СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Перспектива" 4 класс, 5 часов в неделю

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 4 класс»

Календарно – тематическое планирование по русскому языку. 4 класс


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Повторяем – узнаём новое (20ч)

Речевое общение. Речь устная и письменная (4ч)

1.

Речевое общение.

1


Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять способ общения, конкретную цель и результат коммуникации. Работа с пословицами. Повторение правил оформления предложения.

Умение грамотно оформлять предложение на письме, находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки; коммуникативные умения ведения устной речи и оформления её на письме. Понимание значения языка как средства установления контакта, общения между людьми.

Текущий. Устный опрос.

2

Речь устная и письменная. Цель речевого общения.

1


Определять различия диалога и спора. Закреплять понятия диалог и монолог. Вспомнить , что такое тема и главная мысль текста. Раскрывать значение понятий «речевой этикет», «сленг». Находить и применять изученные орфограммы. Составление диалогов и монологов по рисунку учебника.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом.

Текущий. Устный опрос.


3

Правила общения.

1


Подбор пословиц, иллюстрирующих каждое правило общения. Составление диалогов, ведение беседы с соблюдением обязательных правил общения. Составление текста – рассуждения.

Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавить текст с опорой на его тему или основную мысль. Знать написание словарных слов.

Текущий. Устный опрос.

4

Правила общения. Закрепление.

1


Повторить типы предложений. Составить обращение к одноклассникам с призывом бережного отношения к книге. Составление текста успешного общения. Разбор слов по составу и как часть речи.

Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи.

Прове-рочная работа.

Речевая культура. Обращение (7ч)

5

Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении.

1


Нахождение выхода из проблемной ситуации. Познакомиться с новым правилом общения. Повторение правил общения и изученных орфограмм.

Знать значение слова «обращение» и использовать его в активном словаре. Определять знаки препинания при обращении и обосновывать своё мнение.

Текущий. Устный опрос.

6

Деловая речь.

1


Уметь отвечать на проблемный вопрос. Речь деловая, официальная, в сравнении с речью разговорной. Учиться отличать деловую и разговорную речь. Анализ разных жанров деловой речи.

Уметь находить обращения в тексте . Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращения и слова речевого этикета.

Текущий. Устный опрос.

7

Обращение. План.

1


Узнать новое о виде документа – план. Определение основного назначения плана. Работа со статьёй из толкового словаря. Устное составление плана на заданную тему. Письменное составление плана текста.(РТ. с.14 упр.18)

Знать что такое план. Уметь составлять план на заданную тему устно и письменно. Уметь находить и объяснять изученные орфограммы.

Текущий. Устный опрос.

8

Научная речь и художественная речь.

1


Различение текстов разных стилей. Поиск примеров научной речи. Анализ и запись найденных текстов. Повторение алгоритмов проверки орфограмм. Составление текстов на одну тему – научного и художественного.

Уметь различать тексты разных стилей. Знать алгоритмы проверки орфограмм. Уметь составлять научный и художественный тексты. Знать определение языкового средства – эпитет.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.

9

Входной контрольный диктант

1




Контроль-ный диктант.

10

Виды речи. Метафора.

1


Познакомиться с определением метафоры. Выяснение особенностей метафоры. Объяснение различий между метафорой и сравнением.(РТ. с. 19 упр.24, с.20 упр.25) Объяснение метафор.(РТ. с.18 упр.23)

Знать алгоритмы проверки орфограмм. Знать определение метафоры. Уметь составлять загадки с использованием метафор. Уметь различать метафору и сравнение.

Текущий.

Устный опрос.


11

Развитие речи. ИЗЛОЖЕНИЕ по составленному плану

1


Вспомнить что такое синонимы. Работа со стихотворным отрывком Н.Некрасова. Работа над значением устаревших слов. Работа с толковым словарём . Написание изложения по рассказу К.Паустовского «Кот- ворюга».

Уметь составлять план для написания изложения. Знать алгоритмы проверки орфограмм.

Изложение

Текст как речевое произведение (9ч)

12

Текст как речевое произведение. Признаки текста.

1


Установление основных признаков текста. Знать определение текста. Закрепление изученных орфограмм. Работа с текстом. Составление предложения текста и запись его.

Раскрывать значение понятий «план текста», «пояснительная записка» и обосновывать своё мнение. Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста.

Текущий.

Устный опрос.


13

План текста простой и развёрнутый.

1


Активизация знаний о типах текстов. Изложение по тексту. Повторение девяти известных орфограмм.

Уметь применять знания девяти орфограмм. Уметь составлять план для написания изложения

Текущий.

Устный опрос.


14

Типы текстов.

1


Определение типов текстов. Преобразование текста- рассуждения в текст- описание (о зебре). Запись полученного варианта. Работа с текстом – повествованием по заданиям учебника. Ответ на вопрос Совёнка. Определение типа текста (РТ. с.22-23 упр. 29, 30)

Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текс по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

Текущий.

Устный опрос.


15

Развитие речи. Обучающее изложение.

1


Изложение по тексту (РТ. с.21 упр. 28).

Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

Текущий. Изложение.


16

Составление текстов разных типов.

