СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП 9 класс. Литература. Курдюмова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП 9 класс. Литература. Курдюмова»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 79»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Совет образовательного директор БОУ г. Омска

учреждения «Средняя общеобразовательная

«__»__________2019 школа № 79»

Протокол №_______ ______________М.В. Лутонина

«__»__________2019





Рабочая программа

по литературе

9 класс



3 часа, 105 часов

кол-во часов в неделю, в год





Учитель: Свитыч Татьяна Сергеевна, первая квалификационная

Ф. И. О. педагога, категория





Учебник: Т.Ф. Курдюмова, Литература, 9 класс, Дрофа, 2018 год (Автор, название, издательство, год издания)









Рассмотрено: ШМО

Протокол №________

«__»__________2019 г.

Председатель ШМО Дорожко С.Н.















2019-2020 учебный год



  1. Планируемые предметные результаты по литературе в 9 классе

Ученик научится:

  1. Прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

  2. Определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  3. Определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  4. Анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  5. Различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  6. Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  7. Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.


Ученик получит возможность научиться:

  1. Сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  2. Осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  3. Использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации;

  4. Создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  5. Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  6. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


  1. Содержание учебного предмета «Литература» в 9 классе

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

Т е о р и я. «Вечный» образ.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы. 1747 г о д а», «В е ч е р н е е р а з м ы ш л е н и е о Б о ж и е м в е л и ч е с т в е п р и с л у ч а е с е в е р н о г о с и я н и я» (фрагменты). Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

Г. Р. Державин. «О д а к Ф е л и ц е», «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Державин — крупнейший поэт XVIII в. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Т е о р и я. Классицизм и классика.

Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я. Сентиментализм.

А. Н. Радищев. «П у т е ш е с т в и е и з П е т е р б у р г а в М о с к в у». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».

Т е о р и я. Традиции жанра путешествия.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. А. В. Кольцов. Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

И. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Т е о р и я. «Вечные» образы в литературе.


Дж. Г. Байрон. «Д у ш а м о я м р а ч н а...», «В и д е н и е В а л ь т а с а р а», «С т а н с ы». Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Герои его лирики. Образ автора в строках его произведений. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Т е о р и я. Романтизм.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н е в ы р а з и м о е». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

Т е о р и я. Жанры романтической лирики.

А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.

В.А. Жуковский. «С в е т л а н а». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик. Сюжет «Светланы». Народные поверья в балладе, романтический облик героини, органическая связь событий с изображением мира природы.

Т е о р и я. Жанры романтической лирики.

А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «Х р а н и м е н я, м о й т а л и с м а н...», «С о ж ж е н н о е п и с ь м о», «Е с л и ж и з н ь т е б я о б м а н е т...», «Э л е г и я», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

Маленькие трагедии. Вечные конфликты в конкретных исторических обстоятельствах. «М о ц а р т и С а л ь е р и». Творчество и нравственная взыскательность художника. Моцарт и Сальери – два типа отношения к творчеству. Вечный конфликт несовместимых решений («Гений и злодейство – две вещи несовместимые»). Роль темы зависти в конфликте пьесы. Столкновение добра и зла в пьесе.

«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).

«Ш и н е л ь» («Петербургские повести»). Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...», «Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Я т е б е н и ч е г о н е с к а ж у...», «К а к б е д е н н а ш я з ы к!..», «Ч у д н а я к а р т и н а...», «Я в д а л ь и д у...», «Н е т, я н е и з м е н и л...», «Я б ы л о п я т ь в с а д у т в о е м...», «Д е р е в н я», «Н а з а р е т ы е е н е б у д и...», «В е ч е р» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.

И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я. Стиль писателя.

Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е», «Т о с к а». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.

Зарубежная литература

Литература эпохи Средневековья

Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Т е о р и я. Название произведения.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.

Т е о р и я. «Вечный» образ.

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Т е о р и я. Публицистика.

А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я. Тонический стих.

