Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«КУМЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО __________/_Хрушкова Г. М./ Протокол №__ «____» сентября 2022г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________/Гнутова Л.А./ Приказ №___ от «____» сентября 2022 г |
Тематическое планирование
по литературному чтению в 3 классе
2022-2023 учебный год
Составитель:
Максимова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
д. Кумейка
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» составлено на основе:
1.Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для
образовательных учреждений;
2.Программы общеобразовательных учреждений «Литературное чтение. 1-4 классы» (авторы
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова М.: Просвещение 2016 г; учебно-методический комплект «Школа России»).
Тематическое планирование соответствует нормативным документам:
1.Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
3.Образовательной программе основного общего образования МКОУ «Кумейская основная
общеобразовательная школа»;
4.Учебному календарному графику и учебному плану основного общего образования МКОУ
«Кумейская основная общеобразовательная школа»;
5.Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года
№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального, общего, среднего общего образования»;
6.Гигиеничесим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 (с изменениями на 22 мая 2019 года).
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих
задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными видами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Проверочные работы | Проекты |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 14 | 1 | 1 |
3 | Поэтическая тетрадь | 10 | 1 | - |
4 | Великие русские писатели | 25 | 1 | - |
5 | Поэтическая тетрадь | 8 | 1 | - |
6 | Литературные сказки | 9 | 1 | - |
7 | Были-небылицы | 10 | 1 | - |
8 | Поэтическая тетрадь | 6 | 1 | - |
9 | Люби живое | 16 | 1 | - |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 | 1 | 1 |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | 1 | - |
12 | По страницам детских журналов | 6 | 1 | - |
13 | Зарубежная литература | 10 | 1 | - |
| ИТОГО: | 136 часов | 12 | 2 |
Материальное обеспечение образовательного процесса
1. Литература для учителя.
1. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2015.
2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.
3. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
4. Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2016.
5. Литературное чтение. 2–4 классы: внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2017.
6. Чтение. 1–4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2015.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Самое великое чудо на свете (2 часа) |
1 | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси | 1 |
2 | Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | 1 |
Устное народное творчество (14 ч) |
3-4 | Особенности русского народного фольклора. Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства | 2 |
5-6 | Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 |
7-8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 2 |
9-10 | Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк» | 2 |
11 | Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 |
12-13 | Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» | 2 |
14 | Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений | 1 |
15-16 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | 2 |
Поэтическая тетрадь (11 ч) |
17-18 | Русские поэты XIX– XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 2 |
19 | Русские поэты XIX– XX веков .А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,«Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 |
20-21 | Русские поэты XIX– XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 2 |
22 | Русские поэты XIX– XX веков. Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы» | 1 |
23-25 | Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима» | 3 |
26 | Урок-концерт «Знай и люби родную природу!» | 1 |
27 | Обобщение. Страницы русской классики | 1 |
Великие русские писатели (26 ч) |
28 | А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество | 1 |
29-31 | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения | 3 |
32-33 | Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста | 2 |
34 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 |
35 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки | 1 |
36 | И. А. Крылов. Биография и творчество | 1 |
37-38 | Басни И. А. Крылова. | 2 |
39-40 | Инсценирование басен И. А. Крылова | 2 |
41 | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество | 1 |
42-43 | М. Лермонтов. Лирические стихотворения | 2 |
44 | Детство Л. Н. Толстого | 1 |
45-46 | Л. Толстой «Акула» | 2 |
47 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 |
48-49 | Л. Толстой «Лев и собачка» | 2 |
50 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 |
51 | Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений | 1 |
52-53 | Внеклассное чтение «Великие русские писатели» | 2 |
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |
54-55 | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе | 2 |
56 | Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 |
57 | К. Бальмонт «Золотое слово» | 1 |
58 | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | 1 |
59 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений | 1 |
Литературные сказки (9 ч) |
60-62 | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | 3 |
63-64 | В. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки | 2 |
65-66 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки | 2 |
67 | Внеклассное чтение | 1 |
68 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | 1 |
Были-небылицы (10 ч) |
69-71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 3 |
72-73 | Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 2 |
74 | Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 |
75-77 | А. Куприн «Слон» | 3 |
78 | Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений | 1 |
Поэтическая тетрадь (6 ч) |
79-80 | Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | 2 |
81-82 | А. Блок. Картины зимних забав | 2 |
83 | Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха» | 1 |
84 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
Люби живое (16 ч) |
85-86 | Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина» | 2 |
87-88 | О братьях наших меньших И. Соколов – Микитов «Листопадничек» | 2 |
89 | Верность и преданность.В. Белов «Малька провинилась» | 1 |
90 | В. Белов «Еще про Мальку» | 1 |
91-92 | В. Бианки «Мышонок Пик» | 2 |
93-95 | Б. Житков «Про обезьянку» | 3 |
96 | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения | 1 |
97-98 | В. Драгунский. «Он живой и светится» | 2 |
99 | Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений | 1 |
100 | Внеклассное чтение по теме «Люби живое» | 1 |
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
101-102 | Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...» | 2 |
103 | Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре» | 1 |
104 | Стихи о детях. С. Михалков «Если» | 1 |
105-106 | Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок» | 2 |
107 | Проект «Времена года» (праздник поэзии) | 1 |
108 | Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) |
109-110 | Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 2 |
111 | А. Платонов «Цветок на земли» | 1 |
112 | Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | 1 |
113 | А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | 1 |
114-115 | Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова» | 2 |
116-117 | Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники» | 2 |
118 | Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон» | 1 |
119 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 |
120 | Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 |
По страницам детских журналов (8 ч) |
121-122 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы | 2 |
123 | Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 |
124-125 | Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | 2 |
126 | Веселые стихи для детей. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 |
127 | Шутливое искажение действительности. Р. Сеф. «Веселые стихи» | 1 |
128 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений | 1 |
Зарубежная литература (8 ч) |
129-131 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | 3 |
132-133 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | 2 |
134 | Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» | 1 |
135 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 |
136 | Итоговый урок «Что читать летом» | 1 |