№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности учащихся | Планируемые результаты | Виды и формы контроля |
Повторяем – узнаём новое (20ч) |
Речевое общение. Речь устная и письменная (4ч) |
1. | Речевое общение. | 1 | | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять способ общения, конкретную цель и результат коммуникации. Работа с пословицами. Повторение правил оформления предложения. | Умение грамотно оформлять предложение на письме, находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки; коммуникативные умения ведения устной речи и оформления её на письме. Понимание значения языка как средства установления контакта, общения между людьми. | Текущий. Устный опрос. |
2 | Речь устная и письменная. Цель речевого общения. | 1 | | Определять различия диалога и спора. Закреплять понятия диалог и монолог. Вспомнить , что такое тема и главная мысль текста. Раскрывать значение понятий «речевой этикет», «сленг». Находить и применять изученные орфограммы. Составление диалогов и монологов по рисунку учебника. | Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. | Текущий. Устный опрос. |
|
3 | Правила общения. | 1 | | Подбор пословиц, иллюстрирующих каждое правило общения. Составление диалогов, ведение беседы с соблюдением обязательных правил общения. Составление текста – рассуждения. | Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавить текст с опорой на его тему или основную мысль. Знать написание словарных слов. | Текущий. Устный опрос. |
4 | Правила общения. Закрепление. | 1 | | Повторить типы предложений. Составить обращение к одноклассникам с призывом бережного отношения к книге. Составление текста успешного общения. Разбор слов по составу и как часть речи. | Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи. | Прове-рочная работа. |
Речевая культура. Обращение (7ч) |
5 | Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | | Нахождение выхода из проблемной ситуации. Познакомиться с новым правилом общения. Повторение правил общения и изученных орфограмм. | Знать значение слова «обращение» и использовать его в активном словаре. Определять знаки препинания при обращении и обосновывать своё мнение. | Текущий. Устный опрос. |
6 | Деловая речь. | 1 | | Уметь отвечать на проблемный вопрос. Речь деловая, официальная, в сравнении с речью разговорной. Учиться отличать деловую и разговорную речь. Анализ разных жанров деловой речи. | Уметь находить обращения в тексте . Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращения и слова речевого этикета. | Текущий. Устный опрос. |
7 | Обращение. План. | 1 | | Узнать новое о виде документа – план. Определение основного назначения плана. Работа со статьёй из толкового словаря. Устное составление плана на заданную тему. Письменное составление плана текста.(РТ. с.14 упр.18) | Знать что такое план. Уметь составлять план на заданную тему устно и письменно. Уметь находить и объяснять изученные орфограммы. | Текущий. Устный опрос. |
8 | Научная речь и художественная речь. | 1 | | Различение текстов разных стилей. Поиск примеров научной речи. Анализ и запись найденных текстов. Повторение алгоритмов проверки орфограмм. Составление текстов на одну тему – научного и художественного. | Уметь различать тексты разных стилей. Знать алгоритмы проверки орфограмм. Уметь составлять научный и художественный тексты. Знать определение языкового средства – эпитет. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
9 | Входной контрольный диктант | 1 | | | | Контроль-ный диктант. |
10 | Виды речи. Метафора. | 1 | | Познакомиться с определением метафоры. Выяснение особенностей метафоры. Объяснение различий между метафорой и сравнением.(РТ. с. 19 упр.24, с.20 упр.25) Объяснение метафор.(РТ. с.18 упр.23) | Знать алгоритмы проверки орфограмм. Знать определение метафоры. Уметь составлять загадки с использованием метафор. Уметь различать метафору и сравнение. | Текущий. Устный опрос. |
11 | Развитие речи. ИЗЛОЖЕНИЕ по составленному плану | 1 | | Вспомнить что такое синонимы. Работа со стихотворным отрывком Н.Некрасова. Работа над значением устаревших слов. Работа с толковым словарём . Написание изложения по рассказу К.Паустовского «Кот- ворюга». | Уметь составлять план для написания изложения. Знать алгоритмы проверки орфограмм. | Изложение |
Текст как речевое произведение (9ч) |
12 | Текст как речевое произведение. Признаки текста. | 1 | | Установление основных признаков текста. Знать определение текста. Закрепление изученных орфограмм. Работа с текстом. Составление предложения текста и запись его. | Раскрывать значение понятий «план текста», «пояснительная записка» и обосновывать своё мнение. Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. | Текущий. Устный опрос. |
13 | План текста простой и развёрнутый. | 1 | | Активизация знаний о типах текстов. Изложение по тексту. Повторение девяти известных орфограмм. | Уметь применять знания девяти орфограмм. Уметь составлять план для написания изложения | Текущий. Устный опрос. |
14 | Типы текстов. | 1 | | Определение типов текстов. Преобразование текста- рассуждения в текст- описание (о зебре). Запись полученного варианта. Работа с текстом – повествованием по заданиям учебника. Ответ на вопрос Совёнка. Определение типа текста (РТ. с.22-23 упр. 29, 30) | Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текс по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. | Текущий. Устный опрос. |
15 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | Изложение по тексту (РТ. с.21 упр. 28). | Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. | Текущий. Изложение. |
16 | Составление текстов разных типов. | 1 | | Составление текста – описания по заданной теме. Определить роль имён прилагательных в тексте- описании. Составление схемы текста - рассуждения. Повторение понятий тема и главная мысль текста. Чтение подсказки Совёнка о том, как составить текст- рассуждение по заданиям. | Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. | Текущий. Устный опрос. |