1


Составление текста – описания по заданной теме. Определить роль имён прилагательных в тексте- описании. Составление схемы текста - рассуждения. Повторение понятий тема и главная мысль текста. Чтение подсказки Совёнка о том, как составить текст- рассуждение по заданиям.

Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

Текущий.

Устный опрос.


17

Составление собственного текста.

1


Анализ текста Э.Успенского. Работа с орфограммами. Чтение сообщения Самоварова с советами о составлении текстов. Работа с памяткой «Как правильно составить текст». Составление текста на выбранную тему.

Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

Текущий.

Устный опрос.


18

Текст как речевое произведение. Обобщение.

1


Систематизация знаний по вопросам рубрики «Проверь себя».

Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый).

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.

19

Диктант по теме «Текст».

1


Написание диктанта с творческим заданием.

Уметь применять полученные знания и орфограммы.

Текущий.

Диктант

20

Работа над ошибками. Повторение.

1


Анализ ошибок допущенных в диктанте и их устранение.

Знать и применять изученные орфограммы.

Текущий.

Устный опрос.


Язык как средство общения (62ч)

Средства общения (12ч)

21

Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения.

1


Рассмотреть разные средства общения. Анализ пословиц. Систематизация знаний об основных языковых единицах. Знать отличия звука от букв. Общение с помощью жестов. Работа над фразеологизмами. (РТ. с.27 упр. 35) Познакомиться с высказываниями великих людей о родном языке. Работа со словарным словарём. Систематизация знаний о языковых единицах.

Уметь раскрывать значение понятий «средство», «средство общения» и использовать их в активном словарном языке. Уметь различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и обосновывать своё мнение.

Текущий.

Устный опрос.


22-23

Повторение. Звуки и буквы русского языка.

2


На основе опорных словосочетаний составляется научный текст о звуках и буквах. Чтение текста об истории создания первого алфавита. Работа со словами из словарика. Работа с текстом Р.Киплинга.

Знать написание словарных слов, изученных ранее. Уметь составлять предложения из словосочетаний. Уметь объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

Текущий.

Устный опрос.


24-




25

Правила переноса слов.

Контрольное списывание.

1



1


Объясните значение слов «буква», «звук». Закрепление понятия приёма звукописи. Составление предложений с олицетворением. Повторение правил деления слов на слоги и для переноса. Работа с правилами переноса слов.

Уметь раскрывать значение понятий «буква», «звук», «анаграмма». Уметь рассказывать правила о переносе и постановке ударения. Знать правила игры «анаграмма». Вставлять соответствующие гласные и писать полученные слова в предложении.

Текущий.

Устный опрос.

Контроль-ное списывание.

26

Основные правила орфографии.

1


Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: безударные гласные в корне слова, парные и звонкие и глухие согласные в корне слова .

Знание о понятии «орфограмма» и использовать его в активном словаре. Умение различать понятия «проверяемые орфограммы», «непроверяемые орфограммы» и обосновывать своё мнение.


Текущий.

Устный опрос.


27

Повторение изученных орфограмм.

1


Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: разделительные ъ и ь, буквосочетание ЧК. Безударные окончания имён прилагательных. Постановка ударения. Ввести понятие «омофоны».

Различать две функции ь. Писать предлоги и приставки. Писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, нщ, цы, ци, используя правило. Писать не с глаголом. Определять вид орфограммы и писать проверочное слово. Определять лишнее слово и выделять его графически.

Текущий.

Устный опрос.


Тест.

28-

29-

30

Повторение изученных орфограмм. Ударение.

3


31

Диктант по теме «Язык как средство общения».

1


Написание диктанта с выполнением заданий.

Уметь применять полученные знания и орфограммы.

Текущий. Диктант.


32

Работа над ошибками.

1


Анализ ошибок допущенных в диктанте и их устранение.

Знать и применять изученные орфограммы.

Текущий.

Устный опрос.

Предложение (5ч)

33-

34

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

2


Работа над смысловой функцией знаков препинания в конце предложения. Значение знаков препинания в конце предложений. Разные типы предложений. Работа над связью слов в предложении. Работа с текстом(РТ. с.37 упр.56) Работа с фразеологизмами. Работа с повествовательными и побудительными предложениями. Роль знаков препинания в конце предложений.

Уметь определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Объяснять роль интонации и специальных языковых средств (глаголов в повелительном наклонении, вопросительных или восклицательных слов) в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных). Уметь расставлять знаки препинания в конце предложений.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


35

Контрольный диктант за 1 четверть.



Написание диктанта с выполнением заданий.

Уметь применять полученные знания и орфограммы.

Итоговый

Контрольный диктант.

36

Работа над ошибками.

Предложение. Знаки препинания.

1


Наблюдение над ролью интонации и специальных вопросительных слов в образовании вопросительных предложений. Работа над интонацией повествовательного и вопросительного предложений.

Уметь определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Объяснять роль интонации и специальных языковых средств в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации.

Текущий.

Устный опрос.


37

Развитие речи. Составление текста-рассуждения на тему.

1


Работа с текстом. Составление и запись плана текста. Составление текста-рассуждения на тему: «Какой лес мне нравится и почему». Работа с толковым словарём.

Текущий.

Сочинение.

Главные и второстепенные члены предложения (6ч)

38

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее.

