СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России после Октября 1917 года 2-я часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это вторая часть презентации. Начало в 1-й части. Разделила из-за объема.

Просмотр содержимого документа
«Культура России после Октября 1917 года 2-я часть»

Культура и искусство после Октября 1917 года

Культура и искусство

после Октября 1917 года

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу. Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский, Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов. Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта. Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть. Дени, Лебедев, Черемных, Родченко, Лисицкий

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу. Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский, Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов. Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта. Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть.

Дени, Лебедев, Черемных, Родченко, Лисицкий

Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность  быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше. У авторов плакатов были одни и те же герои: Рабочий, Матрос, Швея, Красноармеец, Прачка, - их писали красной краской. Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп, Бюрократ – писали черной краской.

Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность

быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше. У авторов плакатов были одни и те же герои: Рабочий, Матрос, Швея, Красноармеец, Прачка, - их писали красной краской. Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп, Бюрократ – писали черной краской.

. Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве. В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала обучить грамоте».
  • . Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве. В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала обучить грамоте».
«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

«Окна РОСТа»

Советский агитационный плакат

Советский агитационный плакат

Советский агитационный плакат

Советский агитационный плакат

Советский агитплакат

Советский агитплакат

«Мы наш , мы новый мир построим…»

«Мы наш , мы новый мир построим…»

Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946 ) Советский агитационный плакат

Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946 )

Советский агитационный плакат

Рекламные плакаты

Рекламные плакаты

). Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!». Авторами подобных изделий были Чехонин, Кузнецов, Петров – Водкин. Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие, крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила революционные шахматы: «Белые и красные». Например, Красный король был изображен в виде рабочего с кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки – крестьяне со снопами, а белые – рабы, окутанные черными цепями. Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом экспорта.
  • ). Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!». Авторами подобных изделий были Чехонин, Кузнецов, Петров – Водкин. Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие, крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила революционные шахматы: «Белые и красные». Например, Красный король был изображен в виде рабочего с кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки – крестьяне со снопами, а белые – рабы, окутанные черными цепями. Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом экспорта.
Агитфарфор Коллекция отечественного фарфора насчитывает более 3000 единиц хранения. В ней представлены произведения 135 скульпторов и художников, работавших в фарфоре. В их числе такие известные как — Н.И.Альтман, М.М. Адамович, А.Д.Бржезицкая, С.Б.Велихова, Р.Д.Вильде, Ю.Б. Ганрио, Е.И. Гатилова, М.В. Городецкий, Н.Я. Данько, П.В. Леонов, Н.А.Малышева, И.И.Ризнич, Е.П. Смирнов, П.Е. Смирнов, А.Г.Сотников С.В. Чехонин и многие другие.

Агитфарфор

  • Коллекция отечественного фарфора насчитывает более 3000 единиц хранения. В ней представлены произведения 135 скульпторов и художников, работавших в фарфоре. В их числе такие известные как — Н.И.Альтман, М.М. Адамович, А.Д.Бржезицкая, С.Б.Велихова, Р.Д.Вильде, Ю.Б. Ганрио, Е.И. Гатилова, М.В. Городецкий, Н.Я. Данько, П.В. Леонов, Н.А.Малышева, И.И.Ризнич, Е.П. Смирнов, П.Е. Смирнов, А.Г.Сотников С.В. Чехонин и многие другие.
Рекламный плакат Бурные события начала XX века дали начало новому стилю в искусстве – конструктивизму.  Как и сама Страна Советов, этот стиль характеризуется строгостью форм, геометризмом. Искусство в данном случае несёт чисто практическую функцию: оно призвано пропагандировать достижения новой власти, призывать население следовать новым идеалам. Основоположниками конструктивизма считаются Владимир Маяковский и Александр Родченко. А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.

Рекламный плакат

  • Бурные события начала XX века дали начало новому стилю в искусстве – конструктивизму.
  • Как и сама Страна Советов, этот стиль характеризуется строгостью форм, геометризмом.
  • Искусство в данном случае несёт чисто практическую функцию: оно призвано пропагандировать достижения новой власти, призывать население следовать новым идеалам.
  • Основоположниками конструктивизма считаются Владимир Маяковский и Александр Родченко.

А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.

Архитектура   Конструктивизм – архитектурный стиль, характеризующийся упрощением форм, отсутствием декора и широким использованием новых материалов: стекла, бетона, металлических каркасов. В этом стиле творили: К.С. Мельников, И.И. Леонидов, братья Л.А, В.А и А.А. Веснины, А.В. Щусев. Известные здания: рабочие клубы в Москве (им. И.В. Русакова, им. М.В. Фрунзе, завода «Каучук», фабрик «Буревестник» и «Свобода»).