17 | Составление собственного текста. | 1 | | Анализ текста Э.Успенского. Работа с орфограммами. Чтение сообщения Самоварова с советами о составлении текстов. Работа с памяткой «Как правильно составить текст». Составление текста на выбранную тему. | Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. | Текущий. Устный опрос. |
18 | Текст как речевое произведение. Обобщение. | 1 | | Систематизация знаний по вопросам рубрики «Проверь себя». | Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
19 | Диктант по теме «Текст». | 1 | | Написание диктанта с творческим заданием. | Уметь применять полученные знания и орфограммы. | Текущий. Диктант |
20 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | | Анализ ошибок допущенных в диктанте и их устранение. | Знать и применять изученные орфограммы. | Текущий. Устный опрос. |
Язык как средство общения (62ч) |
Средства общения (12ч) |
21 | Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения. | 1 | | Рассмотреть разные средства общения. Анализ пословиц. Систематизация знаний об основных языковых единицах. Знать отличия звука от букв. Общение с помощью жестов. Работа над фразеологизмами. (РТ. с.27 упр. 35) Познакомиться с высказываниями великих людей о родном языке. Работа со словарным словарём. Систематизация знаний о языковых единицах. | Уметь раскрывать значение понятий «средство», «средство общения» и использовать их в активном словарном языке. Уметь различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и обосновывать своё мнение. | Текущий. Устный опрос. |
22-23 | Повторение. Звуки и буквы русского языка. | 2 | | На основе опорных словосочетаний составляется научный текст о звуках и буквах. Чтение текста об истории создания первого алфавита. Работа со словами из словарика. Работа с текстом Р.Киплинга. | Знать написание словарных слов, изученных ранее. Уметь составлять предложения из словосочетаний. Уметь объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. | Текущий. Устный опрос. |
24- 25 | Правила переноса слов. Контрольное списывание. | 1 1 | | Объясните значение слов «буква», «звук». Закрепление понятия приёма звукописи. Составление предложений с олицетворением. Повторение правил деления слов на слоги и для переноса. Работа с правилами переноса слов. | Уметь раскрывать значение понятий «буква», «звук», «анаграмма». Уметь рассказывать правила о переносе и постановке ударения. Знать правила игры «анаграмма». Вставлять соответствующие гласные и писать полученные слова в предложении. | Текущий. Устный опрос. Контроль-ное списывание. |
26 | Основные правила орфографии. | 1 | | Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: безударные гласные в корне слова, парные и звонкие и глухие согласные в корне слова . | Знание о понятии «орфограмма» и использовать его в активном словаре. Умение различать понятия «проверяемые орфограммы», «непроверяемые орфограммы» и обосновывать своё мнение. | Текущий. Устный опрос. |
27 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | | Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: разделительные ъ и ь, буквосочетание ЧК. Безударные окончания имён прилагательных. Постановка ударения. Ввести понятие «омофоны». | Различать две функции ь. Писать предлоги и приставки. Писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, нщ, цы, ци, используя правило. Писать не с глаголом. Определять вид орфограммы и писать проверочное слово. Определять лишнее слово и выделять его графически. | Текущий. Устный опрос. Тест. |
28- 29- 30 | Повторение изученных орфограмм. Ударение. | 3 | |
31 | Диктант по теме «Язык как средство общения». | 1 | | Написание диктанта с выполнением заданий. | Уметь применять полученные знания и орфограммы. | Текущий. Диктант. |
32 | Работа над ошибками. | 1 | | Анализ ошибок допущенных в диктанте и их устранение. | Знать и применять изученные орфограммы. | Текущий. Устный опрос. |
Предложение (5ч) |
33- 34 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 2 | | Работа над смысловой функцией знаков препинания в конце предложения. Значение знаков препинания в конце предложений. Разные типы предложений. Работа над связью слов в предложении. Работа с текстом(РТ. с.37 упр.56) Работа с фразеологизмами. Работа с повествовательными и побудительными предложениями. Роль знаков препинания в конце предложений. | Уметь определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Объяснять роль интонации и специальных языковых средств (глаголов в повелительном наклонении, вопросительных или восклицательных слов) в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных). Уметь расставлять знаки препинания в конце предложений. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
35 | Контрольный диктант за 1 четверть. | | | Написание диктанта с выполнением заданий. | Уметь применять полученные знания и орфограммы. | Итоговый Контрольный диктант. |
36 | Работа над ошибками. Предложение. Знаки препинания. | 1 | | Наблюдение над ролью интонации и специальных вопросительных слов в образовании вопросительных предложений. Работа над интонацией повествовательного и вопросительного предложений. | Уметь определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Объяснять роль интонации и специальных языковых средств в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации. | Текущий. Устный опрос. |
37 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения на тему. | 1 | | Работа с текстом. Составление и запись плана текста. Составление текста-рассуждения на тему: «Какой лес мне нравится и почему». Работа с толковым словарём. | Текущий. Сочинение. |
Главные и второстепенные члены предложения (6ч) |
38 | Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | Нахождение главных членов в предложении. Определение части речи, падежа подлежащего. Игра «Подбери словечко». Определение прямого и переносного значения глаголов. Составление предложений со второстепенными членами. | Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложение второстепенными членами. Находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов. | Текущий. Устный опрос. |