1


Нахождение главных членов в предложении. Определение части речи, падежа подлежащего. Игра «Подбери словечко». Определение прямого и переносного значения глаголов. Составление предложений со второстепенными членами.

Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложение второстепенными членами. Находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.

Текущий.

Устный опрос.


39

Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое.

1


Нахождение сказуемых в предложениях. Работа со словами из словарика (с.60) подбор синонимов и антонимов. Запись предложений со словарными словами. Игра «Подбери словечко». Прямое и переносное значение глаголов.

Уметь находить главные члены в предложениях. Распространять предложение второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах. Уметь находить слова синонимы .

Текущий.

Устный опрос.

Проверочная работа.

40

Подлежащее и сказуемое как грамматичес-кая основа предложения.


1


Нахождение главных членов предложения и определение стилистической принадлежности предложений.(РТ. с.43 упр.64) Уметь находить составное сказуемое . Составление предложений по рисунку. Нахождение ошибок в выделении главных членов предложения. Повторение орфограммы «Правописание не с глаголами».

Знать орфограмму правописание не с глаголами. Уметь находить главные члены в предложениях. Распространять предложение второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах.

Текущий.

Устный опрос.


41

Второстепен-ные члены предложения.

1


Вырабатывать навык постановки вопросов к второстепенным членам предложений. Работа со стихотворением.(РТ.41 упр.62) Нахождение границ предложений в тексте. Находить главные и второстепенные члены в предложениях. Уметь находить словосочетания.

Уметь находить главные члены в предложениях. Распространять предложение второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах.

Текущий.

Устный опрос. Словарный диктант.

42

Второстепен-ные члены предложения.

1


Текущий.

Устный опрос.


43

Связь слов в предложении.

1


Развивать умение устанавливать связь между словами . Работа с текстом. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому.

Различать сложное предложение и простое с однородными членами. Уметь находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов. Знать словарные слова.

Текущий.


Предложения с однородными членами (4ч)

44

Однородные члены предложения.

1


Отработка навыка нахождения однородных членов. Работа над созданием алгоритма . Наблюдение над постановкой знаков препинания при однородных членах. Чтение высказывания Самоварова. Анализ схем предложений. Составление схем предложений . Самостоятельная работа по изучаемой теме.

Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений.

Текущий.

Устный опрос.


45

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

1


Нахождение однородных членов . расстановка знаков препинания и взаимопроверка. Составление текста – описания по рисунку с однородными членами. Работа с текстом по заданию. (РТ. с. 46 упр.70) Работа со схемами предложений.

Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений.

Текущий.

Устный опрос.


46

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1


Замена нескольких простых предложений одним предложением с однородными членами.

Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений.

Текущий.

Устный опрос.


47

Предложения с однородными членами.

1


Составление предложений . закрепление знаний об однородных членах предложения. Анализ предложений по схемам, объяснение знаков препинания и нахождение изученных орфограмм. Тренировка в постановке знаков препинания при однородных членах.(РТ. с.48 упр.74, 75)

Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь строить графические схемы предложений.

Текущий.

Устный опрос.

Тест.


Простые и сложные предложения (3ч)

48

Простые и сложные предложения.

1


Введение понятия сложного предложения. Нахождение сложных предложений с определением основ, наблюдением за интонацией при их прочтении и над знаками препинания. Сравнение сложных предложений и простых предложений с однородными членами.(РТ. с.49 упр. 76, 77)

Уметь различать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Уметь составлять элементарные сложные предложения.

Текущий.

Устный опрос.


49

Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

1


Отработка навыка различия простых и сложных предложений. Конструирование сложных предложений из простых.

Уметь различать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Уметь составлять элементарные сложные предложения.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


50

Развитие речи. Обучающее изложение.

1


Конструирование сложных предложений из простых. Дописывание сложных предложений с использованием союзов.

Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.. Уметь составлять элементарные сложные предложения.

Текущий.

Изложение.

Словосочетание (4ч)

51

Словосочетание.

1


Повторение понятия словосочетание при чтении рубрики «Узелки на память». Нахождение словосочетаний в предложениях. Составление предложений со словосочетаниями. (РТ. с.52 упр.82) Игра «Спорщики».(РТ. с. 52 упр.83)

Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов, распространять предложение словосочетаниями.

Текущий.

Устный опрос.


52

Словосочетание.

1


Нахождение словосочетаний и предложений . подбор к каждому из главных членов предложения второстепенные члены. Выделить словосочетания. Составление словосочетаний по рисунку. Выработка навыка верного употребления словосочетаний с предлогами. Восстановление словосочетаний и составление с ними текста. Составление словосочетаний со словами из словаря. Диктант словосочетаний со словами из словаря.

Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов, распространять предложение словосочетаниями.

Текущий.

Устный опрос.


53

Диктант по теме «Предложение»

1


Диктант с частичным творческим заданием.

Уметь выделять главные члены предложения. Находить словосочетания. Уметь определять сложные предложения и предложения с однородными членами.

Диктант.

54

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1


Анализ ошибок контрольной работы и их устранение. Систематизация знаний по вопросам рубрики «Проверь себя».

Уметь находить ошибки и делать проверку на изученные орфограммы. Уметь выделять главные члены предложения. Находить словосочетания. Уметь определять сложные предложения и предложения с однородными членами.