А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

М. А. Булгаков. «Б е л а я г в а р д и я», «С о б а ч ь е с е р д ц е» (по выбору учителя и учащихся). «М е р т в ы е д у ш и» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

В. В. Набоков. «Г р о з а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Т е о р и я. Природа и человек в произведении искусства.

М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я. Создание народного характера.

Литература последних десятилетий

Произведения различных направлений литературы конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.

В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

А. И. Солженицын. «М а т р е н и н д в о р». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

В. Шукшин. «В е р у ю!», «А л е ш а Б е с к о н в о й н ы й», «В а н ь к а Т е п л я ш и н» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.

Лирика последних десятилетий XX в. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Тарковского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Б. Корнилова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, О. Сулейменова, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Б. Чичибабина, Н. Карташевой, Б. Ахмадулиной и др. (по выбору учителя и учащихся).

Литература народов России

Национальная и художественная самобытность поэзии Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева, Р. Гамзатова.

Г Тукай. Народный поэт Татарстана. Судьба поэта. «Р о д н а я д е р е в н я». Картины детства в стихотворении. Отрадные воспоминания о детстве. Особенности лексики стихотворения. Изображение прошедшего, настоящего и будущего в стихотворении. «Книга». Особенности построения стихотворения. Вечная, непреходящая ценность книги. Книга как «путеводная звезда» в жизни человека.

М. Карим. Башкирский поэт, писатель и драматург. Широта творческих интересов. «Б е с с м е р т и е» («У л ь м е с б а й»). Главный герой поэмы Ульмесбай как рассказчик, повествователь. Патриотизм, воинская смекалка, удальство, жизнерадостный юмор героя поэмы. Близость мотивов и языка «Бессмертия» поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Мысль о братских отношениях русского и башкирского народов.

К. Кулиев. Выдающийся балкарский поэт, певец красоты жизни, родной природы, человека-труженика. «К о г д а н а м е н я н а в а л и л а с ь б е д а…». Утверждение слитности мира человека и природы в стихотворении. Мастерство композиции и языка. «Ка к и м б ы м а л ы м н и б ы л м о й н а р о д…». Изображение прошлого, настоящего и будущего в стихотворении. Неразрывность судьбы народа и родного языка.

Р. Гамзатов. Знаменитый аварский поэт, народный поэт Дагестана. Размышления автора о человеке и природе, жизни и смерти, разлуках и встречах. Музыкальность стихотворений Гамзатова. «М о й Д а г е с т а н». Монолог поэта, обращенный к родине. Истоки истинной, «настоящей» любви к людям и природе Дагестана. «В г о р а х д ж и г и т ы с с о р и л и с ь, б ы в а л о…». Значение образа символа в стихотворении. Глубокий философский смысл стихотворения.

Зарубежная литература

Оценка «Фауста» И.В. Гете как философское решение проблемы человеческой жизни силами искусства. Опера «Фауст» и другие отклики на произведение Гете как утверждение важности проблемы. Толкование строк монолога умирающего Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» - как категорическое утверждение.

Итоги

Пути развития литературы в XIX—XX—XXI вв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.


  1. Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе

урока

урока по теме

Тема разделов, уроков

Форма занятия

Контроль

Сроки проведения

По плану

Фактически

1

1

Шедевры литературы и наше чтение (1)

Урок


03.09

03.09

03.09

03.09

03.09

03.09

2

1

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» (3)

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы

Урок


04.09

05.09

04.09

04.09

05.09

04.09

3

2

Герои и события. Мир природы

Урок


05.09

06.09

05.09

05.09

06.09

05.09

4

3

Идейный смысл произведения, художественное совершенство «Слова...». Перевод на современный язык

Урок


10.09

10.09

10.09

10.09

10.09

10.09

5

1

Литература 18 века

М.В. Ломоносов (2)

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния». Особенности содержания

Урок


11.09

12.09

11.09

11.09

12.09

11.09

6

1

Классицизм. Жанры классицизма. Ода

Урок


12.09

13.09

12.09

12.09

13.09

12.09

7

1

Г.Р. Державин (2)