39 | Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое. | 1 | | Нахождение сказуемых в предложениях. Работа со словами из словарика (с.60) подбор синонимов и антонимов. Запись предложений со словарными словами. Игра «Подбери словечко». Прямое и переносное значение глаголов. | Уметь находить главные члены в предложениях. Распространять предложение второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах. Уметь находить слова синонимы . | Текущий. Устный опрос. Проверочная работа. |
40 | Подлежащее и сказуемое как грамматичес-кая основа предложения. | 1 | | Нахождение главных членов предложения и определение стилистической принадлежности предложений.(РТ. с.43 упр.64) Уметь находить составное сказуемое . Составление предложений по рисунку. Нахождение ошибок в выделении главных членов предложения. Повторение орфограммы «Правописание не с глаголами». | Знать орфограмму правописание не с глаголами. Уметь находить главные члены в предложениях. Распространять предложение второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах. | Текущий. Устный опрос. |
41 | Второстепен-ные члены предложения. | 1 | | Вырабатывать навык постановки вопросов к второстепенным членам предложений. Работа со стихотворением.(РТ.41 упр.62) Нахождение границ предложений в тексте. Находить главные и второстепенные члены в предложениях. Уметь находить словосочетания. | Уметь находить главные члены в предложениях. Распространять предложение второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
42 | Второстепен-ные члены предложения. | 1 | | Текущий. Устный опрос. |
43 | Связь слов в предложении. | 1 | | Развивать умение устанавливать связь между словами . Работа с текстом. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому. | Различать сложное предложение и простое с однородными членами. Уметь находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов. Знать словарные слова. | Текущий. |
Предложения с однородными членами (4ч) |
44 | Однородные члены предложения. | 1 | | Отработка навыка нахождения однородных членов. Работа над созданием алгоритма . Наблюдение над постановкой знаков препинания при однородных членах. Чтение высказывания Самоварова. Анализ схем предложений. Составление схем предложений . Самостоятельная работа по изучаемой теме. | Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений. | Текущий. Устный опрос. |
45 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | 1 | | Нахождение однородных членов . расстановка знаков препинания и взаимопроверка. Составление текста – описания по рисунку с однородными членами. Работа с текстом по заданию. (РТ. с. 46 упр.70) Работа со схемами предложений. | Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений. | Текущий. Устный опрос. |
46 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | Замена нескольких простых предложений одним предложением с однородными членами. | Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений. | Текущий. Устный опрос. |
47 | Предложения с однородными членами. | 1 | | Составление предложений . закрепление знаний об однородных членах предложения. Анализ предложений по схемам, объяснение знаков препинания и нахождение изученных орфограмм. Тренировка в постановке знаков препинания при однородных членах.(РТ. с.48 упр.74, 75) | Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений. | Текущий. Устный опрос. Тест. |
Простые и сложные предложения (3ч) |
48 | Простые и сложные предложения. | 1 | | Введение понятия сложного предложения. Нахождение сложных предложений с определением основ, наблюдением за интонацией при их прочтении и над знаками препинания. Сравнение сложных предложений и простых предложений с однородными членами.(РТ. с.49 упр. 76, 77) | Уметь различать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Уметь составлять элементарные сложные предложения. | Текущий. Устный опрос. |
49 | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. | 1 | | Отработка навыка различия простых и сложных предложений. Конструирование сложных предложений из простых. | Уметь различать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Уметь составлять элементарные сложные предложения. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
50 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | Конструирование сложных предложений из простых. Дописывание сложных предложений с использованием союзов. | Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.. Уметь составлять элементарные сложные предложения. | Текущий. Изложение. |
Словосочетание (4ч) |
51 | Словосочетание. | 1 | | Повторение понятия словосочетание при чтении рубрики «Узелки на память». Нахождение словосочетаний в предложениях. Составление предложений со словосочетаниями. (РТ. с.52 упр.82) Игра «Спорщики».(РТ. с. 52 упр.83) | Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов, распространять предложение словосочетаниями. | Текущий. Устный опрос. |
52 | Словосочетание. | 1 | | Нахождение словосочетаний и предложений . подбор к каждому из главных членов предложения второстепенные члены. Выделить словосочетания. Составление словосочетаний по рисунку. Выработка навыка верного употребления словосочетаний с предлогами. Восстановление словосочетаний и составление с ними текста. Составление словосочетаний со словами из словаря. Диктант словосочетаний со словами из словаря. | Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов, распространять предложение словосочетаниями. | Текущий. Устный опрос. |
53 | Диктант по теме «Предложение» | 1 | | Диктант с частичным творческим заданием. | Уметь выделять главные члены предложения. Находить словосочетания. Уметь определять сложные предложения и предложения с однородными членами. | Диктант. |
54 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | Анализ ошибок контрольной работы и их устранение. Систематизация знаний по вопросам рубрики «Проверь себя». | Уметь находить ошибки и делать проверку на изученные орфограммы. Уметь выделять главные члены предложения. Находить словосочетания. Уметь определять сложные предложения и предложения с однородными членами. | Текущий. Устный опрос. |
