Культура и искусство
после Октября 1917 года
Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу. Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский, Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов. Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта. Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть.
Дени, Лебедев, Черемных, Родченко, Лисицкий
Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность
быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше. У авторов плакатов были одни и те же герои: Рабочий, Матрос, Швея, Красноармеец, Прачка, - их писали красной краской. Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп, Бюрократ – писали черной краской.
- . Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве. В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала обучить грамоте».
«Окна РОСТа»
«Окна РОСТа»
«Окна РОСТа»
«Окна РОСТа»
Советский агитационный плакат
Советский агитационный плакат
Советский агитплакат
«Мы наш , мы новый мир построим…»
Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946 )
Советский агитационный плакат
Рекламные плакаты
- ). Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!». Авторами подобных изделий были Чехонин, Кузнецов, Петров – Водкин. Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие, крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила революционные шахматы: «Белые и красные». Например, Красный король был изображен в виде рабочего с кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки – крестьяне со снопами, а белые – рабы, окутанные черными цепями. Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом экспорта.
Агитфарфор
- Коллекция отечественного фарфора насчитывает более 3000 единиц хранения. В ней представлены произведения 135 скульпторов и художников, работавших в фарфоре. В их числе такие известные как — Н.И.Альтман, М.М. Адамович, А.Д.Бржезицкая, С.Б.Велихова, Р.Д.Вильде, Ю.Б. Ганрио, Е.И. Гатилова, М.В. Городецкий, Н.Я. Данько, П.В. Леонов, Н.А.Малышева, И.И.Ризнич, Е.П. Смирнов, П.Е. Смирнов, А.Г.Сотников С.В. Чехонин и многие другие.
Рекламный плакат
- Бурные события начала XX века дали начало новому стилю в искусстве – конструктивизму.
- Как и сама Страна Советов, этот стиль характеризуется строгостью форм, геометризмом.
- Искусство в данном случае несёт чисто практическую функцию: оно призвано пропагандировать достижения новой власти, призывать население следовать новым идеалам.
- Основоположниками конструктивизма считаются Владимир Маяковский и Александр Родченко.
А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.
Архитектура
- Конструктивизм – архитектурный стиль,
- характеризующийся упрощением форм,
- отсутствием декора и широким использованием
- новых материалов: стекла, бетона,
- металлических каркасов.
- В этом стиле творили:
- К.С. Мельников, И.И. Леонидов, братья Л.А, В.А и
- А.А. Веснины, А.В. Щусев.
- Известные здания: рабочие клубы в Москве (им.
- И.В. Русакова, им. М.В. Фрунзе, завода
- «Каучук», фабрик «Буревестник» и «Свобода»).
- В зодчестве наметился символ преобразования общества, строительство нового мира. Спектр направлений был различен от продолжения традиций неоклассицизма 10-х годов до самого дерзкого новаторства. «Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая или большую выразительность. Популярно – наследие зодчество Древнего Востока. Простой и емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности прослеживается в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1930 гг. архитектор А.В. Щусев. Яркий пример технического новаторского московская радиобашня, В 1922 по проекту и под руководством инженера Владимира Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды. И традиционалисты и новаторы создавали строго продуманные сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальных затратах труда и материалов. Константин Степанович Мельников - Д.К имени Русакова 1927- 1929 гг. собственный дом архитектора. Зодчие 20 – х годов были утопистами. Их романтические представления оказались далеки от вкусов простого советского человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона. После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело общественно – политическое значение. Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью.
Моссельпром (арх. Д.М. Коган, А.Ф. Лолейт)
памятник русского конструктивизма и авангарда, расположенный на углу Калашного, Нижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков. Историческую и культурную ценность представляет как само здание, построенное по проекту архитектора Н. Д. Струкова, так и панно, выполненное художниками А. М. Родченко и В. Ф. Степановой, а также воспроизведённый на доме рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит В. Маяковскому.
ТАТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ (1885–1953 )
- Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса.
- В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям),
Архитектура конструктивизма
Бригада архитекторов под руководством В.А. Веснина. 1927–1932 гг.
Здание Наркомзема
- Архитектор А.В. Щусев. 1938–1933 гг. Москва
Рабочий клуб района Сухрани. Черный город
- Архитекторы А. Веснин, Л. Веснин. 1928 г. Баку
Водонапорная башня завода «Красный Гвоздильщик»
- Архитектор Я. Чернихов. 1929–1930 гг. Ленинград
К.С. Мельников. Дом Мельникова
- Памятники и монументы стали играть ключевую роль в советской скульптуре. Какая судьба ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь должны были установить памятники? В.И.Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других крупных городах. В их числе оказались: К.Маркс, Ф.Энгельс, С.Разин, П.Пестель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак, Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В.Луначарский. Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шервуд, С.Т.Коненков, Шадр, Мухина. Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время утверждается навсегда. Самым известным произведение этого периода является работа Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия - Иванов) – «Булыжник – оружие пролетариата». (вывести на экран слайд № 26, который знакомит учащихся с работой Шадра и одним из памятников К.Марксу) Вера Игнатьевна Мухина, прежде чем создать знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу – «Колхозница». Она является автором памятника А.С.Пушкину в городе Твери перед филармонией. На площадях крупных городов появляются памятники вождям пролетариата – К.Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны. В городе Тверь, у ограды городского сада был установлен один из первых памятников Карлу Марксу, который сохранился и до сегодняшнего дня. На смену отдельным фигурам появляются монументы, состоящие из групп. Это и памятник героям революции на улице Баррикадной в Москве. В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 – 1920 одах было установлено около 40 новых памятников.