«Ода к Фелице», стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник». Тема, идейный пафос, приемы выражения авторской позиции

Урок


17.09

17.09

17.09

17.09

13.09

17.09

8

2

«Ода к Фелице», стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник». Тема, идейный пафос, приемы выражения авторской позиции

Урок


18.09

19.09

18.09

18.09

19.09

18.09

9

1

Н.М. Карамзин (2)

«Бедная Лиза». Сюжет. Герои: Лиза и Эраст

Урок


19.09

20.09

19.09

19.09

20.09

19.09

10

2

Сентиментализм

Урок


24.09

24.09

24.09

24.09

24.09

24.09

11

1

А.Н. Радищев (1)

«Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси. Жанр путешествия

Урок


25.09

26.09

25.09

25.09

26.09

25.09

12

1

Зарубежная литература

Дж. Г. Байрон (2)

Стихотворения «Душа моя мрачна…», «Видение Вальтасара», «Стансы».

Урок


26.09

27.09

26.09

26.09

27.09

26.09

13

2

Лирика Байрона. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов

Урок


01.10

01.10

01.10

01.10

01.10

01.10

14

1

Литература 19 века

В.А. Жуковский (1)

Элементы романтизма в балладе «Светлана»

Урок


02.10

03.10

02.10

02.10

03.10

02.10

15

1

А.С. Грибоедов (5)

«Горе от ума». История создания комедии

Урок


03.10

04.10

03.10

03.10

04.10

03.10

16

2

Своеобразие конфликта

Урок


08.10

08.10

08.10

08.10

08.10

08.10

17

3

Система образов

Урок


09.10

10.10

09.10

09.10

10.10

09.10

18

4

Новаторство драматурга. Жанровое своеобразие, язык. Пьеса в восприятии критики

Урок


10.10

11.10

10.10

10.10

11.10

10.10

19

5

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок

Сочинение

15.10

15.10

15.10

15.10

15.10

15.10

20

1

А.С. Пушкин (11)

Биография

Урок


16.10

17.10

16.10

16.10

17.10

16.10

21

2

Лирика Пушкина. Тематика лирики и ее жанры

Урок


17.10

18.10

17.10

17.10

18.10

17.10

22

3

Вольнолюбивая лирика Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю»

Урок


22.10

22.10

22.10

22.10

22.10

22.10

23

4

Любовная лирика Пушкина. «Я вас любил…», «Храни меня, мой талисман…», «Сожженное письмо»

Урок


23.10

24.10

23.10

23.10

24.10

23.10

24

5

Философские размышления Пушкина. «Элегия», «Если жизнь тебя обманет», «Осень»

Урок


24.10

25.10

24.10

24.10

25.10

24.10

25

6

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Урок


29.10

29.10

29.10

29.10

29.10

29.10

26

7

Маленькие трагедии А.С. Пушкина. «Моцарт и Сальери»

Урок


30.10

31.10

30.10

30.10

31.10

30.10

27

8

Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Сюжет

Урок


31.10

01.11

31.10

31.10

01.11

31.10

28

9

Онегин как «лишний человек». Онегин и Ленский

Урок


12.11

12.11

12.11




29

10

Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина. Письмо Татьяны к Онегину

Урок


13.11

14.11

13.11




30

11

Автор в романе. Онегин и автор

Урок


14.11

15.11

14.11




31

1

М.Ю. Лермонтов (6)

Биография

Урок


19.11

19.11

19.11




32

2

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Поэт»

Урок


20.11

21.11

20.11




33

3

Любовная лирика Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий»

Урок


21.11

22.11

21.11




34

4

Философские размышления в лирике Лермонтова «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына», «Монолог», «Молитва», «Дума», «Пленный рыцарь»

Урок


26.11

26.11

26.11




35

5

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Сюжет и фабула произведения

Урок


27.11

28.11

27.11




36

6

Основные образы романа. Печорин как представитель «портрета поколения»