Текущий.

Устный опрос.


Слово и его значение (8ч)

55

Обобщение знаний о значении слова.

1


Определение роли слова. Доказать необходимость иметь большой словарный запас. Чтение сведений о толковых словарях русского языка. Работа с толковым словарём. Игра «Кто быстрее?».(РТ. с.55 упр.87) Экспериментальное составление текста на заданную тему с использованием ограниченного количества слов.

Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов.

Текущий.

Устный опрос.


56

Различные виды лингвистичес-ких словарей.

1


Знакомство с фразеологическим словарём. Нахождение фразеологизмов, объяснение значения по фразеологическому словарику. Знакомство с этимологическим словарём. Знакомство с наукой о значении слов – этимологией. Работа с орфографическим словарём. Комментированное письмо с объяснением орфограмм. Самостоятельная работа упр. 133

Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Уметь находить в тексте фразеологизмы и знать значение некоторых.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


57

Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение.

1


Работа с этимологическим словариком. Раскрытие значений слов. Работа с текстом.(РТ. с. 54 упр. 86) Выписывание исторически родственных слов. Определение термина лексическое значение. Различение слов и форм одного слова.

Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова.

Текущий.

Устный опрос.


58

Синонимы, антонимы, омонимы.

1


Подбор синонимов к многозначному слову. Работа с антонимами. Определение частеречной принадлежности слов антонимов. Работа с омонимами. Обобщение знаний о синонимах, антонимах и омонимах.

Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Знать определение понятий антонимы, омонимы.

Текущий.

Устный опрос.


59

Обучающее изложение.

1


Совершенствование умений определять тему, тип текста; делить текст на части, коллективно составлять план, передавать содержание текста по плану. Учебник с106 упр185

Самостоятельное написание изложения на основе зрительного восприятия теста по коллективно составленному плану.

Текущий.

Изложение


60

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

1


Работа с многозначными словами . Анализ значения многозначных слов. Определение прямого и переносного значений слов. Работа со статьями толкового словаря С. И. Ожегова. Нахождение слов в переносном значении.

Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова.

Текущий.

Устный опрос.


61

Проверочная работа по лексикологии.

1


Выполнение самостоятельной работы по теме «Слово и его значение». Работа по вопросам рубрики «Проверь себя». Диктант с творческим заданием.

Уметь применять полученные знания.

Текущий.

Проверочная работа.


62

Работа над ошибками.

1


Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе, и их устранение.

Уметь находить ошибки и их исправлять.

Текущий.

Устный опрос.


Состав слова. Однокоренные слова (19)

63

Состав слова. Разбор слова по составу.

1


Повторение частей слова. Обращение к рубрике «Узелки на память». Разбор слов по составу. Выработка алгоритма разбора слов. Нахождение в тексте однокоренных слов и разбор их по составу. Проведение самодиктанта. Выделение нулевого окончания.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.

Текущий.

Устный опрос.


64

Образование новых слов с помощью приставок.

1


Образование новых слов с помощью приставок. Сопоставление слов с приставками и без них. Закреплять умение различать приставку и предлог.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь отличать приставку от предлога.

Текущий.

Устный опрос.


65

Разделитель-ный твёрдый знак.

1


Повторение и закрепление изученной ранее орфограммы «Разделительные ъ и ь». Составление словосочетаний. Уметь пользоваться алгоритмом для проверки слов по изученной орфограмме. Написание объяснительного диктанта.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Знать написание орфограммы «Разделительные ъ и ь знаки».

Текущий.

Устный опрос.


66

Разделитель-ный мягкий знак.

1


Текущий.

Устный опрос.


67

Развитие речи. Контрольное изложение.

1


Совершенствование умений определять тему, тип текста; делить текст на части, составлять план, передавать содержание текста по плану.

Самостоятельное написание изложения на основе зрительного восприятия теста по самостоятельно составленному плану.

Контрольное изложение

68

Образование новых слов с помощью суффиксов.

1


Запомнить как пишутся суффиксы, определить их значение. Образование слов с помощью суффиксов –щик, -ач, -чик, -ник, -ист, -тель. Поиск в тексте слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь образовывать слова с помощью суффиксов.

Текущий.

Устный опрос.


69

Правописание суффиксов

–ик-, -ек-.

1


Изучить правописание суффиксов –ек, -ик. Определение алгоритма написания суффиксов –ек, -ик. Отработка алгоритма проверки суффиксов –ек, - ик.(РТ. с. 65 упр.106,107)

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь образовывать слова с помощью суффиксов. Знать орфограмму правописание суффиксов –ек, -ик.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


70

Однокоренные слова. Корень.

1


Закреплять умение выделять корень, находить однокоренные слова. Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема.

Текущий.

Устный опрос.


71

Контрольный диктант за 2 четверть.

1


Написание диктанта с выполнением заданий.

Уметь применять полученные знания и орфограммы.

Контрольный

диктант.


72-

73

Правописание гласных и согласных в корне слова.

2


Знание орфограмм корня. Восстановление стихотворения С.Маршака с использованием рисунка. Работа с текстом.(РТ. с.60 упр.96)

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь определять корень в словах. Находить однокоренные слова.