Архитектура

  • Конструктивизм – архитектурный стиль,
  • характеризующийся упрощением форм,
  • отсутствием декора и широким использованием
  • новых материалов: стекла, бетона,
  • металлических каркасов.
  • В этом стиле творили:
  • К.С. Мельников, И.И. Леонидов, братья Л.А, В.А и
  • А.А. Веснины, А.В. Щусев.
  • Известные здания: рабочие клубы в Москве (им.
  • И.В. Русакова, им. М.В. Фрунзе, завода
  • «Каучук», фабрик «Буревестник» и «Свобода»).
  • В зодчестве наметился символ преобразования общества, строительство нового мира. Спектр направлений был различен от продолжения традиций неоклассицизма 10-х годов до самого дерзкого новаторства. «Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая или большую выразительность. Популярно – наследие зодчество Древнего Востока. Простой и емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности прослеживается в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1930 гг. архитектор А.В. Щусев. Яркий пример технического новаторского московская радиобашня, В 1922 по проекту и под руководством инженера Владимира Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды. И традиционалисты и новаторы создавали строго продуманные сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальных затратах труда и материалов. Константин Степанович Мельников - Д.К имени Русакова 1927- 1929 гг. собственный дом архитектора. Зодчие 20 – х годов были утопистами. Их романтические представления оказались далеки от вкусов простого советского человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона. После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело общественно – политическое значение. Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью.
Моссельпром  (арх. Д.М. Коган, А.Ф. Лолейт)  памятник русского конструктивизма и авангарда, расположенный на углу Калашного, Нижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков. Историческую и культурную ценность представляет как само здание, построенное по проекту архитектора Н. Д. Струкова, так и панно, выполненное художниками А. М. Родченко и В. Ф. Степановой, а также воспроизведённый на доме рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит В. Маяковскому.

Моссельпром (арх. Д.М. Коган, А.Ф. Лолейт)

памятник русского конструктивизма и авангарда, расположенный на углу Калашного, Нижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков. Историческую и культурную ценность представляет как само здание, построенное по проекту архитектора Н. Д. Струкова, так и панно, выполненное художниками А. М. Родченко и В. Ф. Степановой, а также воспроизведённый на доме рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит В. Маяковскому.

ТАТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ (1885–1953 ) Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям),

ТАТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ (1885–1953 )

  • Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса.
  • В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям),
Архитектура конструктивизма Плотина Днепрогэс Бригада архитекторов под руководством В.А. Веснина. 1927–1932 гг.

Архитектура конструктивизма

  • Плотина Днепрогэс

Бригада архитекторов под руководством В.А. Веснина. 1927–1932 гг.

Здание Наркомзема Архитектор А.В. Щусев. 1938–1933 гг. Москва

Здание Наркомзема

  • Архитектор А.В. Щусев. 1938–1933 гг. Москва
Рабочий клуб района Сухрани. Черный город Архитекторы А. Веснин, Л. Веснин. 1928 г. Баку

Рабочий клуб района Сухрани. Черный город

  • Архитекторы А. Веснин, Л. Веснин. 1928 г. Баку
Водонапорная башня завода «Красный Гвоздильщик» Архитектор Я. Чернихов. 1929–1930 гг. Ленинград

Водонапорная башня завода «Красный Гвоздильщик»

  • Архитектор Я. Чернихов. 1929–1930 гг. Ленинград
К.С. Мельников. Дом Мельникова 1927–1929 гг. Москва

К.С. Мельников. Дом Мельникова

  • 1927–1929 гг. Москва
  • Памятники и монументы стали играть ключевую роль в советской скульптуре. Какая судьба ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь должны были установить памятники? В.И.Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других крупных городах. В их числе оказались: К.Маркс, Ф.Энгельс, С.Разин, П.Пестель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак, Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В.Луначарский. Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шервуд, С.Т.Коненков, Шадр, Мухина. Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время утверждается навсегда. Самым известным произведение этого периода является работа Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия - Иванов) – «Булыжник – оружие пролетариата». (вывести на экран слайд № 26, который знакомит учащихся с работой Шадра и одним из памятников К.Марксу) Вера Игнатьевна Мухина, прежде чем создать знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу – «Колхозница». Она является автором памятника А.С.Пушкину в городе Твери перед филармонией. На площадях крупных городов появляются памятники вождям пролетариата – К.Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны. В городе Тверь, у ограды городского сада был установлен один из первых памятников Карлу Марксу, который сохранился и до сегодняшнего дня. На смену отдельным фигурам появляются монументы, состоящие из групп. Это и памятник героям революции на улице Баррикадной в Москве. В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 – 1920 одах было установлено около 40 новых памятников.
Шадр И ван Дмитриевич

Шадр И ван Дмитриевич

Вера Мухина «Рабочий и колхозница» «Пламя революции» «Крестьянка» «Ветер»

Вера Мухина

  • «Рабочий и колхозница»
  • «Пламя революции»
  • «Крестьянка»
  • «Ветер»
Голубкина Анна Семёновна «Бюст М.Ю. Лермонтова» «Старость» «Железный» «Берёзка»

Голубкина Анна Семёновна

  • «Бюст М.Ю. Лермонтова»
  • «Старость»
  • «Железный»
  • «Берёзка»
Монументальная пропаганда план «монументальной пропаганды» — это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития отечественной скульптурной школы.