Слово и его значение (8ч) |
55 | Обобщение знаний о значении слова. | 1 | | Определение роли слова. Доказать необходимость иметь большой словарный запас. Чтение сведений о толковых словарях русского языка. Работа с толковым словарём. Игра «Кто быстрее?».(РТ. с.55 упр.87) Экспериментальное составление текста на заданную тему с использованием ограниченного количества слов. | Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. | Текущий. Устный опрос. |
56 | Различные виды лингвистичес-ких словарей. | 1 | | Знакомство с фразеологическим словарём. Нахождение фразеологизмов, объяснение значения по фразеологическому словарику. Знакомство с этимологическим словарём. Знакомство с наукой о значении слов – этимологией. Работа с орфографическим словарём. Комментированное письмо с объяснением орфограмм. Самостоятельная работа упр. 133 | Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Уметь находить в тексте фразеологизмы и знать значение некоторых. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
57 | Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение. | 1 | | Работа с этимологическим словариком. Раскрытие значений слов. Работа с текстом.(РТ. с. 54 упр. 86) Выписывание исторически родственных слов. Определение термина лексическое значение. Различение слов и форм одного слова. | Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. | Текущий. Устный опрос. |
58 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | | Подбор синонимов к многозначному слову. Работа с антонимами. Определение частеречной принадлежности слов антонимов. Работа с омонимами. Обобщение знаний о синонимах, антонимах и омонимах. | Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Знать определение понятий антонимы, омонимы. | Текущий. Устный опрос. |
59 | Обучающее изложение. | 1 | | Совершенствование умений определять тему, тип текста; делить текст на части, коллективно составлять план, передавать содержание текста по плану. Учебник с106 упр185 | Самостоятельное написание изложения на основе зрительного восприятия теста по коллективно составленному плану. | Текущий. Изложение |
60 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | | Работа с многозначными словами . Анализ значения многозначных слов. Определение прямого и переносного значений слов. Работа со статьями толкового словаря С. И. Ожегова. Нахождение слов в переносном значении. | Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. | Текущий. Устный опрос. |
61 | Проверочная работа по лексикологии. | 1 | | Выполнение самостоятельной работы по теме «Слово и его значение». Работа по вопросам рубрики «Проверь себя». Диктант с творческим заданием. | Уметь применять полученные знания. | Текущий. Проверочная работа. |
62 | Работа над ошибками. | 1 | | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе, и их устранение. | Уметь находить ошибки и их исправлять. | Текущий. Устный опрос. |
Состав слова. Однокоренные слова (19) |
63 | Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | | Повторение частей слова. Обращение к рубрике «Узелки на память». Разбор слов по составу. Выработка алгоритма разбора слов. Нахождение в тексте однокоренных слов и разбор их по составу. Проведение самодиктанта. Выделение нулевого окончания. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии. | Текущий. Устный опрос. |
64 | Образование новых слов с помощью приставок. | 1 | | Образование новых слов с помощью приставок. Сопоставление слов с приставками и без них. Закреплять умение различать приставку и предлог. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь отличать приставку от предлога. | Текущий. Устный опрос. |
65 | Разделитель-ный твёрдый знак. | 1 | | Повторение и закрепление изученной ранее орфограммы «Разделительные ъ и ь». Составление словосочетаний. Уметь пользоваться алгоритмом для проверки слов по изученной орфограмме. Написание объяснительного диктанта. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Знать написание орфограммы «Разделительные ъ и ь знаки». | Текущий. Устный опрос. |
66 | Разделитель-ный мягкий знак. | 1 | | Текущий. Устный опрос. |
67 | Развитие речи. Контрольное изложение. | 1 | | Совершенствование умений определять тему, тип текста; делить текст на части, составлять план, передавать содержание текста по плану. | Самостоятельное написание изложения на основе зрительного восприятия теста по самостоятельно составленному плану. | Контрольное изложение |
68 | Образование новых слов с помощью суффиксов. | 1 | | Запомнить как пишутся суффиксы, определить их значение. Образование слов с помощью суффиксов –щик, -ач, -чик, -ник, -ист, -тель. Поиск в тексте слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь образовывать слова с помощью суффиксов. | Текущий. Устный опрос. |
69 | Правописание суффиксов –ик-, -ек-. | 1 | | Изучить правописание суффиксов –ек, -ик. Определение алгоритма написания суффиксов –ек, -ик. Отработка алгоритма проверки суффиксов –ек, - ик.(РТ. с. 65 упр.106,107) | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь образовывать слова с помощью суффиксов. Знать орфограмму правописание суффиксов –ек, -ик. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. |
70 | Однокоренные слова. Корень. | 1 | | Закреплять умение выделять корень, находить однокоренные слова. Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. | Текущий. Устный опрос. |
71 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | | Написание диктанта с выполнением заданий. | Уметь применять полученные знания и орфограммы. | Контрольный диктант. |
72- 73 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 2 | | Знание орфограмм корня. Восстановление стихотворения С.Маршака с использованием рисунка. Работа с текстом.(РТ. с.60 упр.96) | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь определять корень в словах. Находить однокоренные слова. | Текущий. Устный опрос. |