Текущий.

Устный опрос.


74


Удвоенные согласные в корне слова.

1


Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова».

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Знать орфограмму «Удвоенные согласные в корне слова». Уметь находить и исправлять ошибки в тексте.

Текущий.

Устный опрос.


75

Однокоренные слова и формы слова.

1


Наблюдение над ролью окончания в речи.(РТ. с. 69 упр.113) Нахождение основы и окончания в словах. Повторить алгоритм нахождения окончания в словах. Сопоставление однокоренных слов и форм одного слова. Выделение окончания в словах.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Знать алгоритм нахождения окончания.

Текущий.

Устный опрос.


76

Диктант по теме «Состав слова».

1



Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Диктант.


77

Правописание слов с орфограммами корня.

1


Закреплять умение выделять корень, находить однокоренные слова. Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема.

Текущий.

Устный опрос.


78

Правописание соединитель-ных гласных в сложных словах.

1


Выделение корней и соединительных гласных в словарных словах. Восстановление слов и словосочетаний. Игра «Переводчик». Нахождение сложных слов(РТ. с.67 упр. 110.) Образование сложного слова на основе предложенного словосочетания.(РТ. с.67 упр. 109) Игра «Подбери словечко».

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Уметь находить и правильно использовать соединительные гласные в сложных словах.

Текущий.

Устный опрос.


79

Повторение изученных орфограмм.

1


Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.

Текущий.

Устный опрос.


80

Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег».

1


Определение темы картины, описание картины. Составление текста-описания по коллективно составленному плану.

Самостоятельно составлять текст-описание по коллективно составленному плану. Записывать текст сочинения с использованием орфографических знаний.

Текущий.

Сочинение.


81

Анализ сочинений.

Повторение изученных орфограмм.

1


Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм.

Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.

Текущий.

Устный опрос.



Части речи (75ч)

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (4ч)

82

Целостное представление о частях речи. Различие и общность частей речи.

1


Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. Повторение знаний о частях речи. Распределение слов по частям речи с устным комментированием. Распределение слов на тематические группы. Знакомство с понятием грамматическое значение.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Уметь сравнивать лексическое и грамматическое значения слова. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Знать определение понятия грамматическое значение.

Текущий.

Устный опрос.

83

Грамматическое значение частей речи.

1


Нахождение общего грамматического значения для нескольких слов. Определение роли окончаний в выражении одного или нескольких грамматических значений. Распределение слов на группы на основе общих и частных грамматических значений. Распределение слов по частям речи с повторением орфограмм. Работа со словарными словами.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Уметь сравнивать лексическое и грамматическое значения слова. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Знать определение понятия грамматическое значение.


Текущий.

Устный опрос. Словарный диктант

84

Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении.

1


Составление словосочетаний , в которых разные окончания служат для выражения разного значения. Распределение по частям речи необычных слов. Закреплять навыки распределения слов по частям речи.

Уметь определять роль в предложении слов каждой из частей речи. Объяснять понятие «части речи, на новом уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические значения. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Текущий.

Устный опрос.


85

Систематизация знаний о частях речи. Проверочная работа по теме «Слово как часть речи».

1


Сделать вывод о роли в предложении слов каждой части речи. Составление небольшого рассказа по рисунку. Обобщение основных признаков , по которым выделяются части речи. Составление обобщённой схемы «Части речи». Проверочная работа по теме «Слово как часть речи» по вопросам рубрики «Проверь себя».

Уметь определять роль в предложении слов каждой из частей речи. Объяснять понятие «части речи, на новом уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические значения. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Текущий.

Устный опрос.

Проверочная работа.

Имя существительное (22ч)

86

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1


Определение начальной формы имени существительного, различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Углубление понятия одушевлённости- неодушевлённости имён существительных. Образование одушевлённых имён существительных с помощью суффиксов. Игра « Кто быстрее?». Повторение собственных имён существительных. Повторение роди и числа имён существительных. Составление словосочетаний с именами существительными. Работа с текстом.

Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

Текущий.

Устный опрос.


87

Число и род имён существительных.

1


88

Алгоритм определения падежа имён существительных.

1


Повторение падежей имён существительных. Составление устного научного текста об изменении имён существительных по падежам. Отработка навыка постановки вопроса к имени существительному для определения падежа, чтение высказывания Самоварова. Повторение рода и числа в игре «Угадай»

Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

Текущий.

Устный опрос.


89

Упражнение в распознавании падежа имён существительных.

1


Вспомнить алгоритм определения падежа имени существительного. Работа с рубрикой «Шаги к умению». Отработка навыка определения падежа имени существительного. Самостоятельное склонение имён существительных. Наблюдение над правописанием падежных окончаний.

Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь различать существительные в И.П и В.П.

Текущий.

Устный опрос.




90

Определение падежа у несклоняемых имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

1


Работа в рубрике « Узелки на память». Расширение представлений о несклоняемых именах существительных. Умение ставить существительное в нужный падеж. Различение имён существительных в именительном и винительном падежах. Определение падежа несклоняемых имён существительных.

Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь определять падеж несклоняемых имён существительных.

Текущий.

Устный опрос.


91

Три склонения имён существительных (общее представление). Тест.

