Раздел долгосрочного плана: 5. Энергия и движение | КГУ «Общеобразовательная средняя школа №14 отдела образования города Костаная» |
Дата: 18/19.02.2021 г. | ФИО учителя: Зелинская Кристина Михайловна |
Класс: 5 А/Г | Количество отсутствующих: присутствующих: |
Тема урока | Температура и тепловая энергия |
Цели обучения | 5.5.1.2 – различать температуру и тепловую энергию |
Цели урока | Учащиеся знакомятся с понятиями «температура» и «тепловая энергия» и учатся различать их |
Критерии оценивания | Учащиеся достигнет цели, если: знают и различают понятия «температура» и «тепловая энергия» |
Языковые цели | Лексика и терминология Использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка. Диалог и предложения |
Привитие ценностей | развитие познавательного интереса; развитие высших психических процессов – внимания, памяти, мышления; формирование самостоятельности; развитие умений и навыков воспринимать и использовать информацию из различных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности; отработка основных умений и навыков. |
Межпредметные связи | Физика |
Навыки использования ИКТ | Использование интернета для поиска информации по данной теме. Графическое представление процесса информации. |
Предварительные знания | 5.4.2.7 – исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза |
Ход урока |
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 5 мин | Организационный момент. Приветствие. Позитивный настрой. Активизация класса. Приветствие учащихся, пожелание успешной работы на уроке. Для создания психологической атмосферы и каллаборативной среды учитель проводит игру «Мне в тебе нравится», (называют одним словом то, что нравится в соседе) | |
Середина урока 20 мин | Тепловая энергия – это энергия, возникающая в результате сжигания различных видов топлива. Ее используют для отопления, выпаривания, нагревания и других технологических процессов. Когда мы говорим «тепло» или «холодно», то имеем в виду температуру воздуха. Источником тепловой энергии могут быть нагретые или раскаленные предметы, а также вещества, имеющие более высокую температуру. Тепловая энергия может выделяться в результате механического воздействия (трения), химической реакции (горения) или ядерной (деление ядра). Тело, имеющее более высокую температуру, отдает тепло, а более низкую – получает тепло. Тепловая энергия передается от одних тел к другим благодаря разнице температур. Для определения степени нагретости тела вводят величину, которую называют температурой. Чтобы измерить ее, достаточно термометра. Температура – это величина, показывающая, каким количеством тепла обладает то или иное тело. Температура обозначается буквой – t и измеряется с помощью термометра. Единицей измерения температуры являются градусы Цельсия [t] = 10oC. Различия между температурой и тепловой энергией В повседневной жизни мы используем понятие «тепловая энергия» и «температура», которые тесно связаны между собой. Разница между ними незначительна, так как величины связаны между собой, тепловая энергия возникает из-за разницы температур. Тепловая энергия в виде тепла, теплоты передается окружающей среде, мы рассматриваем ее в виде явления, а температура является объектом измерения. Тепловая энергия Температура ГЛОССАРИЙ по теме «Температура и тепловая энергия» | ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ (ТЕПЛО) – одна из форм энергии, связанная высокими температурами при нагревании, сгорании вещества | ТЕПЛОТА – мера переданной энергии в результате теплообмена | ТЕПЛОВОЙ ОБМЕН (ТЕПЛООБМЕН) – процесс смешивания тел при различной температуре, в результате которого устанавливается одинаковая температура для всех тел | ТЕПЛОПЕРЕДАЧА – передача энергии от теплых тел к более холодным, происходит только в одном направлении | ТЕМПЕРАТУРА - физическая величина, являющаяся мерой энергии, она характеризует степень нагретости тела. Обозначается t, измеряется с помощью термометра, единица – градусы Цельсия, 0С | ТЕПЛОВОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние системы, при котором температура тел, участвующих в теплообмене будет одинаковой. | | Раздаточный материал |
10 мин | ЗАДАНИЯ РАЗНОГО ТИПА. ЗАДАНИЯ по теме «Температура и тепловая энергия» | Ответ | Балл | 1. Тепловая энергия - это ... А. Энергия, получаемая при увеличении температуры В. Энергия при постоянном значении температуры С. Энергия, получаемая при охлаждении вещества D. Энергия, связанная с уменьшением температуры | А | 1 | 2. Установи соответствие между определениями и терминами, характерными для тепловых процессов: | | 4 | А. Теплота | 1. Процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к менее горячему | А. - 4 | В. Теплопередача | 2. Процесс смешивания тел при различной температуре, в результате которого устанавливается одинаковая температура для всех тел | В. - 1 | С. Теплообмен | 3. Форма энергии, связанная с высокими температурами и теплом | С. - 2 | D. Тепловая энергия | 4. Мера переданной энергии в результате теплообмена | D. - 3 | 3. Как происходит передача тепла при теплообмене А. от менее нагретого тела к более нагретому В. от более нагретого тела к менее нагретому С. только между телами, имеющими одинаковую температуру D. от тела, имеющего меньшую температуру, к телу, имеющему более высокую температуру | В | 1 | 4. Из приведенных утверждений определи верные и неверные При теплопередаче тепло передается только в одном направлении от тела, имеющего большую температуру к телу, имеющему меньшую температуру | Верно | 1 | 5. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Теплообмен происходит только с твердыми телами | Неверно | 1 | 6. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Количество теплоты – это мера переданной энергии при теплопередаче | Верно | 1 | 7. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Все тепловые процессы связаны с тепловой энергией | Верно | 1 | ФО: Разбалловка «5» - 9-10 «4» - 7-8 «3» - 4-6 «2» - 0-3 Обратная связь: устранение недочетов в ответах, коррекция знаний, словесная похвала | Раздаточный материал |
2 мин | Домашнее задание. Параграф 39, читать | |
Конец урока 3 мин | Подведение итогов урока. Рефлексия «Дерево успеха». Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения. Инструкция приема «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. | Рисунок дерево, стикеры (желтого, зеленого и красного цвета). |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Дифференциация – запланирована в самих заданиях. Каждое следующее задание усложняется по таксономии Б.Блума. Учитель может оказать поддержку некоторым учащимся (группе) при выполнении задании. Во время ролевой игры более способные учащиеся должны выступить в роли журналистов. Вопросы должны быть составлены по следующим направлениям: анализ, синтез, моделирование. | Выполнение разно уровневых заданий по таксономии Б.Блума | Учитель наблюдает и создает необходимые условия для соблюдения правил техники безопасности. |
Ее используют для отопления, выпаривания, нагревания и других технологических процессов.