Урок


28.11

29.11

28.11




37

1

Н.В. Гоголь (7)

Биография

Урок


03.12

03.12

03.12




38

2

«Шинель». Тема «маленького человека»

Урок


04.12

05.12

04.12




39

3

«Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы

Урок


05.12

06.12

05.12




40

4

Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ». Образы помещиков

Урок


10.12

10.12

10.12




41

5

Образ Чичикова

Урок


11.12

12.12

11.12




42

6

Злободневность темы для современного читателя. Гоголь-сатирик

Урок


12.12

13.12

12.12




43

7

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Урок

Сочинение

17.12

17.12

17.12




44

1

Зарубежная литература

Литература эпохи Средневековья

А. Данте (2)

«Божественная комедия» («Ад»). Герои Ада в терцинах поэмы

Урок


18.12

19.12

18.12




45

2

«Чистилище» и «Рай»

Урок


19.12

20.12

19.12




46

1

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир (3)

Трагедия и комедия

Урок


24.12

24.12

24.12




47

2

«Вечный образ» Гамлет в череде других «вечных образов»

Урок


25.12

26.12

25.12




48

3

Борьба за власть как основная причина трагедии датского принца

Урок


26.12

27.12

26.12




49

1

Литература 19 века

Ф.И. Тютчев (2)

Биография. Лирика «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «День и ночь», «Эти бедные селенья…»

Урок


14.01

14.01

14.01




50

2

Лирика. «Еще томлюсь тоской…», «С поляны коршун поднялся…», «Она сидела на полу»

Урок


15.01

16.01

15.01




51

1

А.А. Фет (2)

Биография. Лирика. «Я тебе ничего не скажу…», «Как беден наш язык!..», «Чудная картина…», «Я вдаль иду…»

Урок


16.01

17.01

16.01




52

2

Лирика. «Нет, я не изменил…», «Я был опять в саду твоем…», «Деревня», «На заре ты ее не буди…», «Вечер»

Урок


21.01

21.01

21.01




53

1

Н.А. Некрасов (2)

Биография. Своеобразие поэзии Некрасова. Стихотворения «Родина», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Урок


22.01

23.01

22.01




54

2

Своеобразие поэзии Некрасова. Стихотворения «Родина», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Урок


23.01

24.01

23.01




55

1

И.С. Тургенев (3)

Биография. «Первая любовь» - любимое произведение Тургенева

Урок


28.01

28.01

28.01




56

2

Идейный замысел произведения

Урок


29.01

30.01

29.01




57

3

Сюжет повести и ее герои

Урок


30.01

31.01

30.01




58

1

Л.Н. Толстой (3)

Биография. Автобиографическая трилогия писателя

Урок


04.02

04.02

04.02




59

2

Судьба Николеньки в произведении «Юность»

Урок


05.02

06.02

05.02




60

3

Мастерство и сила нравственного воздействия автора

Урок


06.02

07.02

06.02




61

1

А.П. Чехов (2)

Биография. Меленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Урок


11.02

11.02

11.02




62

2

Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенность авторской позиции

Урок


12.02

13.02

12.02




63

1

Литература 20 – 21 веков

Судьбы русской литературы 20 века: Тема Родины и ее судьбы (1)

Урок


13.02

14.02

13.02




64

1

И.А. Бунин (2)

Биография. Автобиографические мотивы в прозе и поэзии Бунина

Урок


18.02

18.02

18.02




65

2

«Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть

Урок


19.02

20.02

19.02




66

1

М. Горький (2)

Биография. Автобиографическая трилогия Горького

Урок


20.02

21.02

20.02




67

2

«Мои университеты». Герой повести – Алеша Пешков и его судьба

Урок


25.02

25.02

25.02




68

1

А. Блок (2)

Биография. Своеобразие поэзии Блока. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…»

Урок


26.02

27.02

26.02




69

2

Своеобразие поэзии Блока. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…»

Урок


27.02

28.02

27.02




70

1

С.А. Есенин (2)