1


Распределение имён существительных по склонениям. Разбор по составу сложных слов. Игра «Кто быстрее?». Определение склонения имён существительных в косвенном падеже. Чтение высказывания Самоварова. Отработка навыка определения склонения имён существительных.

Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь определять склонение имён существительных.

Текущий.

Устный опрос.

Тест.

92

Обучающее изложение.

1


Изложение по тексту (РТ с.10-11 упр.13)

Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания.

Текущий.

Изложение.

93

94

95

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

3


Введение понятия слово-помощник. Нахождение имён существительных, которые могут служить словами-помощниками. Восстановление текста с указанием падежа и окончаний вставленных имён существительных. Игра «Кто больше?». Отработка навыка написания окончаний творительного падежа существительных 1 склонения. Составление рассказа по рисунку и по опорным выражениям. Нахождение и исправление ошибок в тексте с объяснением орфограмм.

Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 1 склонения.

Текущий.

Устный опрос.


96

97

98

Падежные окончания имён существительных

2-го склонения

3


Определение двух способов проверки безударных падежных окончаний существительных 2 го склонения. Нахождение слов – помощников. Работа над окончаниями предложного падежа существительных 2-го склонения.

Нахождение в тексте имён существительных 2-го склонения, определение их падежа.

Уметь находить имена существительные в тексте. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 2 склонения.

Сравнивать окончания существительных 1-го и 2-го склонения.

Текущий.

Устный опрос.


99

100


Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.


2


Определение существительных с ударными и безударными падежными окончаниями. Склонение имён существительных по образцу. Нахождение слов- помощников. Работа с окончаниями родительного падежа существительных 3-го склонения при определении пропущенных окончаний. Поиск существительных 3-го склонения в стихотворном тексте выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Уметь находить имена существительные в тексте. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 3 склонения.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.




101102


Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

Проверочная работа.


2


Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений в родительном, дательном и предложном падежах. Составление текстов – рассуждений с объяснением различия или совпадения падежных окончаний однокоренных имён существительных. Распределение по склонениям имён существительных с проблемным определением рода. Нахождение существительных разных склонений в орфографическом словарике.

Уметь находить имена существительные в тексте. Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных единственного числа. Уметь анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Проводить работу с текстом.

Текущий.

Устный опрос.

Проверочная работа.


103

104


Склонение имён существительных во множественном числе.

2


Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе. Определение падежа имён существительных во множественном числе. Работа с окончаниями –а, -я, - ы, -и именительного падежа множественного числа. Чтение сообщения Совёнка.

Уметь анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Проводить работу с текстом.

Текущий.

Устный опрос.


105

Диктант по теме «Имя существительное»

1


Проверка усвоения правил правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных, умения определять грамматические признаки существительного.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Диктант.

106

Работа над ошибками.




Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, и их устранение

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Текущий.

Устный опрос

Имя прилагательное (14ч)

107

Имя прилагательное. Повторяем, что знаем.


1


Повторение алгоритма определения рода, числа, падежа имени прилагательного при чтении диалога Совёнка и Ани. Игра «Задание наоборот». Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи, дополнение текста именами прилагательными

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа.

Текущий.

Устный опрос.


108

109

Безударные окончания имён прилагательных.

2


Тренировка умения ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному и определять окончание имени прилагательного. Устное составление текста-рассуждения научного стиля. Определение случаев, когда имя прилагательное не имеет значения рода. Определение числа, падежа, рода имени прилагательного.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


110

111

112

Склонение имён прилагательных.

3


Отработка навыка определения падежа. Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных единственного числа. Наблюдение над склонением имён прилагательных в единственном числе.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

Текущий.

Устный опрос.


113

114


Склонение имён прилагательных во множественном числе.

2


Склонение имён прилагательных во множественном числе с выделением окончаний. Работа с текстом, его списывание и грамматическое задание в форме самостоятельной работы. Распределение имён прилагательных на группы в зависимости от значения рода. Образование имён прилагательных от существительных с помощью суффиксов –н-, -ин-.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

Текущий.

Устный опрос.


115

Разбор имени прилагательного как части речи.

1


Наблюдение над использованием прилагательных в художественной речи. Образование имён прилагательных по заданной модели.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

Текущий.

Устный опрос.


116

Систематизация знаний об имени прилагательном.

1


Выработка навыка определения окончания прилагательных в начальной форме. Составление словосочетаний с прилагательными. Выполнение заданий из рубрики «Проверь себя».

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставит вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа.

Текущий.

Устный опрос. Словарный диктант.



117

Диктант по теме «Имя прилагательное»

1


Проверка умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Диктант.

118

Работа над ошибками.

1


Исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Текущий.

Устный опрос.



Местоимение (7ч)

119

Местоимение как часть речи.

1


Поиск в стихотворном тексте слов, вместо которых употреблены местоимения. Исправление текста с речевыми ошибками. Чтение правила употребления местоимений в рубрике «Узелки на память». Наблюдение над ролью местоимений в тексте. Знакомство с личными местоимениями при чтении высказывания Самоварова. Нахождение личных местоимений.

Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи.

Текущий.

Устный опрос.


120

121








122

Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица.





Контрольный диктант за 3 четверть.