Шадр И ван Дмитриевич
Вера Мухина
- «Рабочий и колхозница»
- «Пламя революции»
- «Крестьянка»
- «Ветер»
Голубкина Анна Семёновна
- «Бюст М.Ю. Лермонтова»
- «Старость»
- «Железный»
- «Берёзка»
Монументальная пропаганда
- план «монументальной пропаганды» — это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития отечественной скульптурной школы.
- Дворе́ц Сове́тов — неосуществлённый грандиозный строительный проект в Москве советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы (в том числе строительство до 1941 года ) и в 1950-е годы: административное здание, место сессий Верховного Совета СССР , празднеств и т. п. Должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой , кульминацией всего высотного строительства СССР и самым высоким зданием мира.
- Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Дворец Советов высотой 420 м (по окончательному проекту) должен был значительно превзойти по высоте самый высокий с 1931 года по 1972 год 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. По расчётам здание должно было быть различимо наблюдателем на расстоянии до 35 километров. В ночное время для этого предполагалось освещать его с такой интенсивностью, чтобы создать на фасадах освещённость в 500 люкс[2].
- В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял собор, известный как Храм Христа Спасителя; рассматривалась также площадка на Воробьёвых горах, где впоследствии было возведено Главное здание МГУ. В конце 1920-х годов было принято решение, несмотря на протесты ряда деятелей общественности[источник не указан 791 день], о сносе собора и строительстве Дворца Советов на его месте. Для проведения подготовительных, проектных и строительных работ было создано «Управление строительства Дворца Советов»[3].
- В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван и началось строительство Дворца
- В связи с войной проект не осуществился, построенные конструкции были разобраны, а на фундаменте построен бассейн «Москва»
Советская монументальная пропаганда.
- Вот, что писали о Дворце Советов в книге «Москва социалистическая» в 1940 г.:
- «В 1934 г. правительством был одобрен и принят проект, разработанный тремя московскми архитекторами – профессором В.Г. Гельфрейхом, академиком архитектуры Б.М. Иофаном и покойным В.А. Щуко.
- Для Дворца Советов, по предложению товарища Сталина, было выбрано лучшее место в центре столицы – на берегу Москва-реки, близ Кремля.
- В 1938 г. было закончено сооружение фундаментов высотной части Дворца. В землю были опущены два громадных бетонных кольца, диаметром больше ширины площади Свердлова. Высота этих колец – 21 метр. Поставленный рядом с ними пятиэтажны дом был бы ниже их на два-три метра. Вместе с боковыми фундаментами они должны будут выдерживать на себе грандиозный вес Дворца – около 2 миллионов тонн.
- Уже начался монтаж стального остова здания. В самом недалеком будущем москвичи увидят поднятое на громадную высоту металлическое кружево этих мощных конструкций. А в 1942 г., по постановлению XVIII съезда партии, основные строительные работы должны быть закончены.
- По высоте и объему Дворец Советов не знает равных себе во всем мире, в истории всех времен и народов.
- Общая высота Дворца Советов, от его подножия до верхней точки статуи Ленина, будет 416 метров .
Кино и Театр
- Появляются документальные фильмы о текущих
- событиях таких режиссёров как:
- 1. В.И. Пудовкин
- 2. А.П. Довженко
- 3. С.М. Эйзенштейн («Броненосец Потёмкин»).
- Появление «нового театра» для служения
- революции и преодоления академических
- традиций.
- Режиссёр В.Э. Мейерхольд
- Спектакли: «Смерть Тарелкина», «Клоп» и
- «Баня».
Пудовкин, Довженко, Мейерхольд
Эйзенштейн Сергей Михайлович
Обвинения и критика
- Многие известные деятели не участвовали в
- работе никаких объединений и создавали
- произведения, не отвечающие потребностям
- государства:
- — Б.Л. Пастернак
- — С.А. Есенин
- — К.И. Чуковский
- — М.А. Булгаков («дни Турбиных» были
- поставлены только из-за того, что пьеса
- нравилась И.В. Сталину).
- — М.М. Зощенко
- — Е.И. Замятнин
- — А.П. Платонов