74 | Удвоенные согласные в корне слова. | 1 | | Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Знать орфограмму «Удвоенные согласные в корне слова». Уметь находить и исправлять ошибки в тексте. | Текущий. Устный опрос. |
75 | Однокоренные слова и формы слова. | 1 | | Наблюдение над ролью окончания в речи.(РТ. с. 69 упр.113) Нахождение основы и окончания в словах. Повторить алгоритм нахождения окончания в словах. Сопоставление однокоренных слов и форм одного слова. Выделение окончания в словах. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Знать алгоритм нахождения окончания. | Текущий. Устный опрос. |
76 | Диктант по теме «Состав слова». | 1 | | | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Диктант. |
77 | Правописание слов с орфограммами корня. | 1 | | Закреплять умение выделять корень, находить однокоренные слова. Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. | Текущий. Устный опрос. |
78 | Правописание соединитель-ных гласных в сложных словах. | 1 | | Выделение корней и соединительных гласных в словарных словах. Восстановление слов и словосочетаний. Игра «Переводчик». Нахождение сложных слов(РТ. с.67 упр. 110.) Образование сложного слова на основе предложенного словосочетания.(РТ. с.67 упр. 109) Игра «Подбери словечко». | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Уметь находить и правильно использовать соединительные гласные в сложных словах. | Текущий. Устный опрос. |
79 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | | Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии. | Текущий. Устный опрос. |
80 | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег». | 1 | | Определение темы картины, описание картины. Составление текста-описания по коллективно составленному плану. | Самостоятельно составлять текст-описание по коллективно составленному плану. Записывать текст сочинения с использованием орфографических знаний. | Текущий. Сочинение. |
81 | Анализ сочинений. Повторение изученных орфограмм. | 1 | | Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии. | Текущий. Устный опрос. |
Части речи (75ч) | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (4ч) | 82 | Целостное представление о частях речи. Различие и общность частей речи. | 1 | | Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. Повторение знаний о частях речи. Распределение слов по частям речи с устным комментированием. Распределение слов на тематические группы. Знакомство с понятием грамматическое значение. | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Уметь сравнивать лексическое и грамматическое значения слова. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Знать определение понятия грамматическое значение. | Текущий. Устный опрос. | 83 | Грамматическое значение частей речи. | 1 | | Нахождение общего грамматического значения для нескольких слов. Определение роли окончаний в выражении одного или нескольких грамматических значений. Распределение слов на группы на основе общих и частных грамматических значений. Распределение слов по частям речи с повторением орфограмм. Работа со словарными словами. | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Уметь сравнивать лексическое и грамматическое значения слова. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Знать определение понятия грамматическое значение. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант | 84 | Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. | 1 | | Составление словосочетаний , в которых разные окончания служат для выражения разного значения. Распределение по частям речи необычных слов. Закреплять навыки распределения слов по частям речи. | Уметь определять роль в предложении слов каждой из частей речи. Объяснять понятие «части речи, на новом уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические значения. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. | Текущий. Устный опрос. | 85 | Систематизация знаний о частях речи. Проверочная работа по теме «Слово как часть речи». | 1 | | Сделать вывод о роли в предложении слов каждой части речи. Составление небольшого рассказа по рисунку. Обобщение основных признаков , по которым выделяются части речи. Составление обобщённой схемы «Части речи». Проверочная работа по теме «Слово как часть речи» по вопросам рубрики «Проверь себя». | Уметь определять роль в предложении слов каждой из частей речи. Объяснять понятие «части речи, на новом уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические значения. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. | Текущий. Устный опрос. Проверочная работа. | Имя существительное (22ч) | 86 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | Определение начальной формы имени существительного, различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Углубление понятия одушевлённости- неодушевлённости имён существительных. Образование одушевлённых имён существительных с помощью суффиксов. Игра « Кто быстрее?». Повторение собственных имён существительных. Повторение роди и числа имён существительных. Составление словосочетаний с именами существительными. Работа с текстом. | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. | Текущий. Устный опрос. | 87 | Число и род имён существительных. | 1 | | 88 | Алгоритм определения падежа имён существительных. | 1 | | Повторение падежей имён существительных. Составление устного научного текста об изменении имён существительных по падежам. Отработка навыка постановки вопроса к имени существительному для определения падежа, чтение высказывания Самоварова. Повторение рода и числа в игре «Угадай» | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. | Текущий. Устный опрос. | 89 | Упражнение в распознавании падежа имён существительных. | 1 | | Вспомнить алгоритм определения падежа имени существительного. Работа с рубрикой «Шаги к умению». Отработка навыка определения падежа имени существительного. Самостоятельное склонение имён существительных. Наблюдение над правописанием падежных окончаний. | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь различать существительные в И.П и В.П. | Текущий. Устный опрос.