2









1




Определение значения местоимений 1,2, 3-го лица при чтении диалога Самоварова и Ани и анализе рисунков – схем. Анализируется таблица на с. 74. Восстановление местоимений в диалоге. Отработка навыка постановки местоимений 1-го и 2-го лица в нужную форму и определения их падежа. Знакомство с правилом о правописании местоимений с предлогами - при чтении сообщения Совёнка.


Написание диктанта с выполнением заданий.

Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. Определять местоимения 1,2,3-го лица.






Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Устный опрос.







Контрольный. Диктант

123

Изменение личных местоимений по падежам.

1


Развитие умения правильно употреблять и писать местоимения, определять их морфологические признаки.

Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. Определять местоимения 1,2,3-го лица.

Текущий.

Устный опрос.


124

Систематизация знаний по теме «Местоимение».

1


Составление диалогов по рисункам. Анализ местоимений как части речи. Составление диалогов по заданным ситуациям. Выполнение заданий из рубрики «Проверь себя».

Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. Определять местоимения 1,2,3-го лица. Склонять личные местоимения в единственном и множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


128

Диктант по теме «Местоимение».

1


Проверка умения правильно писать местоимения и обозначать буквами изученные орфограммы.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Диктант.


129

Работа над ошибками.

1


Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Текущий.

Устный опрос.


Глагол (20ч)

130

Глагол. Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке.

1


Повторение категорий времени, числа и рода глаголов. Игра «Кто найдёт самое точное слово?». Наблюдение над ролью категории времени глагола. Словарная работа по заданиям учебника. Письменный анализ глаголов из стихотворения. Чтение рубрики «Узелки на память».

Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Текущий.

Устный опрос.


131

Прошедшее время глагола.

1


Работа с безударными окончаниями глаголов прошедшего времени. Подбор имён существительных нужного рода. Наблюдение над окончаниями глаголов настоящего и будущего времени.

Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Текущий.

Устный опрос.


132

133

Неопределённая форма глагола.

2


Подбор глаголов с антонимичным и синонимичным значениями выполняется письменно с комментированием. Образование начальной формы для глаголов из пословиц. Выбор верной неопределённой формы глагола. Изменение глаголов по временам по образцу

Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Текущий.

Устный опрос.


134

Спряжение глаголов в настоящем времени.

1


Введение понятия спряжения. Игра «Найди место для глагола». Письменное спряжение глаголов с обязательным выделением окончаний. Определение лица глаголов настоящего времени. Определение лица и числа глаголов в предложениях, записанных под диктовку. Текст записывается с комментированием орфограмм.

Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Текущий.

Устный опрос.


135

Спряжение глаголов в будущем времени.

1


Делается вывод об окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени. Чтение диалога Совёнка и Ани. Образование формы будущего времени от глаголов.

Уметь изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Текущий.

Устный опрос.


136

2-ое лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.



Введение орфограммы «Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа». Определение новой функции мягкого знака – показателя грамматической формы – при чтении сообщения Самоварова. Составление диалогов на тему «Чем ты занимаешься в свободное время?».

Уметь изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Текущий.

Устный опрос.


137

I и II спряжение глаголов.

1


Введение понятия I и II спряжения. Чтение диалога Ани и Самоварова. Сопоставление окончаний глаголов I и II спряжения по таблице, определение «ошибкоопасных мест». Распределение по спряжениям глаголов с ударными окончаниями выполняется письменно с обязательным комментированием и выделением окончаний глаголов.

Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Текущий.

Устный опрос.


138

139

Способы определения спряжения глаголов.

2


Сопоставление глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Списывание предложений с выделением окончаний и определением спряжения по ударным окончаниям. Распределение по группам глаголов с ударными или безударными окончаниями.

Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Текущий.

Устный опрос.


140

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

1


Введение алгоритма определения спряжения глаголов с безударными окончаниями при чтении сообщения Самоварова. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Отработка умения определять спряжение глагола и верно писать безударное личное окончание. Объяснительный диктант с обязательным нахождением и комментированием окончаний глаголов.

Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.


141

142

Правописание глаголов на - тся и –ться.

Проверочная работа.

2


Введение орфограммы –тся, -ться в глаголах. Отработка навыка написания изучаемой орфограммы. Работа с глаголами на материале пословиц (РТ. с.67 упр. 105). Образование указанных форм глаголов по образцам (РТ. с. 68 упр. 106). Объяснительный диктант. Предложения записываются с комментированием орфограмм и вопросами к глаголам, объясняется постановка запятых в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.

Обосновывать написание –тся, -ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся, -ться.

Текущий.

Устный опрос.

Проверочная работа.

143

Глаголы-исключения.

1


Нахождение глаголов –исключений в предложениях. Определение причины, почему 11 глаголов считаются исключениями. Закрепление навыка написания окончаний глаголов- исключений. Уточнение круга слов – исключений.

Уметь применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов- исключений. Отличать глаголы –исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений.

Текущий.

Устный опрос.


144

Написание безударных окончаний глаголов.

1


Выбор слов – исключений из ряда однокоренных глаголов. Образование новых слов от глаголов исключений проводится в форме игры «Кто больше?». Распределение глаголов по спряжениям проводится с комментированием и устным образованием форм 3-го лица единственного и множественного числа и указанием окончаний. Самостоятельное записывание глаголов по группам.