Биография. Своеобразие поэзии Есенина. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

Урок


03.03

03.03

03.03




71

2

Своеобразие поэзии Есенина. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

Урок


04.03

05.03

04.03




72

1

В.В. Маяковский (2)

Биография. Своеобразие поэзии Маяковского. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся»

Урок


05.03

06.03

05.03




73

2

Своеобразие поэзии Маяковского. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся»

Урок


10.03

10.03

10.03




74

1

А.А. Ахматова (1)

Биография. Своеобразие поэзии Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сероглазый король»

Урок


11.03

12.03

11.03




75

1

М.А. Булгаков (3)

Биография

Урок


12.03

13.03

12.03




76

2

«Собачье сердце». Фантастика и глубокий психологизм

Урок


17.03

17.03

17.03




77

3

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Урок


18.03

19.03

18.03




78

1

В.В. Набоков (1)

Биография. Идейное содержание произведения «Гроза»

Урок


19.03

20.03

19.03




79

1

М.А. Шолохов (2)

Биография. «Судьба человека»

Урок


01.04

02.04

01.04




80

2

Андрей Соколов. Новый герой в литературе

Урок


02.04

03.04

02.04




81

1

А.Т. Твардовский (3)

Биография. Поэма «Василий Теркин». Образ главного героя

Урок


07.04

07.04

07.04




82

2

Особенности поэмы «Василий Теркин»

Урок


08.04

09.04

08.04




83

3

Сочинение по теме «Судьба русской литературы в произведения 20 века»

Урок

Сочинение

09.04

10.04

09.04




84

1

Русская литература последних десятилетий

В.П. Астафьев (3)

Биография. «Царь – рыба». Нравственные проблемы повести

Урок


14.04

14.04

14.04




85

2

«Царь – рыба». Нравственные проблемы повести

Урок


15.04

16.04

15.04




86

3

Человек и природа в произведении Астафьева

Урок


16.04

17.04

16.04




87

1

В.Г. Распутин (3)

Биография. «Деньги для Марии». Гуманистический смысл повести

Урок


21.04

21.04

21.04




88

2

Противопоставление жизненных принципов героев повести

Урок


22.04

23.04

22.04




89

3

Тема семьи: образы Марии и Кузьмы

Урок


23.04

24.04

23.04




90

1

А.В. Вампилов (2)

Биография. Человек в стечение обстоятельств в произведении «Старший сын»

Урок


28.04

28.04

28.04




91

2

Сложность человеческой судьбы в произведении Вампилова

Урок


29.04

30.04

29.04




92

1

А.И. Солженицын (3)

Биография. Судьба человека в рассказе «Матренин двор»

Урок


30.04

01.05

30.04




93

2

Феномен «простого человека»

Урок


05.05

05.05

05.05




94

3

Философский смысл рассказа

Урок


06.05

07.05

06.05




95

1

В.М. Шукшин (2)

Биография. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина

Урок


07.05

08.05

07.05




96

2

Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин»

Урок


12.05

12.05

12.05




97

1

Лирика последних десятилетий (3)

Темы и идеи стихотворений поэтов конца 20 века

Урок


13.05

14.05

13.05




98

2

Темы и идеи стихотворений поэтов конца 20 века

Урок


14.05

15.05

14.05




99

3

Темы и идеи стихотворений поэтов конца 20 века

Урок


19.05

19.05

19.05




100

1

Литература народов России (2)

Основные особенности развития

Урок


20.05

21.05

20.05




101

2

Жизнь и творчество Габдуллы Тукая

Урок


21.05

22.05

21.05




102

1

Зарубежная литература

И. Гете (3)

Биография. «Фауст». «Вечные» образы в литературе

Урок


26.05

26.05

26.05




103

2

Неразрывность связи добра и зла

Урок


27.05

28.05

27.05




104

3

Промежуточная аттестация

Урок

Тест

28.05

29.05

28.05




105

1

Итоги (1)

Наше чтение и наша культура

Урок











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!