СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Руси конца 13 - начало 16 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о кульуре Руси конца 13 века ,14 века, 15 века и начало 16 века

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси конца 13 - начало 16 века»

Культура Руси конца 13-начало 16 века Гурьянова Маргарита 1 «Б»

Культура Руси конца 13-начало 16 века

Гурьянова Маргарита 1 «Б»

1.Условия развития культуры 2.Литература 3.Архитектура и искусство

1.Условия развития культуры

2.Литература

3.Архитектура и искусство

Условия развития культуры. После страшного разорения рус­ских земель в результате нашествия Батыя и последующих похо­дов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усу­гублялось тем, что в Орду угонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными цен­трами развития культуры. Последствием нашествия стало исчез­новение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конце XIII в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонголь­ской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Условия развития культуры. После страшного разорения рус­ских земель в результате нашествия Батыя и последующих похо­дов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усу­гублялось тем, что в Орду угонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными цен­трами развития культуры. Последствием нашествия стало исчез­новение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конце XIII в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонголь­ской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Литература. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать  «Слово о погибели Русской земли».  До нас дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопо­жертвованию, казалось бы, в безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как  «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском»  и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выража­лась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Литература. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать  «Слово о погибели Русской земли».  До нас дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопо­жертвованию, казалось бы, в безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как  «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском»  и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выража­лась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появи­лись иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма  «Задонщина»,  написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погиб­ших, автор «Задонщины»  Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано  «Сказание о Мамаевом побоище».  Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало  «Хождение за три моря»  Афанасия Никитина. Тверской купец совершил пу­тешествие в Индию в 1466— 1472 гг. В записках он подробно рас­сказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубо­кой симпатией наполнены его описания жизни простых индийцев. Различие веры не мешало А.Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возврашались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли IЧеской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Рус­ская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова запи-i аны в конце «Хождения за три моря».

Создание единого государства способствовало появлению об­ширной публицистической литературы, главной темой которой ст али пути развития страны. Многие публицисты конца XV — на­чала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в ног период в России. Они.выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, ипдный дипломат  Федор Курицын  в стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа само-властна, ограда ей вера».

Задонщина Хождения за три моря Сказание о Мамаевом побоище Домострой

Задонщина

Хождения за три моря

Сказание о Мамаевом побоище

Домострой

Архитектура и искусство. В XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим чюеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образ­цу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обо­сновывалось древними традициями. Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились боль­шие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конце XV в. Москва стада столицей всей Русской земли, и Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальян-ских мастеров была создана современная кремлевская стена с баш­нями. Для своего времени это было выдающееся фортификацион­ное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

Архитектура и искусство. В XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим чюеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образ­цу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обо­сновывалось древними традициями.

Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились боль­шие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конце XV в. Москва стада столицей всей Русской земли, и Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальян-ских мастеров была создана современная кремлевская стена с баш­нями. Для своего времени это было выдающееся фортификацион­ное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянецАристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — нача­ло XV в., когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением во внут­ренний мир образов. Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославлен­ным его творением стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Свя­того Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной кра­соты. В творчестве А. Рублева отразилась эпоха национального подъе­ма, вызванного Куликовской битвой. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Диони­сий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянецАристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — нача­ло XV в., когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением во внут­ренний мир образов.

Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославлен­ным его творением стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Свя­того Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной кра­соты. В творчестве А. Рублева отразилась эпоха национального подъе­ма, вызванного Куликовской битвой.

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Диони­сий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Андрей Рублёв

Андрей Рублёв

Спасибо  Внимание!!! За

Спасибо

Внимание!!!

За


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!