Уметь применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Текущий.

Устный опрос.


145

Разбор глагола как части речи.

1


Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Отработка умения определять спряжение глагола и верно писать безударное личное окончание.

Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Текущий.

Устный опрос.


146

Систематизация знаний по теме «Глагол».

1


Систематизация знаний о глаголе с использованием таблицы. Анализ глаголов выполняется сначала устно, затем письменно. Работа по материалам рубрики «Проверь себя».

Уметь находить глаголы в предложении на основе их значения , грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Текущий.

Устный опрос.


147

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1


Проверка усвоения правил правописания безударных гласных в окончаниях глаголов, умения определять грамматические признаки глаголов.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Диктант.


148

Работа над ошибками.

1


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Текущий.

Устный опрос.


Имя числительное (3ч)

149

150

151

Имя числительное.

3


Понятие имени числительного как части речи. Чтение сообщения Самоварова. Знакомство с количественными и порядковыми числительными при чтении сообщения Самоварова.

Анализ имени числительного как части речи по образцу. Запись числительных и определение их вида.

Уметь объяснять различие функций имён числительных разных разрядов. Употреблять числительные в речи.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.

Наречие (5ч)

152

153

154

Наречие.

3


Первоначальное знакомство с наречиями. Распределение наречий на группы на основе вопросов. Составление словосочетаний с наречиями. Разбор наречий по составу. Подбор наречий к фразеологизмам. Образование наречий от имён прилагательных по образцу. Выделение суффиксов наречий. Нахождение в наречиях известных орфограмм. Распространение предложений наречиями. Работа с орфографическим словарём.

Уметь находить наречия в предложении. Определять грамматические особенности наречий (неизменяемость). Сравнивать наречия и слова других частей речи по их грамматическим признакам. Уметь составлять словосочетания с наречиями. Распределять предложения наречиями.

Текущий.

Устный опрос.


155

Контрольный диктант по теме «Имя числительное. Наречие».

1


Проверка умения различать имена числительные и наречия, находить их в тексте.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.

Диктант.


156

Работа над ошибками.

1


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Текущий.

Устный опрос.


Повторение (18ч)

157

158

Слово.

2


Определение роли слова. Доказать необходимость иметь большой словарный запас. Чтение сведений о толковых словарях русского языка. Работа с толковым словарём. Экспериментальное составление текста на заданную тему с использованием ограниченного количества слов.

Уметь объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму) и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.

Текущий.

Устный опрос.


159

Части речи.

1


Повторение частей речи, синонимов и антонимов. Распределение частей речи по группам. Игра «Кто быстрее и точнее?». Уточнение орфограмм.

Текущий.

Устный опрос.


160

Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану.

1


Изложение текста. Составление плана текста. Устный пересказ по плану текста. Запись текста с самостоятельной проверкой.

Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания.

Текущий.

Изложение.


161

Части речи.

1


Определение частей речи по их признакам. Выбор алгоритма для проверки пропущенной орфограммы.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.

162

Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно составленному плану.

1


Изложение текста. Составление плана текста. Устный пересказ по плану текста. Запись текста с самостоятельной проверкой.(с.123 упр.212)

Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания.

Текущий.

Изложение.


163

Части речи.

1


Повторение изученных орфограмм и частей речи. Повторение алгоритмов проверки написания окончаний слов разных частей речи. Работа с орфограммами. Повторить алгоритм проверки написания окончаний глагола. Составление предложений. Составление устных текстов- рассуждений с доказательством принадлежности слов к определённой части речи. Повторение падежных окончаний имён существительных, прилагательных.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

Текущий.

Устный опрос.


164

Контрольное списывание.

1


Проверка знаний по изученным темам.

Списывание текста с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий.



165

166

Правила правописания.

2


Повторение изученных орфограмм и частей речи. Повторение алгоритмов проверки написания окончаний слов разных частей речи. Работа с орфограммами. Повторить алгоритм проверки написания окончаний глагола. Составление предложений. Определение типа пропущенной орфограммы.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

Текущий.

Устный опрос.


167

Итоговый контрольный диктант за год.

1


Проверка знаний по изученным темам.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике.

Итоговый. Диктант.

168

169

Анализ контрольного диктанта. Правила правописания.

2


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Текущий.

Устный опрос.


170

Контрольное изложение.

1


Изложение текста. Составление плана текста. Устный пересказ по плану текста. Запись текста с самостоятельной проверкой.

Уметь определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания.

Текущий.

Изложение.


171

172

173

174

Правила правописания. Итоговый тест.

4


Повторение изученных орфограмм и частей речи. Повторение алгоритмов проверки написания окончаний слов разных частей речи. Работа с орфограммами. Повторить алгоритм проверки написания окончаний глагола. Составление предложений. Составление устных текстов- рассуждений с доказательством принадлежности слов к определённой части речи. Повторение падежных окончаний имён существительных, прилагательных.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

Текущий.

Устный опрос.

Словарный диктант.

Тест.

175

Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи»

1


Текущий.

Устный опрос.




























































































































































































































































































































































































































































































































































































166

Повторение. Правила правописания.






167

Повторение. Правила правописания.






168

Контрольное списывание.






169

Повторение. Правила правописания.






170

Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!