СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто такие насекомые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Кто такие насекомые»

Автор урока Павлова Елена Петровна

УМК «Школа России»

Класс: 1 класс

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Кто такие насекомые?

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: : создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;

    • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • Развивающие:

    • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

    • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

  • Воспитательные:

    • воспитывать интерес к окружающему миру;

    • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;

    • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные образовательные результаты:

  • сравнивать части тела различных насекомых;

  • узнавать насекомых в загадках, по рисункам;

  • приводить примеры насекомых;

  • пользоваться признаком насекомых для определения при­надлежности животного к данной группе;

  • работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные образовательные результаты:

  • регулятивные:

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

    • осуществлять самопроверку;

    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

  • познавательные:

    • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

    • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

    • выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • коммуникативные:

    • слушать собеседника и вести диалог;

    • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • личностные:

    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

    • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;

    • уважительно относиться к иному мнению.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.



Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А.Плешаков); мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОР» для оценки своих достижений; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста; изображения насекомых для отгадывания загадок, которые разбросаны по стенам класса; карточки «Кто не является насекомым?»; ромашка и бабочки для осуществления рефлексии.



Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

I. Организационный этап.

Цель – проверка готовности к уроку.

− Ребята, я приветствую вас на уроке окружающего мира.

Проверьте свою готовность к уроку.

Потихонечку садитесь и работать не ленитесь.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель – проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? 

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка.

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр.

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель.

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина.

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель.


– Проверим ваши результаты.

(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – жёлтый сигнал светофора;
1-2 ошибки – зелёный сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) 

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?




- «Что такое хвоинки»










-хвоинка





- лиственница





- черёмуха





- кедр





- сосна

Умение работать с тестом.


































Умение осуществлять сомопроверку.










Слайд 1





Слайд 2





Слайд 3





Слайд 4





Слайд 5






Слайд 6






III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).






























IV. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа


























































































Физкультминутка

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их.

– Кто это?

– Как одним словом можно назвать этих животных?

– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?

- Назовите цель урока.



– На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них:

Трудится с утра до ночи,

Строит дом высокий очень.

Муравейник – тёплый дом,

Миллионы комнат в нём.

Строит кто? Скажи скорей!

Это крошка – …


– Встречайте Муравья Вопросика.

Сегодня он принёс нам новый вопрос: – Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе.









-Насекомые





- Узнать, каких животных мы называем насекомыми.










- муравей

Распознавание объектов.



Включается запись звуков пчёл на лугу.

Слайд 7



















Слайд 8

Цель – постановка учебной задачи на несколько уроков работы по заполнению таблицы, учить считывать информацию из разных источников , учить выдвигать предположения и проверять их.

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены.

– Какие одинаковые части есть у всех этих животных?






– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.





– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?


Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой.


– Но только ли у насекомых есть крылья?


– Значит, данный признак нельзя считать главным.


– Ваши предположения, зачем насекомым усики?


Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.


– Только ли у насекомых есть усики?


– Значит, и этот признак нельзя считать главным.



– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.



– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:

– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;

– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел,

– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;

– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.


– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?


– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?



Вы, наверное, устали?



Вы, наверное, устали?


Ну, тогда все дружно встали.


Ножками потопали,


Ручками похлопали.


Покрутились, повертелись


И за парты все уселись.


Глазки крепко закрываем,


Дружно до 5 считаем.


Открываем, поморгаем


И работать продолжаем.






Пчела, стрекоза, муравей


Крылья

Усики

Три части тела

6 ног

















- Крылья насекомые используют в основном для полёта.










-Нет.


















- Нет.







- Нет.



























Наличием трёх пар ног.





Выполнение движений вслед за учителем


Постановка учебной задачи.

1) Определение признаков насекомых.



















2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

«Крылья»














3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».
















4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».



5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».


Слайд 9


Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.




















Слайд 10





















Слайд 11




Слайд 12























Слайд 13

V. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»





























Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?


Он по комнате кружит.

Зло пищит, зудит, жужжит.

Сел тихонько мне на лоб.

Я его с размаху – шлёп!

Увернулся он от драки.

Вновь готовится к атаке.

Превращает ночь в кошмар,

Этот маленький…


–В городе Усинске стоит памятник комару. 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.


На лугах и на опушке,

Средь травы зеленой,

Маскируется искусно

Длинноус веселый!

Стрекотание его,

Часто режет уши,

Никому не верит он –

Хочешь, нет? А слушай!

Ноги – длинные по плечи,

Ну! Узнали? Он...


Кто чуть свет уже в полёте

От цветка и до цветка –

Вся в пыльце, весь день в работе

И жужжит наверняка!

Кто нам дарит мёд душистый:

Майский, липовый, лучистый,

Чтоб простуда не взяла?

Больно жалит кто?



Не мычит коровка та,

Нет рогов, копыт, хвоста,

Молока нам не дает,

Под листочками живет.

В чёрных точках красный плащ

носит жук. Растеньям – страж.

С вредной тлёй воюет ловко

эта...



Всем она надоедает

И по комнатам летает,

Пристаёт и вновь резвится,

Ей спокойно не сидится.

Всё летает и жужжит,

На стекле окна сидит,

Позолоченное брюхо,

Догадались? Это – ...




Наблюдаю я полёт –

Надо мною вертолёт.

Кто же ты? А ну, постой.

Длинный хвостик голубой,

Крылья, будто в паутинке,

Очень тоненькие льдинки.

И огромные глаза.

Кто же это?



– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?

Дети слушают загадку, отгадывают её и находят изображение данного насекомого в классе.)











комар



















Кузнечик









Пчела










Божия коровка










Муха











Стрекоза



- Да

Выявление существенных признаков.

Умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений.















Слайд 14



















Слайд 15









Слайд 16










Слайд 17










Слайд 18











Слайд 19






















VI.Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону


















Зрительная гимнастика

Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.









– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым, и зачеркнуть их. Можно советоваться с одноклассниками.

– Проверим результат вашей работы.



Дети выполняют задание






Дети высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном.


Обоснование своего выбора. Коллективное решение проблемы.








Слайд 20
















Цель – снятие мышечного напряжения глаз.

Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками: вверх – вниз, влево – вправо, круговое движение в обе стороны, близко – далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.

Дети выполняют упражнения для глаз.

Умение расслабиться.









VII. Творческая работа



















Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых.

-Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали? Посчитайте ножки.


-Выполните задание.


-Какой цвет вы выбрали для кузнечика?


-Какой цвет выбрали для шмеля?


-Почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый?

Выполняют задание 1 на стр.22 рабочей тетради.





- Зелёный



- Жёлтый, коричневый, чёрный.


- Кузнечику зелёная окраска помогает спрятаться от врагов. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пёстрой окраской предупреждает, что может пустить в ход своё жало, а это опасно для других



































VIII. Итог урока

Цель – подведение итогов, формулирование вывода.

- Подведём итог нашей работе. Обьясните Муравьишке, почему его называют насекомым.


- Достигли ли мы цели, которую поставили себе в начале урока?


- Что нового вы сегодня открыли для себя?


- Что повторили из того, что вы уже знали?


-Что на уроке было самым интересным?




Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
























IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми.


– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.

СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.

КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.


– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор.


Работа детей со шкалами самооценки. Несколько ребят проговаривают для всех.















Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок

Осознание качества и уровня усвоения материала.





Слайд 21








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!