Когда мы говорим «тепло» или «холодно», то имеем в виду температуру воздуха.
Тело, имеющее более высокую температуру, отдает тепло, а более низкую – получает тепло.
Тепловая энергия передается от одних тел к другим благодаря разнице температур.
Единицей измерения температуры являются градусы Цельсия [t] = 10oC.
В повседневной жизни мы используем понятие «тепловая энергия» и «температура», которые тесно связаны между собой. Разница между ними незначительна, так как величины связаны между собой, тепловая энергия возникает из-за разницы температур. Тепловая энергия в виде тепла, теплоты передается окружающей среде, мы рассматриваем ее в виде явления, а температура является объектом измерения.
ГЛОССАРИЙ по теме «Температура и тепловая энергия» |
ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ (ТЕПЛО) – одна из форм энергии, связанная высокими температурами при нагревании, сгорании вещества | ТЕПЛОТА – мера переданной энергии в результате теплообмена |
ТЕПЛОВОЙ ОБМЕН (ТЕПЛООБМЕН) – процесс смешивания тел при различной температуре, в результате которого устанавливается одинаковая температура для всех тел | ТЕПЛОПЕРЕДАЧА – передача энергии от теплых тел к более холодным, происходит только в одном направлении |
ТЕМПЕРАТУРА - физическая величина, являющаяся мерой энергии, она характеризует степень нагретости тела. Обозначается t, измеряется с помощью термометра, единица – градусы Цельсия, 0С | ТЕПЛОВОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние системы, при котором температура тел, участвующих в теплообмене будет одинаковой. |
ЗАДАНИЯ по теме «Температура и тепловая энергия» | Ответ | Балл |
1. Тепловая энергия - это ... А. Энергия, получаемая при увеличении температуры В. Энергия при постоянном значении температуры С. Энергия, получаемая при охлаждении вещества D. Энергия, связанная с уменьшением температуры | А | 1 |
2. Установи соответствие между определениями и терминами, характерными для тепловых процессов: | | 4 |
А. Теплота | 1. Процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к менее горячему | А. - 4 |
В. Теплопередача | 2. Процесс смешивания тел при различной температуре, в результате которого устанавливается одинаковая температура для всех тел | В. - 1 |
С. Теплообмен | 3. Форма энергии, связанная с высокими температурами и теплом | С. - 2 |
D. Тепловая энергия | 4. Мера переданной энергии в результате теплообмена | D. - 3 |
3. Как происходит передача тепла при теплообмене А. от менее нагретого тела к более нагретому В. от более нагретого тела к менее нагретому С. только между телами, имеющими одинаковую температуру D. от тела, имеющего меньшую температуру, к телу, имеющему более высокую температуру | В | 1 |
4. Из приведенных утверждений определи верные и неверные При теплопередаче тепло передается только в одном направлении от тела, имеющего большую температуру к телу, имеющему меньшую температуру | Верно | 1 |
5. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Теплообмен происходит только с твердыми телами | Неверно | 1 |
6. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Количество теплоты – это мера переданной энергии при теплопередаче | Верно | 1 |
7. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Все тепловые процессы связаны с тепловой энергией | Верно | 1 |
ЗАДАНИЯ по теме «Температура и тепловая энергия» | Ответ | Балл |
1. Тепловая энергия - это ... А. Энергия, получаемая при увеличении температуры В. Энергия при постоянном значении температуры С. Энергия, получаемая при охлаждении вещества D. Энергия, связанная с уменьшением температуры | | 1 |
2. Установи соответствие между определениями и терминами, характерными для тепловых процессов: | | 4 |
А. Теплота | 1. Процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к менее горячему | А. - |
В. Теплопередача | 2. Процесс смешивания тел при различной температуре, в результате которого устанавливается одинаковая температура для всех тел | В. - |
С. Теплообмен | 3. Форма энергии, связанная с высокими температурами и теплом | С. - |
D. Тепловая энергия | 4. Мера переданной энергии в результате теплообмена | D. - |
3. Как происходит передача тепла при теплообмене А. от менее нагретого тела к более нагретому В. от более нагретого тела к менее нагретому С. только между телами, имеющими одинаковую температуру D. от тела, имеющего меньшую температуру, к телу, имеющему более высокую температуру | | 1 |
4. Из приведенных утверждений определи верные и неверные При теплопередаче тепло передается только в одном направлении от тела, имеющего большую температуру к телу, имеющему меньшую температуру | | 1 |
5. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Теплообмен происходит только с твердыми телами | | 1 |
6. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Количество теплоты – это мера переданной энергии при теплопередаче | | 1 |
7. Из приведенных утверждений определи верные и неверные Все тепловые процессы связаны с тепловой энергией | | 1 |