Монументальная пропаганда

  • план «монументальной пропаганды» — это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития отечественной скульптурной школы.
  • Дворе́ц Сове́тов  — неосуществлённый грандиозный строительный проект в  Москве   советского  правительства, работа над которым велась в  1930-е  годы (в том числе строительство до  1941 года ) и в  1950-е  годы: административное здание, место сессий  Верховного Совета СССР , празднеств и т. п. Должен был стать девятой, центральной и главной  московской сталинской высоткой , кульминацией всего  высотного строительства   СССР  и самым высоким зданием мира.
  • Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Дворец Советов высотой 420 м (по окончательному проекту) должен был значительно превзойти по высоте самый высокий с 1931 года по 1972 год 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. По расчётам здание должно было быть различимо наблюдателем на расстоянии до 35 километров. В ночное время для этого предполагалось освещать его с такой интенсивностью, чтобы создать на фасадах освещённость в 500 люкс[2].
  • В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял собор, известный как Храм Христа Спасителя; рассматривалась также площадка на Воробьёвых горах, где впоследствии было возведено Главное здание МГУ. В конце 1920-х годов было принято решение, несмотря на протесты ряда деятелей общественности[источник не указан 791 день], о сносе собора и строительстве Дворца Советов на его месте. Для проведения подготовительных, проектных и строительных работ было создано «Управление строительства Дворца Советов»[3].
  • В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван и началось строительство Дворца
  • В связи с войной проект не осуществился, построенные конструкции были разобраны, а на фундаменте построен бассейн «Москва»

Советская монументальная пропаганда.

  • Вот, что писали о Дворце Советов в книге «Москва социалистическая» в 1940 г.:
  • «В 1934 г. правительством был одобрен и принят проект, разработанный тремя московскми архитекторами – профессором В.Г. Гельфрейхом, академиком архитектуры Б.М. Иофаном и покойным В.А. Щуко.
  • Для Дворца Советов, по предложению товарища Сталина, было выбрано лучшее место в центре столицы – на берегу Москва-реки, близ Кремля.
  • В 1938 г. было закончено сооружение фундаментов высотной части Дворца. В землю были опущены два громадных бетонных кольца, диаметром больше ширины площади Свердлова. Высота этих колец – 21 метр. Поставленный рядом с ними пятиэтажны дом был бы ниже их на два-три метра. Вместе с боковыми фундаментами они должны будут выдерживать на себе грандиозный вес Дворца – около 2 миллионов тонн.
  • Уже начался монтаж стального остова здания. В самом недалеком будущем москвичи увидят поднятое на громадную высоту металлическое кружево этих мощных конструкций. А в 1942 г., по постановлению XVIII съезда партии, основные строительные работы должны быть закончены.
  • По высоте и объему Дворец Советов не знает равных себе во всем мире, в истории всех времен и народов.
  • Общая высота Дворца Советов, от его подножия до верхней точки статуи Ленина, будет 416 метров .
Кино и Театр   Появляются документальные фильмы о текущих событиях таких режиссёров как: 1. В.И. Пудовкин 2. А.П. Довженко 3. С.М. Эйзенштейн («Броненосец Потёмкин»). Появление «нового театра» для служения революции и преодоления академических традиций. Режиссёр В.Э. Мейерхольд Спектакли: «Смерть Тарелкина», «Клоп» и «Баня».

Кино и Театр

  • Появляются документальные фильмы о текущих
  • событиях таких режиссёров как:
  • 1. В.И. Пудовкин
  • 2. А.П. Довженко
  • 3. С.М. Эйзенштейн («Броненосец Потёмкин»).
  • Появление «нового театра» для служения
  • революции и преодоления академических
  • традиций.
  • Режиссёр В.Э. Мейерхольд
  • Спектакли: «Смерть Тарелкина», «Клоп» и
  • «Баня».
Пудовкин, Довженко, Мейерхольд

Пудовкин, Довженко, Мейерхольд

Эйзенштейн Сергей Михайлович

Эйзенштейн Сергей Михайлович

Обвинения и критика   Многие известные деятели не участвовали в работе никаких объединений и создавали произведения, не отвечающие потребностям государства: — Б.Л. Пастернак — С.А. Есенин — К.И. Чуковский — М.А. Булгаков («дни Турбиных» были поставлены только из-за того, что пьеса нравилась И.В. Сталину). — М.М. Зощенко — Е.И. Замятнин — А.П. Платонов

Обвинения и критика

  • Многие известные деятели не участвовали в
  • работе никаких объединений и создавали
  • произведения, не отвечающие потребностям
  • государства:
  • — Б.Л. Пастернак
  • — С.А. Есенин
  • — К.И. Чуковский
  • — М.А. Булгаков («дни Турбиных» были
  • поставлены только из-за того, что пьеса
  • нравилась И.В. Сталину).
  • — М.М. Зощенко
  • — Е.И. Замятнин
  • — А.П. Платонов