| 90 | Определение падежа у несклоняемых имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. | 1 | | Работа в рубрике « Узелки на память». Расширение представлений о несклоняемых именах существительных. Умение ставить существительное в нужный падеж. Различение имён существительных в именительном и винительном падежах. Определение падежа несклоняемых имён существительных. | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь определять падеж несклоняемых имён существительных. | Текущий. Устный опрос. | 91 | Три склонения имён существительных (общее представление). Тест. | 1 | | Распределение имён существительных по склонениям. Разбор по составу сложных слов. Игра «Кто быстрее?». Определение склонения имён существительных в косвенном падеже. Чтение высказывания Самоварова. Отработка навыка определения склонения имён существительных. | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь определять склонение имён существительных. | Текущий. Устный опрос. Тест. | 92 | Обучающее изложение. | 1 | | Изложение по тексту (РТ с.10-11 упр.13) | Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания. | Текущий. Изложение. | 93 94 95 | Падежные окончания имён существительных 1 склонения. | 3 | | Введение понятия слово-помощник. Нахождение имён существительных, которые могут служить словами-помощниками. Восстановление текста с указанием падежа и окончаний вставленных имён существительных. Игра «Кто больше?». Отработка навыка написания окончаний творительного падежа существительных 1 склонения. Составление рассказа по рисунку и по опорным выражениям. Нахождение и исправление ошибок в тексте с объяснением орфограмм. | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 1 склонения. | Текущий. Устный опрос. | 96 97 98 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 3 | | Определение двух способов проверки безударных падежных окончаний существительных 2 го склонения. Нахождение слов – помощников. Работа над окончаниями предложного падежа существительных 2-го склонения. Нахождение в тексте имён существительных 2-го склонения, определение их падежа. | Уметь находить имена существительные в тексте. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 2 склонения. Сравнивать окончания существительных 1-го и 2-го склонения. | Текущий. Устный опрос. | 99 100 | Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | 2 | | Определение существительных с ударными и безударными падежными окончаниями. Склонение имён существительных по образцу. Нахождение слов- помощников. Работа с окончаниями родительного падежа существительных 3-го склонения при определении пропущенных окончаний. Поиск существительных 3-го склонения в стихотворном тексте выполняется самостоятельно с последующей проверкой. | Уметь находить имена существительные в тексте. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 3 склонения. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант.
| 101102 | Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Проверочная работа. | 2 | | Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений в родительном, дательном и предложном падежах. Составление текстов – рассуждений с объяснением различия или совпадения падежных окончаний однокоренных имён существительных. Распределение по склонениям имён существительных с проблемным определением рода. Нахождение существительных разных склонений в орфографическом словарике. | Уметь находить имена существительные в тексте. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных единственного числа. Уметь анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Проводить работу с текстом. | Текущий. Устный опрос. Проверочная работа. | 103 104 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 2 | | Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе. Определение падежа имён существительных во множественном числе. Работа с окончаниями –а, -я, - ы, -и именительного падежа множественного числа. Чтение сообщения Совёнка. | Уметь анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Проводить работу с текстом. | Текущий. Устный опрос. | 105 | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | Проверка усвоения правил правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных, умения определять грамматические признаки существительного. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Диктант. | 106 | Работа над ошибками. | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, и их устранение | Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Текущий. Устный опрос | Имя прилагательное (14ч) | 107 | Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. | 1 | | Повторение алгоритма определения рода, числа, падежа имени прилагательного при чтении диалога Совёнка и Ани. Игра «Задание наоборот». Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи, дополнение текста именами прилагательными | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. | Текущий. Устный опрос. | 108 109 | Безударные окончания имён прилагательных. | 2 | | Тренировка умения ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному и определять окончание имени прилагательного. Устное составление текста-рассуждения научного стиля. Определение случаев, когда имя прилагательное не имеет значения рода. Определение числа, падежа, рода имени прилагательного. | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. | 110 111 112 | Склонение имён прилагательных. | 3 | | Отработка навыка определения падежа. Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных единственного числа. Наблюдение над склонением имён прилагательных в единственном числе. | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | Текущий. Устный опрос. | 113 114 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 2 | | Склонение имён прилагательных во множественном числе с выделением окончаний. Работа с текстом, его списывание и грамматическое задание в форме самостоятельной работы. Распределение имён прилагательных на группы в зависимости от значения рода. Образование имён прилагательных от существительных с помощью суффиксов –н-, -ин-. | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | Текущий. Устный опрос. | 115 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | | Наблюдение над использованием прилагательных в художественной речи. Образование имён прилагательных по заданной модели. | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | Текущий. Устный опрос. | 116 | Систематизация знаний об имени прилагательном. | 1 | | Выработка навыка определения окончания прилагательных в начальной форме. Составление словосочетаний с прилагательными. Выполнение заданий из рубрики «Проверь себя». | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. | 117 | Диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | Проверка умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Диктант. | 118 | Работа над ошибками. | 1 | | Исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Текущий. Устный опрос. | Местоимение (7ч) | 119 | Местоимение как часть речи. | 1 | | Поиск в стихотворном тексте слов, вместо которых употреблены местоимения. Исправление текста с речевыми ошибками. Чтение правила употребления местоимений в рубрике «Узелки на память». Наблюдение над ролью местоимений в тексте. Знакомство с личными местоимениями при чтении высказывания Самоварова. Нахождение личных местоимений. | Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. | Текущий. Устный опрос. | 120 121 122 | Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица. Контрольный диктант за 3 четверть. | 2 1 | | Определение значения местоимений 1,2, 3-го лица при чтении диалога Самоварова и Ани и анализе рисунков – схем. Анализируется таблица на с. 74. Восстановление местоимений в диалоге. Отработка навыка постановки местоимений 1-го и 2-го лица в нужную форму и определения их падежа. Знакомство с правилом о правописании местоимений с предлогами - при чтении сообщения Совёнка. Написание диктанта с выполнением заданий. | Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. Определять местоимения 1,2,3-го лица. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Устный опрос. Контрольный. Диктант | 123 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | | Развитие умения правильно употреблять и писать местоимения, определять их морфологические признаки. | Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. Определять местоимения 1,2,3-го лица. | Текущий. Устный опрос. | 124 | Систематизация знаний по теме «Местоимение». | 1 | | Составление диалогов по рисункам. Анализ местоимений как части речи. Составление диалогов по заданным ситуациям. Выполнение заданий из рубрики «Проверь себя». | Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. Определять местоимения 1,2,3-го лица. Склонять личные местоимения в единственном и множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. | 128 | Диктант по теме «Местоимение». | 1 | | Проверка умения правильно писать местоимения и обозначать буквами изученные орфограммы. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Диктант. | 129 | Работа над ошибками. | 1 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Текущий. Устный опрос. | Глагол (20ч) | 130 | Глагол. Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке. | 1 | | Повторение категорий времени, числа и рода глаголов. Игра «Кто найдёт самое точное слово?». Наблюдение над ролью категории времени глагола. Словарная работа по заданиям учебника. Письменный анализ глаголов из стихотворения. Чтение рубрики «Узелки на память». | Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | Текущий. Устный опрос. | 131 | Прошедшее время глагола. | 1 | | Работа с безударными окончаниями глаголов прошедшего времени. Подбор имён существительных нужного рода. Наблюдение над окончаниями глаголов настоящего и будущего времени. | Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | Текущий. Устный опрос. | 132 133 | Неопределённая форма глагола. | 2 | | Подбор глаголов с антонимичным и синонимичным значениями выполняется письменно с комментированием. Образование начальной формы для глаголов из пословиц. Выбор верной неопределённой формы глагола. Изменение глаголов по временам по образцу | Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | Текущий. Устный опрос. | 134 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | | Введение понятия спряжения. Игра «Найди место для глагола». Письменное спряжение глаголов с обязательным выделением окончаний. Определение лица глаголов настоящего времени. Определение лица и числа глаголов в предложениях, записанных под диктовку. Текст записывается с комментированием орфограмм. | Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | Текущий. Устный опрос. | 135 | Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 | | Делается вывод об окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени. Чтение диалога Совёнка и Ани. Образование формы будущего времени от глаголов. | Уметь изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Текущий. Устный опрос. | 136 | 2-ое лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | | | Введение орфограммы «Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа». Определение новой функции мягкого знака – показателя грамматической формы – при чтении сообщения Самоварова. Составление диалогов на тему «Чем ты занимаешься в свободное время?». | Уметь изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Текущий. Устный опрос. | 137 | I и II спряжение глаголов. | 1 | | Введение понятия I и II спряжения. Чтение диалога Ани и Самоварова. Сопоставление окончаний глаголов I и II спряжения по таблице, определение «ошибкоопасных мест». Распределение по спряжениям глаголов с ударными окончаниями выполняется письменно с обязательным комментированием и выделением окончаний глаголов. | Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Текущий. Устный опрос. | 138 139 | Способы определения спряжения глаголов. | 2 | | Сопоставление глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Списывание предложений с выделением окончаний и определением спряжения по ударным окончаниям. Распределение по группам глаголов с ударными или безударными окончаниями. | Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Текущий. Устный опрос. | 140 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | | Введение алгоритма определения спряжения глаголов с безударными окончаниями при чтении сообщения Самоварова. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Отработка умения определять спряжение глагола и верно писать безударное личное окончание. Объяснительный диктант с обязательным нахождением и комментированием окончаний глаголов. | Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. | 141 142 | Правописание глаголов на - тся и –ться. Проверочная работа. | 2 | | Введение орфограммы –тся, -ться в глаголах. Отработка навыка написания изучаемой орфограммы. Работа с глаголами на материале пословиц (РТ. с.67 упр. 105). Образование указанных форм глаголов по образцам (РТ. с. 68 упр. 106). Объяснительный диктант. Предложения записываются с комментированием орфограмм и вопросами к глаголам, объясняется постановка запятых в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. | Обосновывать написание –тся, -ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся, -ться. | Текущий. Устный опрос. Проверочная работа. | 143 | Глаголы-исключения. | 1 | | Нахождение глаголов –исключений в предложениях. Определение причины, почему 11 глаголов считаются исключениями. Закрепление навыка написания окончаний глаголов- исключений. Уточнение круга слов – исключений. | Уметь применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов- исключений. Отличать глаголы –исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений. | Текущий. Устный опрос. | 144 | Написание