 3 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

В авторскую программу изменения не внесены.



Цель и задачи курса «Финансовая грамотность»



Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.



Общая характеристика факультативного курса

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки ра­боты учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;

  • групповые технологии;

  • технология развивающего обучения;

  • игровая технология;

  • проектная технология;

  • технология разноуровнего обучения;

  • информационные технологии.

Используемые методы работы:

  • объяснительно-иллюстративные,

  • проблемно-поисковый, рассказ,

  • беседа,

  • практикум,

  • самостоятельная работа.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • индивидуально-групповые,

  • фронтальные,

  • классные и внеклассные.

Средства обучения:

  • наглядные пособия,

  • технические средства,

  • цифровые образовательные ресурсы,

  • Интернет-ресурсы.



Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре­ния и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамот­ность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се­мейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финан­сов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.





Содержание программы

1. Что такое деньги и откуда они взялись

Тема 1. Как появились деньги.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств

Причиной возникновения обмена является специализация. В ре­зультате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен не­удобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных ре­гионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными то­варными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты поя­вились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государ­ственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цен­трализованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен­ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.

• Приводить примеры первых монет.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначаль­но бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи­щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является престу­плением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку­пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомо­нетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

• Оценивать преимущества и недостатки использования бумаж­ных денег.

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безна­личные деньги являются информацией на банковских счетах. Современ­ные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла­тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хра­нят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова­лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

• Приводить примеры валют.

• Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за­работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож­ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный раз­мер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми­нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при­водить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком­мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар­ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас­ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превыша­ют расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против­ном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.





Учебно-тематическое планирование

Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Что такое деньги и какими они бывают

16

2

Из чего складываются доходы в семье

4

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

10

Итого

34







Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

• тестовое задание;

• решение задач;

• решение кроссворда и анаграммы;

• мини-исследование;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.



Контроль и оценка достижений планируемых результатов

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

Е. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразитель­ных средств, качество оформления.


А

B

C

D

Е

F

G

Макси-


(5

(5

(5

(5

(5

(5

(5

мальное

Вид работы

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

коли-


лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

чество









баллов

Тест, кроссворд,

V







5

анаграмма









Задача

V


V





5-10

Графическая работа

V

V





V

15

Кейс

V

V

V


V

V


20-25

Доклад, сообщение

V


V

V


V


20

Ролевая игра

V

V

V


V


V

15-20

Постер

V


V



V

V

20

Компьютерная пре­зентация

V


V



V

V

20

Мини-исследование

V

V


V




15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35



Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или ино­го задания. Например, сложность задач может варьировать от простого зна­ния формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставлен­ной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.







Учебно-методическое обеспечение



Литература:

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

  4. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

  5. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

  6. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

  7. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

  8. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

  9. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

  10. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

  11. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.



Интернет-источники

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

5.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

6.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

7.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/

8.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru

Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

9. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

10.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

11.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4



Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор






Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» 3 «а» класс 2020-2021 учебный год



№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1. Что такое деньги и какими они бывают (16 ч)

1

Как появились деньги

1



2

Как появились деньги. Игра «Обмен товарами».

1



3

История монет. Коллекция нумизмата

1



4

История монет. Решение задач с денежными расчетами

1



5

Представление творческих работ. Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»

1



6

Представление творческих работ. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны.

1



7

Бумажные деньги

1



8

Бумажные деньги Современные купюры России и других стран.

1



9

Безналичные деньги

1



10

Безналичные деньги. (Электронные деньги, пластиковые карты.)

1



11

Представление результатов исследований

1



12

Представление результатов исследований

1



13

Валюты России и других стран

1



14

Валюты России и других стран

1



15

Валюты. Викторина

1



16

Тест по теме «Деньги»

1



17

Откуда в семье берутся деньги. Клады, лотерея, наследство.

1



18

Откуда в семье берутся деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1



19

Откуда в семье берутся деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

1



20

Откуда в семье берутся деньги. Тест

1



3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

(4 ч)

21

На что семьи тратят деньги. Необходимые расходы

1



22

На что семьи тратят деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

1



23

На что семьи тратят деньги. Хобби. Вредные привычки.

1



24

На что семьи тратят деньги. Расходы и доходы. Составление примерной сметы на неделю.

1



4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал (10 ч)

25

Как правильно планировать семейный бюджет. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1



26

Как правильно планировать семейный бюджет. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами

1



27

Как правильно планировать семейный бюджет. Игра «Распредели семейный бюджет»

1



28

Как правильно планировать семейный бюджет. «Путешествие в страну Капиталия»

1



29

Как накопить на мечту

1



30

Карманные деньги

1



31

Итоговая работа

1



32

Обзорный урок. Рефлексия

1



33

Обзорный урок. Рефлексия

1



34


Путешествие по стране финансов

1















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!