безударных окончаний глаголов. | 1 | | Выбор слов – исключений из ряда однокоренных глаголов. Образование новых слов от глаголов исключений проводится в форме игры «Кто больше?». Распределение глаголов по спряжениям проводится с комментированием и устным образованием форм 3-го лица единственного и множественного числа и указанием окончаний. Самостоятельное записывание глаголов по группам. | Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Текущий. Устный опрос. | 145 | Разбор глагола как части речи. | 1 | | Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Отработка умения определять спряжение глагола и верно писать безударное личное окончание. | Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | Текущий. Устный опрос. | 146 | Систематизация знаний по теме «Глагол». | 1 | | Систематизация знаний о глаголе с использованием таблицы. Анализ глаголов выполняется сначала устно, затем письменно. Работа по материалам рубрики «Проверь себя». | Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | Текущий. Устный опрос. | 147 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | | Проверка усвоения правил правописания безударных гласных в окончаниях глаголов, умения определять грамматические признаки глаголов. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Диктант. | 148 | Работа над ошибками. | 1 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Текущий. Устный опрос. | Имя числительное (3ч) | 149 150 151 | Имя числительное. | 3 | | Понятие имени числительного как части речи. Чтение сообщения Самоварова. Знакомство с количественными и порядковыми числительными при чтении сообщения Самоварова. Анализ имени числительного как части речи по образцу. Запись числительных и определение их вида. | Уметь объяснять различие функций имён числительных разных разрядов. Употреблять числительные в речи. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. | Наречие (5ч) | 152 153 154 | Наречие. | 3 | | Первоначальное знакомство с наречиями. Распределение наречий на группы на основе вопросов. Составление словосочетаний с наречиями. Разбор наречий по составу. Подбор наречий к фразеологизмам. Образование наречий от имён прилагательных по образцу. Выделение суффиксов наречий. Нахождение в наречиях известных орфограмм. Распространение предложений наречиями. Работа с орфографическим словарём. | Уметь находить наречия в предложении. Определять грамматические особенности наречий (неизменяемость). Сравнивать наречия и слова других частей речи по их грамматическим признакам. Уметь составлять словосочетания с наречиями. Распределять предложения наречиями. | Текущий. Устный опрос. | 155 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное. Наречие». | 1 | | Проверка умения различать имена числительные и наречия, находить их в тексте. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. Диктант. | 156 | Работа над ошибками. | 1 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Текущий. Устный опрос. | Повторение (18ч) | 157 158 | Слово. | 2 | | Определение роли слова. Доказать необходимость иметь большой словарный запас. Чтение сведений о толковых словарях русского языка. Работа с толковым словарём. Экспериментальное составление текста на заданную тему с использованием ограниченного количества слов. | Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. | Текущий. Устный опрос. | 159 | Части речи. | 1 | | Повторение частей речи, синонимов и антонимов. Распределение частей речи по группам. Игра «Кто быстрее и точнее?». Уточнение орфограмм. | Текущий. Устный опрос. | 160 | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 | | Изложение текста. Составление плана текста. Устный пересказ по плану текста. Запись текста с самостоятельной проверкой. | Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания. | Текущий. Изложение. | 161 | Части речи. | 1 | | Определение частей речи по их признакам. Выбор алгоритма для проверки пропущенной орфограммы. | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. | 162 | Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 | | Изложение текста. Составление плана текста. Устный пересказ по плану текста. Запись текста с самостоятельной проверкой.(с.123 упр.212) | Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания. | Текущий. Изложение. | 163 | Части речи. | 1 | | Повторение изученных орфограмм и частей речи. Повторение алгоритмов проверки написания окончаний слов разных частей речи. Работа с орфограммами. Повторить алгоритм проверки написания окончаний глагола. Составление предложений. Составление устных текстов- рассуждений с доказательством принадлежности слов к определённой части речи. Повторение падежных окончаний имён существительных, прилагательных. | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. | Текущий. Устный опрос. | 164 | Контрольное списывание. | 1 | | Проверка знаний по изученным темам. | Списывание текста с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий. | 165 166 | Правила правописания. | 2 | | Повторение изученных орфограмм и частей речи. Повторение алгоритмов проверки написания окончаний слов разных частей речи. Работа с орфограммами. Повторить алгоритм проверки написания окончаний глагола. Составление предложений. Определение типа пропущенной орфограммы. | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. | Текущий. Устный опрос. | 167 | Итоговый контрольный диктант за год. | 1 | | Проверка знаний по изученным темам. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Итоговый. Диктант. | 168 169 | Анализ контрольного диктанта. Правила правописания. | 2 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Текущий. Устный опрос. | 170 | Контрольное изложение. | 1 | | Изложение текста. Составление плана текста. Устный пересказ по плану текста. Запись текста с самостоятельной проверкой. | Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания. | Текущий. Изложение. | 171 172 173 174 | Правила правописания. Итоговый тест. | 4 | | Повторение изученных орфограмм и частей речи. Повторение алгоритмов проверки написания окончаний слов разных частей речи. Работа с орфограммами. Повторить алгоритм проверки написания окончаний глагола. Составление предложений. Составление устных текстов- рассуждений с доказательством принадлежности слов к определённой части речи. Повторение падежных окончаний имён существительных, прилагательных. | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. | Текущий. Устный опрос. Словарный диктант. Тест. | 175 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» | 1 | | Текущий. Устный опрос. | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
166 | Повторение. Правила правописания. | | | | | |
167 | Повторение. Правила правописания. | | | | | |
168 | Контрольное списывание. | | | | | |
169 | Повторение. Правила правописания. | | | | | |
170 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» | | | | | |
| | | | | | |